Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.

Содержание

Введение 3
1. Возрастная психология 4
2. Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

   Улыбка  младенца - это не только мимика, но и движения, гуление, обращенное ко взрослому; это целый комплекс проявления радости, который так и называют - «комплекс» оживления. «Комплекс оживления» многие авторы называют уже поведением. Именно в это время происходит выделение человеческого лица как объекта, на который будет направлено поведение, и появляются движения, которые реализуют эту направленность. Из аморфной ситуации ребенок выделяет лицо матери, он буквально расцветает в своей направленности на общение с ней. Ребенок обращается ко взрослому всем свои существом: взрослый становится центром понимания мира, центром понимания себя и других людей.

   Ситуация  развития в младенческом возрасте будет определяться тем, насколько взрослый сумеет ответить на поведение ребенка, который буквально требует взаимодействия. В первом поведенческом движении малыша, в первом гулении - воздействие на взрослого, именно воздействие, а не физиологический акт. Беззубая радостная улыбка младенца вызывает ответную радость матери. Улыбка, слова, движения - все направлено на другого человека: у взрослого на ребенка, у ребенка на взрослого. Они сами по себе становятся целью друг для друга. Такое взаимодействие людей называется общением: важно не только то, что делают, важен человек, который делает.

   Что же происходит, если потребность в общении  не удовлетворяется или удовлетворяется  недостаточно? Дети, оказавшиеся в  больнице или детском доме, отстают  в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

   Развитие  сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

   Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие  движений и действий:

· 1 месяц - Поднимает подбородок

· 2 месяца - Поднимает грудь

· 3 месяца - Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

· 4 месяца - Сидит с поддержкой

· 5-6 месяц - Хватает рукой предметы

· 7 месяцев - Сидит без поддержки

· 8 месяцев - Садится без посторонней помощи

· 9 месяцев - Стоит с поддержкой: ползает  на животе

· 10 месяцев - Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

· 11 месяцев - Стоит без поддержки

· Год - Ходит, держась одной рукой.

   1 месяц  - хаотичное движение рук, пальцы  сжаты в кулак;

   2 месяца - сжимание и разжимание пальцев  рук. Вложенный в руку предмет  удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

   3 месяца - удерживает вложенный в руку  предмет до 10 секунд, тянет его  в рот.

   4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает  руки к предмету, движение пальцев  не дифференцированы.

   5 месяцев  - противопоставляет большой палец  другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.

   6-7 месяцев  - ребенок размахивает схваченными  им предметами, стучит, бросает и  снова подбирает их, кусает, перекладывает  из руки в руку и т.д., движение  пальцев дифференцируются.

   8-9 месяцев  - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

   10-11 месяцев  - манипулирует с предметами, появляются  первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

   Развитие  речи:

   Уже в  комплексе оживления проявляется  особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

   В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

   Новообразования младенческого возраста

   Новообразования: элементарные формы восприятия и  мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

   С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"

   Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает  делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

   Внутренние  причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности  являются еще недостаточными для  удовлетворения потребностей.

   Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую  Л.С. Выготский назвал автономной. Она  значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко  отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).

   Предметная  деятельность как ведущая деятельность раннего детства 

   Предпосылки предметной деятельности формируются  еще в младенческом возрасте. Целью  предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

   Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и  др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

   1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов;

   2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции  за предметом;

   3 этап: после 2,5 лет - отделение действия  от предмета, ребенок осваивает  функции предмета и начинает  использовать одни предметы вместо  других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).

   В рамках предметной деятельности зарождается  игра (в конце раннего детства).

   Развитие  психических функций в раннем возрасте

   Мы  уже отмечали выше, что раннее детство сенситивно к усвоению речи.

   Автономная  речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.

   К 1 году словарь ребенка - 10 слов;

   К 1г.8м. - 100 слов;

   К 2 г. - 300 слов и более;

   К 3 г. - 1000-1500 слов.

   Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят  из 2-3 слов. Это чаще всего субъект  и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай  булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

   Помимо  речи, в раннем возрасте развиваются  другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.

   Особенности восприятия ребенка

   Раннее  детство интересно тем, что среди  всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

   Внимание  и память не произвольны.

   Мышление  является наглядно-действенным, оно  основано на восприятии и действии с предметами.

   Проявление  личности в раннем возрасте

   Для раннего  возраста характерны яркие эмоциональные  реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Однако ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

   В двухлетнем возрасте у ребенка зарождается  самосознание. Он начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

   Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

   Кризис 3-х лет

   Кризис 3 лет - граница между  ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

   Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

   1) Первая из них  - негативизм. Ребенок  дает негативную  реакцию не на  само действие, которое  он отказывается  выполнять, а на  требование или  просьбу взрослого.

   Он  не делает что-то только потому, что  это предложил ему определенный взрослый человек, (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.

   Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

   2) Вторая  характеристика кризиса 3 лет  - упрямство. Это реакция ребенка,  который настаивает на чем-то  не потому, что ему этого очень  хочется, а потому, что он сам  об этом сказал взрослым и  требует, чтобы с его мнением  считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

   3) Третья  характеристика кризиса 3 лет,  которая будет присуща всем  последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

   4) строптивость  близка к негативизму и упрямству,  но направлена не против конкретного  взрослого, а против принятых  в семье норм поведения (порядков);

   5) своеволие  - т.е. ребенок хочет делать  все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

   6) протест-бунт, который проявляется в частых  ссорах с родителями; по Л.С.  Выготскому "ребенок находится  в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"

   7) деспотизм  - диктует свое поведение (если  в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему  окружающему.

Информация о работе Возрастные кризисы