Возрастное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:02, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.docx

— 39.37 Кб (Скачать)
  1. Cхема преемственности критериев возрастного развития

Возраст –  одна из фундаментальных и сложных  категорий психологии развития. Уже  самое общее, формальное его определение  имеет 2 значения, оба из которых  широко применяются как в историко-биологических  науках, так и в науках о неживой  материи – это абсолютный и  условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством  временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента  его измерения. Это – чисто  количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования  объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный  возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного  возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета  и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно  сложными и противоречивыми. Как  указывает И.С. Кон, чтобы разобраться  в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Во-первых, это  индивидуальное развитие, описываемое  в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные  свойства»).

Вторая система  отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура  общества, описываемые в таких  терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные  слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система  отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как  их воспринимают и символизируют  представители разных социально-экономических  и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные  стереотипы» и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Cтруктурные характеристики младенческого возраста

Новообразования возраста 

1. К  году ребенок произносит первые  слова (складывается структура  речевого действия);

2. Осваивает  произвольные действия с предметами  окружающего мира (структура предметного  действия). 

Речь  ребенка младенческого  возраста

 
До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся  конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются  основы речевых навыков. Дети сами закладывают  эти основы, стремясь установить контакт  со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

 
Автономная речь формируется около  года и служит переходной фазой между  пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

 
Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

 
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса  одного года.
 

Активная  речь

 
Возникает к 1,6 - 2 годам (у девочек  раньше, чем у мальчиков). Запас  слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические  функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

 
Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
 

Предметная  деятельность

 
Предметная деятельность связана  с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
 

  1. Движущийся  глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок  способен зрительно сосредоточиваться  на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как  у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления - см. выше).
  3. Перемещение в пространстве - предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это - в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования - предметной деятельности.

 
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются  реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

 
Предметная деятельность - это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок  должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

 
Он осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

 
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала - в ориентировочном  поведении, далее - в общении со взрослыми; затем - в предметной деятельности.
 

Умственное  развитие

 
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного  развития - сенсомоторном. Дети в это  время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 - до года.
 

  1. Упражнение  рефлексов. Дети "упражняют" все  навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные  рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме  этого новорожденные еще умеют  смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 - 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 - 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 - 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
 

Базовая потребность возраста

 
Базовая потребность возраста - потребность  в безопасности, защищенности. Она  должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

 
Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш  ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности  возникает к тем людям, которые  особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

 
Вторая половина стабильного периода  характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса одного года.

  1. структурные характеристики раннего детского возраста

Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).

♦ Интенсивно идет сенсомоторное развитие: вертикальное положение тела расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.

♦ Осуществляется речевое общение, развивается понимания речи взрослых, увеличивается запас слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).

♦ Возникает способность к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.

♦ Ребенок овладевает предметными действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

♦ Растет любознательность ребенка (Он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и пр.

♦ Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

♦ Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов по цвету, форме).

♦ Происходит становление элементарного самосознания («Я сам»).

♦ Начинает формироваться способность к произвольной саморегуляции.

♦ Ребенок приучается к чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций.

Информация о работе Возрастное развитие