Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.

Содержание

Введение 3
1. Возрастная психология 4
2. Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

   Возникающие в процессе развития и особым образом  прочувство-ванные в условиях кризиса  новообразования (развивающаяся и осозна-ваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

   Роль  игры в развитии психики  ребенка 

   Игра - ведущий вид деятельности ребенка  дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

   Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

   1) В  игре ребенок учится полноценному  общению со сверстниками.

   2) Учиться  подчинять свои импульсивные  желания правилам игры. Появляется  соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

   3) В  игре интенсивно развиваются  все психические процессы, формируются  первые нравственные чувства  (что плохо, а что хорошо).

   4) Формируются  новые мотивы и потребности  (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

   5) В  игре зарождаются новые виды  продуктивной деятельности (рисование,  лепка, аппликация)

   Развитие  психических функций в дошкольном возрасте

   1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

   2) Память. Дошкольное детство - возраст,  наиболее благоприятный для развития  памяти. У младших дошкольников  память непроизвольна. Ребенок  не ставит перед собой цели  что-то запомнить или вспомнить  и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память.

   3) Мышление  и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

   4) Речь. В дошкольном детстве в основном  завершается долгой и сложный  процесс овладения речью. К  7 годам язык для ребенка становится  действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно.

   Особенности личности дошкольника. Эмоциональная  сфера. Для дошкольного детства  характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

   Изменяется  в этот период и  структура самих  эмоциональных процессов. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

   Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается  соподчинение мотивов. Мотивы дошкольника  приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

   Интересно, что наиболее сильный мотив для  дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами.

   Дошкольник  начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать  поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

   Самосознание  формируется к концу дошкольного  возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. 
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

   Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

   Для этого  периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

   Начинается  осознание себя во времени. В 6-7 лет  ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

   Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

   На  основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

   Основные  признаки:

   1) потеря  непосредственности (между желанием  и действием вклинивается переживание  того, какое значение это действие  будет иметь для ребенка);

   2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

   3) симптом  "горькой конфеты" - ребенку  плохо, но он старается этого  не показать.

   Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий  уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

   Обычно  выделяют два аспекта психологической  готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к  школе.

   Интеллектуальная  готовность включает в себя:

   - ориентировка  в окружающем;

   - запас знаний;

   - развитие  мыслительных процессов (способность  обобщать, сравнивать, классифицировать  объекты);

   - развитие  разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.);

   - развитие  произвольного внимания;

   Мотивационная готовность к школе включает в себя:

   Внутренняя  мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно  и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый  ранец или родители пообещали  купить велосипед (внешняя мотивация).

   Социальная  ситуация развития в младшем школьном возрасте

   С поступления ребенка  в школу устанавливается  новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

   В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Это необычайно сложная деятельность, которой будет  отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.

      Психологические особенности подростка

   Основной  особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

   Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

   Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти  рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

   В связи  с быстрым развитием возникают  трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.

   Это состояние  удачно выразил американский подросток:

   "В  14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает  сексуальное возбуждение, сопровождающее  процесс полового созревания.

   В этот самый короткий по астрономическому времени пери-од подросток проходит великий путь в своем развитии: через внут-ренние конфликты с  самим собой и с другими, через  внешние срывы и восхождения  он может обрести чувство личности.

   Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

   Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

   1) Общение  является для подростков очень  важным информационным каналом;

   2) Общение  - специфический вид межличностных  отношений, он формирует у подростка  навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

   3) Общение  - специфический вид эмоционального  контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

   Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

   Стремление  идентифицироваться с себе подобными  порождает столь ценимую в  общечеловеческой культуре потребность в друге. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя.

   Особенности личности подростков

   2. Развитие  самосознания ,формирование "Я-концепции"  система внутренне согласованных  представлений о себе, образов  "Я".

   4. Критичность  мышления, склонность к рефлексии,  формирование самоанализа.

   5. Трудности  роста, половое созревание, сексуальные  переживания, интерес к противоположному  полу.

   6. Повышенная  возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

   7. Заметное  развитие волевых качеств.

   8. Потребность  в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

   Направленность  личности:

   - гуманистическая  направленность - отношение подростка  к себе и обществу положительны;

   - эгоистическая  направленность - он сам является  более значимым, чем общество;

Информация о работе Возрастные кризисы