Возрастная психолоогия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:17, доклад

Описание работы

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесс развития индивидуального организма.

Работа содержит 1 файл

психология семинар 1.docx

— 139.83 Кб (Скачать)

Существует мнение, например, что психиатры лечат психически больных людей ("психов"), а психологи помогают психически здоровым людям, оказавшимся в затруднительных жизненных ситуациях.

Применительно к нашей  стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так. Но специализация  психиатра вовсе не подразумевает  непременно лечение людей с психическими заболеваниями. За рубежом есть штатные  психиатры в армии, крупных компаниях, школах, психиатры ведут частный  прием и к ним обращаются вполне психически здоровые люди. С другой стороны, и психологи работают в  психиатрических клиниках. Словом, есть психиатры (и в нашей стране), специализирующиеся на работе с психически нормальными людьми, и есть психологи, специализирующиеся в области психических  заболеваний (патопсихологии).

Существует мнение, например, что психотерапевты оказывают помощь психически здоровым людям с "расшатанными" нервами, прописывая им те или иные препараты (снотворные, транквилизаторы, антидепрессанты и т.п.).

Применительно к нашей  стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так. Но это связано  исключительно с советской "традицией" в медицине. Психотерапевты могут  также работать с психически очень  больными людьми, и психотерапия не сводится к тяжести заболевания  и имеет весьма отдаленное отношение  к заболеваниям нервной системы (на заболеваниях нервной системы  специализируются невропатологи). В  мировой практике различаются понятия "психотерапия" и "фармакотерапия". При проведении собственно психотерапии врач не использует никаких лекарственных препаратов и воздерживается от их назначения лично, а в случае необходимости, направляет пациента к коллеге. Словом, если врач в своей практике использует только лекарства, строго говоря, - он не может называться психотерапевтом. И, с другой стороны, психолог, никогда не использующий в своей практике медикаментозное лечение, может проводить психотерапию.

Существует мнение, например, что врачи-психиатры или врачи-психотерапевты занимаются лечением, а психологи  дают советы.

Применительно к нашей  стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так. Но врачи-психотерапевты, занимающиеся собственно психотерапией, часто предпочитают не использовать слово "лечение", также как психологи, занимающиеся психотерапией, избегают давать советы.

Откуда взялась эта  путаница?

Мнение, что психиатрия занимается психическими отклонениями, а психология - вариациями в пределах нормы - обусловлено  исключительно историческими причинами. Все дело в том, что психиатрия родилась как наука в связи  с попытками лечения психических  заболеваний, уже являясь разделом медицины, а психология появилась  в результате попыток объяснения таких психических процессов  как мышление, восприятие, память, и  т.д. в рамках нормы, уже являясь  разделом философии. Таким образом, психиатрию и психологию объединяет общий объект исследования - психика, а разделяют исторические предпосылки  определения цели. Рождение и психиатрии, и психологии как науки следует  отнести к XIX столетию, но и до этого  врачи пытались лечить душевные заболевания, а философы изучали душу человека. Таким образом, и врачи, и философы двигались параллельно, но преследовали разные цели. В психиатрии на первое место ставилась утилитарная  цель - излечить психическую болезнь, а теоретическое осмысление проводились, так сказать, попутно, а философы хотели постичь суть явления психики  человека, вообще мало заботясь о практическом применении своих гипотез.

Психиатрия и психология сошлись вместе исключительно благодаря  Фрейду. Фрейду удалось гармонично объединить практичную медицинскую  психиатрию и спекулятивную (абстрактно-философскую) психологию воедино. В результате такого синтеза родился новый раздел человековедения - психоанализ, психоанализ как техника лечения, и психоанализ как наука, изучающая психику человека (термин "психоанализ" таким образом получил два нетождественных значения).

Открытие техники психоанализа, которая дала возможность формироваться  психоанализу как науке, стало возможным  благодаря двум фундаментальным  открытиям, гениальность которых, как всегда, заключается в их простоте и очевидности.

 

Во-первых, Фрейд, отличаясь  от своих коллег-психиатров, проявлял особый интерес не только к симптомам  своих пациентов, но ко всему, что  они сообщали, потому что не считал мысли, как тогда выражались, "нервнобольных  пациентов" не заслуживающими внимания.

