Возрастное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:02, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.docx

— 39.37 Кб (Скачать)

♦ Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма.

♦ Возникает кризис 3 лет как утверждение самостоятельности.

Новообразование: феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка  от взрослого.

Из новообразований  кризиса 3 лет — тенденция к  самостоятельной деятельности, в  то же время похожей на действия взрослого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. структурные характеристики дошкольного  возраста

Период дошкольного  детства часто называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только ещё формируются  в интеллекте, опираясь на внешние  объекты. Символ, как мостик от одной  реальности к другой, позволяет ребёнку  в 4-5 летнем возрасте соединять объекты  и понятия. Наиболее отчётливо это  проявляется в детской игре. Палка  может быть символом ружья и коня, камушки могут быть пищей, деньгами, лекарством и т.д. Многие психологи  называют игровую деятельность ведущей  в дошкольный период. Совместно с  игрой в этом возрасте развивается  изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного  наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается  музыка.

Став субъектом  деятельности и речи, приобретя позицию  «Я сам», ребенок начинает реализовывать  ее в смысловой сфере, преимущественно  в игре, с помощью воображения. В связи с этим важно рассмотреть  два момента: что есть игра, каково её соотношение с воображением; что  означает «опроизволивание» воображения (Е.Е. Кравцова).

Игра относится  к интрогенному поведению, т.е. поведению, обусловленному такими факторами личности, как потребности и интересы, в отличие от экстрогенного, определяемого внешней необходимостью.

Радость –  одна из ключевых ценностей человека. Именно на получение радости направлено игровое удовлетворение духовных потребностей. Стремление получить радость через  «свободную игру человеческих сил» можно  проиллюстрировать фактами спонтанно  возникающих игр у взрослого  человека. Однако своеобразие игры в отличие от других форм интрогенного поведения заключается в том, что она «является генеральной формой поведения: все формы экстрогенного поведения могут составить содержание игры» (Д.Н. Узнадзе). Кроме того, игра может быть включена в любой вид деятельности. Эту особенность игры общество всегда использовало как средство обучения детей и взрослых труду, познанию, любому делу.

Другая особенность  игры состоит в том, что она  может быть реализована только при  наличии мнимой ситуации. По определению  Л.С. Выготского игра – это расхождение между оптическим и смысловым полем. Но игры и нет там, где нет поведения ребенка с правилами, его своеобразного отношения к правилам.

Значение  игры, наиболее позднего вида деятельности, появившегося в ходе эволюции человека, активно изучалось многими знаменитыми  психологами. Так, С.Л. Рубинштейн отмечал, что игра – это способ познания; А.В. Запорожец считал, что это  школа эмоций. Игра развивает полифоничность мышления, так как реализует принцип «все может быть всем». Л.С. Выготский называл игру и искусство средством «взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения». Современные психологи и психотерапевты используют «игру в другого» как эффективный прием преодоления внутренних конфликтов. Игра – школа общения и рефлексии. О значении игры в жизни человека наиболее подробно изложено в трудах Д.Б. Эльконина – специалиста по изучению сюжетно-ролевой игры в онтогенезе.

Традиционно игра рассматривается как признак  детства, тогда как при достаточно осознанном отношении к ней она  становится средством стрессового  контроля, самообновления, самоусовершенствования, стимулирования приподнятого настроения. Иногда игра переводится в профессиональное русло: актерская деятельность, спортивные игры, игры с правилами. 

  1. структурные характеристики младшего школьного возраста
 

К началу школьного  обучения ребёнок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям  и предписаниям, он в состоянии  видеть иную точку зрения (произошла  децентрация процессов мышления), он активен и ему хочется учиться. Младший школьный возраст – время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники – старательные ученики и послушные воспитанники. Школьник – первый социальный статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно. Ведущая деятельность – учёба.Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается именно в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребенка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».

Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым  образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и  умело перенимаются модели – внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой – от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Они требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.

Одним из направлений  развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Созревшая к концу дошкольного  возраста внутренняя жизнь позволяет  ребёнку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему  выстраивать собственное психологическое  пространство и «пробовать себя»  в разных ролях. «Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не может перерасти в длительное». Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром – свои личные предметы ребёнок маркирует, «украшает», как может. Это возраст создания «тайников» и «секретиков», постройки «штабов», начала освоения чердаков и подвалов. Подписываются книги, украшается велосипед, кровать, наклеиваются в самые невероятные места картинки - «помечая» свою вещь, ребёнок словно передаёт ей часть своих личных свойств. Так можно осязать «границы своего Я». Потому порой даже случайное нарушение этих установленных границ – стёртая родителями наклейка, снятая картинка и т.п., - воспринимаются очень трагично. 

  1. структурные характеристики подросткового  возраста

Подростковый возраст  охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых  сложных и ответственных в  жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны  развития и жизни. Кризис подросткового  возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. 
 
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. 
 
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. 
 
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. 
 
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: 

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

 
Наиболее бурные аффективные реакции  возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие  подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.  
 
 
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
 
 
 
 
 
 
 

  1. структурные характеристики раннего  юношеского возраста
 
 

Психология  юношеского возраста – один из самых  сложных и наименее разработанных  разделов возрастной психологии. Еще  в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается справедливой по сей день. Во многих западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в период «тинейджерства», объединяющий подростковый и юношеский периоды от 13 до 19 лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина, отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного возрастного этапа развития.

Анализ литературы показал, что большинство исследований, относящихся к школьному возрасту, приходится на подростковый период развития. По мнению Л.И.Божович, это связано с тем, что качественные изменения в психических процессах и функциях происходят в подростковом возрасте и на долю старшего школьного возраста остается их укрепление и совершенствование.         

 Юность  – период завершения физического  созревания человека, бурного роста  его самосознания, формирование  мировоззрения, выбора профессии  и начала вступления во взрослую  жизнь (14 – 18 лет).        

 Юношеский  возраст (14-15 до 18) представляет собой  в буквальном смысле «третий  мир», существующий между детством  и взрослостью. К концу этого  периода основные процессы биологического  созревания в большинстве случаев  завершены, так что дальнейшее  физическое развитие можно рассматривать  уже как принадлежащее к циклу  взрослости.

Юношеский возраст  несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.

Важнейший психологический  процесс юношеского возраста – становление  самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении юношеского возраста и  представлен значительными изменениями  самосознания, а именно, когнитивной  и эмоциональной его сторон и  системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковой) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля.

Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и особенности  его психики. Перед юношами стоит  задача социального и личностного  самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а  четкую ориентировку и определение  своего места во взрослом мире. Отечественные  психологи рассматривают самоопределение  как основное психологическое новообразование  раннего юношеского возраста.

Это предполагает изменения в интеллектуальной сфере, но наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой  затруднительно взросление и выбор  профессии, необходимо развитие интегративных  механизмов самосознания, выработка  мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций.

И.В.Дубровина  отмечает, что интерес к учению, развитие интеллекта у юношей тесно  связан с процессом самосовершенствования  – стремлением повысить свой культурный уровень, желанием стать интересным, «многозначащим» человеком.  Г.С.Абрамова пишет, что период вступления в раннюю юность, в целом, связан с подъемом интеллектуальной активности на качественно новый уровень. Это проявляется в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлении понять смысл действительности. Данное мнение разделяет И.С.Кон, подчеркивая что, у старшеклассника появляется непреодолимое тяготение к абстракции, теоретизирование становится насущной психологической потребностью. Л.И.Божович отмечает, что в старшем школьном возрасте интеллектуальная деятельность учащихся приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением.

Информация о работе Возрастное развитие