Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:17, доклад
Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесс развития индивидуального организма.
Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства) человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, Возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.
В настоящее время разделами Возрастной психологии являются
детская психология, психология юности, психология зрелого возраста,
геронтопсихология и др.
Возрастная психология стремится
к раскрытию психологического содержания
последовательных этапов онтогенеза,
изучает возрастную динамику психических
процессов, что невозможно без учета
влияния на индивидуальное развитие
человека культурно-исторических, этнических
и социально-экономических условий.
Основными методами возрастной психологии является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. происхождение) — отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980)
ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos -страдание) - отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.
Каждое заболевание мозга,
так же как и соматические заболевания,
влияющие на функционирование мозга, приводят
к нарушению нормального
Основным исследовательским
методом в П. является патопсихологический
эксперимент (Б. В. Зейгарник), предполагающий
использование любой
Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования; индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).
Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т. Соколова.)
Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических (см. Женевская школа генетической психологии) и математических методов. Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики —педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. Статистические методы в психологии).
Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В. Штерн в работе "О психологии индивидуальных различий" (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дм. Кеттел и др. Основным методом дифференциальной психологии стали тесты (см. Тестирование) — сперва индивидуальные, а затем групповые, — используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных — для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.
В зарубежной психологии
наибольшую известность
Как бы ни совершенствовались
тесты и их статистическая
обработка, они сами по себе
не способны объяснить причины
психологических различий. Вопрос
об этих причинах на
В настоящее время
для дифференциальной
Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. Компенсация психических функций). Основоположник нейропсихологии в СССР А. Р. Лурия, развивая идеи Л. С. Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов (см. Локализация высших психических функций), являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. В нейропсихологии используется синдромный (см. Синдром) анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А. Р. Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, речевым функциям (см. Речь), мышлению), произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы — закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур (Л. С. Цветаева, Е. Д. Хомская). Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функций.
психология занимается цельной психической деятельностью, без патологических проявлений (однако, смотря из какой школы психологии исходим). А что является нормой? Психиатры и психологи спорят до сих пор. Есть условная норма и безусловная патология. С 60-80 гг. выработано консенсусное понятие нормы и патологии, т.е. мы стараемся договариваться между собой, психиатры и психологи.
Оценка психологов и психиатров: психологи нацелены, как сказано выше, только на целостное (смотря из какой школы выходим). Психиатры – на патологическое, но игнорируют целостное.
Психиатры воспитаны в медицинской парадигме. Существует частая вражда между собой, психологами и психиатрами. Психиатрия выполняет очень важную социальную функцию. Также психиатрия является, одной из самых общественных наук…
Предмет психологии - нормативная психическая жизнь, которую исследуем, изучаем, измеряем. Психология иногда доходит до границ патологического состояния, но цельная психика при этом остается.
Предмет психиатрии - душевная болезнь на фоне здорового организма. Методы – погашение симптома и социальная адаптация человека.
Психиатрия – часть медицины, занимающаяся патологической психической жизнью в рамках нормально существующего организма. Психиатрия - медицинская, естественно – научная, строгая натурдисциплина. Наука номотетичная, которая описывает и классифицирует душевное состояние человека.
Психиатрия – индикатор
гуманистического процесса в той
либо другой стране. Психиатрия выполняет,
как сказано выше, социальную функцию.
Это определенный контроль того, что
правильно или неправильно в
мышлении. Психиатрия использует принцип
социальной безопасности, но не для
больных, а для социума по отношению
к больным. Ставит расстройство на весы:
насколько человек опасен для
общества? Старый принцип толерантности
у психиатра внутри сумасшедшего
дома, а снаружи психиатр на стороне
социума и выполняет функции
и заказ общества, которое нам
диктует что правильно, а что
неправильно в мышлении. А что
такое правильно или
Пример 1. Демокрита и Гиппократа (описано у Канабиха). Демокрита осуждали, весь город говорил, что он какой - то не такой. Попросили врача осмотреть его. Но врач, Гиппократ сказал, что весь город больной, а Демокрит здоровый…
Пример 2. Коперника и Джордано Бруно. Во времена средневековья социум считал, что думают они неправильно. Прошло много лет, прежде чем оказалось, что еще как правильно!
Пример 3. Пациентки, которая попала по ошибке в психбольницу. Провела там 25 Лет! Писала письма, жалобы, потом опубликовала книгу.
У психиатров зачастую двойной стандарт. Даже если те, которые видели, что пациентка здорова, они защищали честь мундира, пользуясь при этом функцией ограждения.
Психиатры и психологи:
в чем разница?
Каждый человек (впрочем, как и любое живое существо) обладает психикой. Наличие психики - единственный существенный признак, отличающий живое от неживого. И с этим никто не стал бы спорить. Однако, исторически сложилось так, что корень "псих" слова "психика" у любого человека вызывает некоторое напряжение. Ровно как и слова "психиатр", "психоневролог", "психотерапевт", "психолог" и "психоаналитик". Все эти слова объединяет общий корень "псих", но что же между ними есть общего еще, и что отличает названные специальности?