Возрастная психология. психическое развитие человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Содержание

Введение
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Динамика психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде
Психическое развитие детей от рождения до 1 года
Психическое развитие ребенка в период раннего детства
Психическое развитие дошкольника
Психическое развитие младшего школьника
Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте
Психические особенности личности в зрелом возрасте
Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая-возрастная психология.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    г) Зрелость и психологический возраст.

    Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих  друг с другом возраста:

    хронологический (паспортный)

    физический (биологический)

    психологический

    Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

    Психологический возраст - возрастная идентификация, которая  может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный  с представлениями о времени.

    Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной  перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое  может субъективно ускоряться и  замедляться, сжиматься и растягиваться.

    С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

    Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

    В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

    В зрелости психологический возраст  в гораздо большей степени  зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и  их реализации.

    В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

    адекватность

    отставание

    опережение

    Опережение  психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное  старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

    Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

    Отставание  психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

    Зрелые  по паспортному возрасту люди с выраженными  чертами инфантильности отстают  в психологическом возрасте.

    У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

    Если  человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое  прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы.

    В данном случае есть все основания  говорить о более высоком уровне зрелости.

    Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает  возраста".

    Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю  зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

    Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое удовольствие - не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать. Отец автора курсовой работы, в бывшем сотрудник ФСБ, вышедший на пенсию в 50 лет вынужден был продолжать работать до 70 лет. Во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений, хотя пенсия у него была по российским меркам большая. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В данной работе я проанализировала особенности  развития человека, на всех этапах его  жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков.В  ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

    Взрослый  человек руководствуется в поведении  преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему  следует поступить именно так, а  не иначе. Мотивы поведения взрослого  представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

    Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    Анцыферова  Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип  развития в психологии. - М., 1978.

    Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.

    Валлон  А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.

    Возрастная  и педагогическая психология. - М., 1979.

    Волков  Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.- М., 1991.

    Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.

    Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х  т.: Пер. с франц. -  М.: Мир, 1992.

    Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982.

    Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

    Муссен  П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М., 1987.

    Никольская  А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995.

    Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

    Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

    Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1986.

    Пиаже Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной психологии (30 – 60 гг ХХ в.). Тексты. –  М., 1986.

    Поливанова  К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. / Вопр. психол. - 1994 - №1.

    Фейдимен  Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - Нью-Йорк, служебный перевод.

    Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений  с окружающими. - М., 1992.

    Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

    Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М., 1994.

    Эльконин  Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

    Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип - 1995 - №1.

    Ярошевский  М.Г. История психологии.- М., 1985.

Информация о работе Возрастная психология. психическое развитие человека