Во-вторых, Фрейд начал  формировать свою психоаналитическую теорию не только на основании изучения, как тогда говорили, "нервных  болезней", а, прежде всего, на основе анализа нормальных проявлений психики  человека: оговорок, острот, ошибочных  действий, забываний и, конечно, сновидений. Если рождение психоанализа связывают с выходом в свет книги "Толкование сновидений", то можно сказать, Фрейд начал психоанализ с самоанализа, потому что большая часть представленных в книге сновидений составляют сновидения самого автора.

Итак, основная заслуга Фрейда заключатся в том, что он разрешил своим пациентам говорить и допустил возможность существования единых законов функционирования психики, как для больных, так и для  здоровых людей, все остальные открытия Фрейда появились благодаря этому  и как следствие этого.

Но что общего между  этим двумя базисами, которые позволили  излечивать неврозы больных людей  и помогать разрешать неразрешимые жизненные ситуации вполне здоровым людям? Ответ может показаться еще  более удивительным в своей простоте: Фрейд первым решил признать, что  психика существует не только у психически больных людей, но и, как это говорят  теперь, у "практически здоровых". Психика - свойство всего живого, а  не признак патологии. Конечно же, это никто и не оспаривал, но бессознательно, и врачи, и, так называемые, нормальные люди, стараются не думать о психическом, потому что это вызывает неприятные ассоциации.

Любопытно отметить, что  Фрейда никогда не называют психиатром, а сам он, являясь врачом по образованию, свою теорию называл глубинной психологией  или метапсихологией (а не глубинной психиатрией или метапсихиатрией). Вероятно, и Фрейду было не по душе слово "психиатрия".

 

 

 

 

 

: Психотерапевты и психологи:

 в чем разница?

Если Вы имеете какие-либо затруднения в разрешении жизненных  ситуаций, или не можете разобраться  в сложностях взаимоотношений с  близкими, или у Вас проблемы на работе, или Вас мучают какие-либо симптомы, невротические или соматические, Вы страдаете от бессонницы, или  не можете справиться с депрессией, или, если Вы злоупотребляете алкоголем  или слишком много едите, или  постоянно испытываете боли в  области сердца или желудка, но врачи не находят патологии (или даже, если они ее находят - об этом см. Пережить, чтобы забыть), или Вы имеете другие подобные проблемы или заболевания, или у Вас совсем другие проблемы, но Вы знаете или интуитивно чувствуете, что они имеют отношение к сфере психологии - Вы можете обратиться за помощью (или только за консультацией) к психологу, психотерапевту или психоаналитику (или к психоаналитическому психотерапевту с психологическим образованием - большая путаница в нашей стране с этими понятиями - об этом см. также Психиатры и психологи: в чем разница?).

Вы приходите к психотерапевту (психологу) с запросом, который, чаще всего, бывает выражен в виде жалобы на сложности во взаимоотношениях, невозможность достичь намеченной цели, трудности с выполнением  каких-либо действий или деятельности или, непосредственно, с жалобой  на симптом (симптомы) и плохое самочувствие. Психотерапевтическая ситуация начинает складываться в результате того, что  один, пациент (клиент), приходит с просьбой помочь в чем-либо или вылечится  от чего либо, а другой, психотерапевт, выражает свою возможность оказать  помощь или попытаться вылечить.

 Давайте разберемся  со всеми этими путаными понятиями. 

Психологи и психотерапевты - в чем разница?

Психолог или врач - эти  понятия характеризуют полученное образование.

 Соответственно, психолог  имеет психологическое образование,  т.е. это специалист, окончивший  университет или институт, где  готовят психологов (это может  быть и медицинский институт, где готовят клинических психологов, но клинический психолог, все  равно, - не врач). Психологи изучают  в процессе своего обучения  больше гуманитарных предметов,  таких как философия и антропология, и меньше естественнонаучных, таких  как анатомия и физиология, и  совсем не изучают лечение  болезней (кроме психических). В программу университетского психологического образования в очень незначительной степени включены предметы, непосредственно связанные с психотерапией. Психолог не имеет права назначать лекарственные препараты (ни при каких обстоятельствах).

