Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:02, реферат
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
♦ Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма.
♦ Возникает кризис 3 лет как утверждение самостоятельности.
Новообразование: феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого.
Из новообразований
кризиса 3 лет — тенденция к
самостоятельной деятельности, в
то же время похожей на действия
взрослого.
Период дошкольного детства часто называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только ещё формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребёнку в 4-5 летнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчётливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки могут быть пищей, деньгами, лекарством и т.д. Многие психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.
Став субъектом деятельности и речи, приобретя позицию «Я сам», ребенок начинает реализовывать ее в смысловой сфере, преимущественно в игре, с помощью воображения. В связи с этим важно рассмотреть два момента: что есть игра, каково её соотношение с воображением; что означает «опроизволивание» воображения (Е.Е. Кравцова).
Игра относится к интрогенному поведению, т.е. поведению, обусловленному такими факторами личности, как потребности и интересы, в отличие от экстрогенного, определяемого внешней необходимостью.
Радость –
одна из ключевых ценностей человека.
Именно на получение радости направлено
игровое удовлетворение духовных потребностей.
Стремление получить радость через
«свободную игру человеческих сил» можно
проиллюстрировать фактами
Другая особенность игры состоит в том, что она может быть реализована только при наличии мнимой ситуации. По определению Л.С. Выготского игра – это расхождение между оптическим и смысловым полем. Но игры и нет там, где нет поведения ребенка с правилами, его своеобразного отношения к правилам.
Значение
игры, наиболее позднего вида деятельности,
появившегося в ходе эволюции человека,
активно изучалось многими
Традиционно
игра рассматривается как признак
детства, тогда как при достаточно
осознанном отношении к ней она
становится средством стрессового
контроля, самообновления, самоусовершенствования,
стимулирования приподнятого настроения.
Иногда игра переводится в профессиональное
русло: актерская деятельность, спортивные
игры, игры с правилами.
К началу школьного обучения ребёнок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления), он активен и ему хочется учиться. Младший школьный возраст – время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники – старательные ученики и послушные воспитанники. Школьник – первый социальный статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно. Ведущая деятельность – учёба.Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается именно в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребенка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».
Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели – внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой – от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Они требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
Одним из направлений
развития в этом возрасте становится
установление разнообразных социальных
связей. Созревшая к концу дошкольного
возраста внутренняя жизнь позволяет
ребёнку осознать свою «непрозрачность»
для других. Это позволяет ему
выстраивать собственное
Подростковый возраст
охватывает период от 10-11 лет до 13-14
лет и является одним из самых
сложных и ответственных в
жизни ребенка и его родителей.
Этот возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис подросткового
возраста связан с изменением социальной
ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация
развития - это особое положение ребенка
в системе принятых в данном обществе
отношений. В подростковом возрасте она
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность,
которая определяет возникновение основных
изменений в психическом развитии ребенка
на каждом отдельном этапе. Если у младших
школьников такой деятельностью является
учебная, то в подростковом возрасте она
сменяется на интимно-личностное общение.
Именно в процессе общения со сверстниками
происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться
и в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для подростков
очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные
успехи, родители стараются ограничить
детей в общении со сверстниками. Однако
важно помнить, что именно общение со сверстниками
является наиболее важной для подростков
деятельностью и оно необходимо для полноценного
психического развития ребенка.
Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями, происходящими
в организме ребенка. Половое
созревание и неравномерное
физиологическое развитие подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью
и резкими колебаниями настроения (от
экзальтации до депрессии). Поведение
подростков зачастую бывает непредсказуемым,
за короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:
Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-
В подростковый период возникает ряд важнейших
личностных задач. Основные линии развития
подростков связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и приобретением
самостоятельности.
Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается справедливой по сей день. Во многих западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в период «тинейджерства», объединяющий подростковый и юношеский периоды от 13 до 19 лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина, отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного возрастного этапа развития.
Анализ литературы
показал, что большинство исследований,
относящихся к школьному
Юность
– период завершения
Юношеский
возраст (14-15 до 18) представляет собой
в буквальном смысле «третий
мир», существующий между детством
и взрослостью. К концу этого
периода основные процессы
Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.
Важнейший психологический
процесс юношеского возраста – становление
самосознания и устойчивого образа
«Я», открытие своего внутреннего мира.
Процесс нахождения идентичности происходит
на протяжении юношеского возраста и
представлен значительными
Промежуточность
общественного положения и
Это предполагает изменения в интеллектуальной сфере, но наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднительно взросление и выбор профессии, необходимо развитие интегративных механизмов самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций.
И.В.Дубровина
отмечает, что интерес к учению,
развитие интеллекта у юношей тесно
связан с процессом