Возрастная психолоогия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:17, доклад

Описание работы

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесс развития индивидуального организма.

Работа содержит 1 файл

психология семинар 1.docx

— 139.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства) человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, Возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

В настоящее время разделами  Возрастной психологии являются

детская психология, психология юности, психология зрелого возраста,

геронтопсихология и др.

Возрастная психология стремится  к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических  процессов, что невозможно без учета  влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.                                                                  Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.

Основными методами возрастной психологии является метод «поперечных» срезов и метод так называемого  «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших  групп лиц разных возрастов с  целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается  в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения  их психики. Выявление качественно  своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. происхождение) — отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980)

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos -страдание) - отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводят к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические  процессы, состояния и свойства личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная  целенаправленная деятельность и др.). П. помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических  функций путем использования  рациональных приемов компенсации  дефекта (см. Компенсация функций).

Основным исследовательским  методом в П. является патопсихологический  эксперимент (Б. В. Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической  процедуры в целях моделирования  целостной системы познавательных процессов, мотивов и "отношений  личности" (В. Н. Мясищев). См. также  Обучающий эксперимент.

Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования; индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).

Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических  критериев при установлении степени  интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т. Соколова.)

Дифференциальная  психология — (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических (см. Женевская школа генетической психологии) и математических методов. Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики —педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. Статистические методы в психологии).

Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В. Штерн в работе "О психологии индивидуальных различий" (1900). Первыми  крупными представителями нового направления  были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дм. Кеттел и др. Основным методом дифференциальной психологии стали тесты (см. Тестирование) — сперва индивидуальные, а затем групповые, — используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных — для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.

 В зарубежной психологии  наибольшую известность приобрели: 1) теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т.п.), 2) мультифакторные теории (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная память и др.).

 Как бы ни совершенствовались  тесты и их статистическая  обработка, они сами по себе  не способны объяснить причины  психологических различий. Вопрос  об этих причинах на протяжении  всей истории дифференциальной  психологии служит предметом  острых дискуссий. В зарубежной  дифференциальной психологии долгое  время господствовало убеждение  в биологической предопределенности  способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось  при этом наследственности и  созреванию организма, а зависимость  индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.

 В настоящее время  для дифференциальной психологии  характерно интенсивное развитие  новых подходов и методов, как  экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между  индивидами в умственном отношении  широко исследуются различия  в творческих и организаторских  способностях, в общей структуре  личности, в мотивационной сфере.  Важное место отводится выявлению  корреляций между психологическими  свойствами, с одной стороны, физиологическими  и биохимическими — с другой. Факты и выводы, полученные дифференциальной  психологией, имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. Компенсация психических функций). Основоположник нейропсихологии в СССР А. Р. Лурия, развивая идеи Л. С. Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов (см. Локализация высших психических функций), являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. В нейропсихологии используется синдромный (см. Синдром) анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А. Р. Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, речевым функциям (см. Речь), мышлению), произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы — закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур (Л. С. Цветаева, Е. Д. Хомская). Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функций.

 

 

психология занимается цельной  психической деятельностью, без  патологических проявлений (однако, смотря из какой школы психологии исходим). А что является нормой? Психиатры  и психологи спорят  до сих  пор. Есть условная норма и безусловная  патология.  С 60-80 гг. выработано консенсусное  понятие нормы и патологии, т.е. мы стараемся договариваться между собой, психиатры и психологи.

Оценка психологов и психиатров: психологи нацелены, как сказано  выше, только на целостное  (смотря из какой школы выходим). Психиатры – на патологическое, но игнорируют целостное.

Психиатры воспитаны в  медицинской парадигме.  Существует  частая вражда между собой, психологами  и психиатрами.  Психиатрия выполняет  очень важную социальную функцию. Также  психиатрия является, одной из самых  общественных наук…

Предмет психологии - нормативная  психическая жизнь, которую исследуем, изучаем, измеряем. Психология иногда доходит до границ патологического  состояния, но цельная психика при  этом остается.

Предмет психиатрии -  душевная болезнь на фоне здорового организма. Методы – погашение симптома и  социальная адаптация человека.

Психиатрия – часть  медицины, занимающаяся патологической психической жизнью в рамках нормально  существующего организма. Психиатрия - медицинская,  естественно –  научная, строгая натурдисциплина.  Наука номотетичная,  которая описывает и классифицирует душевное состояние человека.

Психиатрия – индикатор  гуманистического процесса в той  либо другой стране. Психиатрия выполняет, как сказано выше, социальную функцию.  Это определенный контроль того, что  правильно или неправильно в  мышлении. Психиатрия использует принцип  социальной безопасности, но не для  больных, а для социума по отношению  к больным. Ставит расстройство на весы: насколько человек опасен для  общества? Старый принцип толерантности  у психиатра внутри сумасшедшего дома, а снаружи психиатр на стороне  социума и выполняет функции  и заказ общества, которое нам  диктует что правильно, а что  неправильно в мышлении. А что  такое правильно или неправильно  в мышлении? Оказывается, мы не знаем…

Пример 1. Демокрита и Гиппократа (описано у Канабиха). Демокрита осуждали, весь город говорил, что он какой - то не такой. Попросили врача осмотреть его. Но врач, Гиппократ сказал, что весь город больной, а Демокрит здоровый…

Пример 2. Коперника и Джордано Бруно.  Во времена средневековья  социум  считал, что думают они  неправильно. Прошло много лет, прежде чем оказалось, что еще как  правильно!

Пример 3.  Пациентки, которая  попала по ошибке в психбольницу. Провела  там 25 Лет! Писала письма, жалобы, потом  опубликовала книгу.

У психиатров зачастую двойной  стандарт. Даже если те, которые видели, что пациентка здорова, они защищали честь мундира, пользуясь при  этом  функцией ограждения.

Психиатры и психологи:

 в чем разница? 

Каждый человек (впрочем, как и любое живое существо) обладает психикой. Наличие психики - единственный существенный признак, отличающий живое от неживого. И с этим никто не стал бы спорить. Однако, исторически сложилось так, что корень "псих" слова "психика" у любого человека вызывает некоторое напряжение. Ровно как и слова "психиатр", "психоневролог", "психотерапевт", "психолог" и "психоаналитик". Все эти слова объединяет общий корень "псих", но что же между ними есть общего еще, и что отличает названные специальности?

Информация о работе Возрастная психолоогия