Врач, соответственно, имеет  медицинское образование. Врачи  в процессе своей подготовки изучают, в основном, естественнонаучные дисциплины и почти совсем не изучают гуманитарные, при подготовке врачей основное внимание уделяется лечению соматических болезней. В процессе обучения медиков  слишком мало внимания уделяется  лечению психических болезней, и  совсем не уделяется внимание современным  методам психотерапии.

Ни образование психолога, ни образование врача, сегодня, самого по себе, не является достаточным, чтобы  заниматься практикой (в том числе  и психотерапией).

Психотерапевт - это психолог или врач (зарубежом такую возможность имеют еще социальные работники), который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется, переподготовку) для получения возможности практиковать в области психотерапии.

 Научная степень (кандидат  или доктор), также как и кафедральные  должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор), сами по себе ничего не говорят о квалификации в области психотерапии. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые - о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях - только об этом.

Психотерапия - это лечение  словом

 Сегодня под этим понятием объединяют всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств - именно без лекарств): только словом (психоанализ, групповой анализ, семейная терапия, бихевиоральная терапия, клиентцентрированная терапия Роджерса, аналитическая терапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ, НЛП и т.д.), словом и действием (детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия, танцевальная терапия, арттерапия), словом и звуками (музыкальная терапия), словом и запахами (аромотерапия) и т.д. Однако, лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки (как психотропные, так и обычные), но лучше, если это делает другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом и иметь право назначать лекарства).

 Психотерапия родилась  в недрах медицины, поэтому в  своем определении имеет слово  лечение. Психологи пытались ввести  свой термин, аналогичный психотерапии, - психокоррекция, но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование, которое следует определить как разновидность психотерапии (опять же, не "просто" психотерапии, а конкретной психотерапии, психоаналитической, семейной, бихевиоральной и т.д). Под консультированием следует понимать краткосрочную программу психотерапии (1-5 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат (не всем это может помочь, но какой-то результат должен все равно быть). Психологическое консультирование - это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует просто психотерапии. Психотерапия - это родовое  понятие. Психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, семейная терапия, бихевиоральная и т.д.).

 Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится  несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает  несколько месяцев, конечн, не может внушать доверия. Обучение даже такому, казалось бы, "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная, в Институте практической психологии и психоанализа длится 3 года.

Но большинство государственных  медицинских кафедр переподготовки (специализации) выдают диплом о присвоении квалификации "просто" психотерапевта. И обучение этому длится 1-3 месяца. В их понимании, психотерапия - это  только рациональная психотерапия, или, в лучшем случае, там галопом пробегают  по основным видам психотерапий, давая  представление обо всем, но не изучая ничего углубленно (такую программу давно было необходимо включить в государственный стандарт общего высшего образования, как для врачей, так и для психологов, в качестве ознакомительного курса - но не более того).

Все виды психотерапий имеют  свое право на существование, но не все признаны международным медицинским  сообществом. Общепризнанны только: психоанализ и его модификации, групповой анализ, юнгианский анализ (с некоторыми оговорками) и бихевиоральная психотерапия. Но это не значит, что остальные виды психотерапий неэффективны. Лично я, по моим наблюдениям, по эффективности, на второе место, разумеется, после психоанализа и группанализа, поставил бы психодраму. А для детей, разумеется после детского психоанализа, - сказкотерапию и танцевальную терапию. Требование к личному анализу (который должен проводиться только опытным психоаналитиком, имеющим соответствующую квалификацию), как Вы могли заметить, стоит на втором месте (после высшего образования) - именно так определил значимость личного психоанализа для будущих психоаналитиков Зигмунд Фрейд, который не уставал повторять, что единственный способ понять психоанализ - это подвергнуть психоанализу себя самого.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ - — наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных. Основная тема психологической мысли античности — проблема души.

ПСИХИАТРИЯ - — область клинической медицины, изучает проявления, причины и механизмы развития психических болезней, разрабатывает методы их лечения, профилактики и организации помощи психическим больным. Сформировалась в конце XVIII—начале XIX вв. В советское время нередко использовалась в борьбе с диссидентским движением, чем на долгое время вызвала к себе опасливо-настороженное отношение в обществе.

Информация о работе Возрастная психолоогия