Возрастная психология. психическое развитие человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Содержание

Введение
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Динамика психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде
Психическое развитие детей от рождения до 1 года
Психическое развитие ребенка в период раннего детства
Психическое развитие дошкольника
Психическое развитие младшего школьника
Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте
Психические особенности личности в зрелом возрасте
Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая-возрастная психология.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

6. Психическое развитие  дошкольника

    Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием  ребенка, она тоже проходит этапы.

    До  трех лет игра представляет собой  манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений (см. "Последовательность развития движений").

    Собственно  игра возникает в 3 года, когда ребенок  начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий (см. ниже "Умственное развитие ребенка").

    Главное, что ребенок получает в игре, –  возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются  действия ребенка и его отношение  к действительности.

    Игра  в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".1

    Новообразованием  являются комплексы готовности к  школьному обучению:

    коммуникативная готовность;

    когнитивная готовность;

    уровень эмоционального развития;

    технологическая оснащенность;

    личностная готовность.

    Ж.Пиаже  считает, что мышлению ребенка этого  возраста свойствен анимизм –  стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного  и эмоционального развития детей, к  школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.

    Желание взрослых избежать ответов на вопросы  детей приучает их к мысли, что  эта тема запретна. Уклончивая или  искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы. 
 
 
 

7. Психическое развитие младшего школьника

    Ведущая деятельность – учение. Обучение в  школе и учение при этом могут  не совпадать. Чтобы учение стало  ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно  должно быть сродни игре: ведь ребенок  играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

    Основные  новообразования школьника:

    личностная  рефлексия;

    интеллектуальная  рефлексия.

    7 – 11 лет – третий период  умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

    Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

    На  смену децентрации приходит способность  сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

    У ребенка развивается также способность  мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

    На  поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

    Начиная с шестилетнего возраста, дети все  больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

    С момента, когда ребенок пошел  в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне  дома. 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Психические особенности  развития ребенка  и формирования  личности в подростковом  и юношеском возрасте

    Подростковый  период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к  тому, что требуется все более  продолжительное время для общественного  и профессионального обучения детей  и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

    В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

    Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста  и развитии вторичных сексуальных  признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

    Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

    Подростковый  возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных  трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.2

    Типичные  школьные фобии, которые исчезли  в 10-13 лет, теперь снова появляются в  слегка измененной форме. Преобладают  социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое  значение недостаткам своей внешности  и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. 
 
 
 
 
 
 
 

9. Психические особенности  личности в зрелом  возрасте

    Зрелость - самый длительный для большинства  людей период жизни. Его верхнюю  границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

    Зрелость  считается порой полного расцвета личности, когда человек может  реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как  в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

    а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

    В зрелости, как и в молодости, главные  стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

    Э. Эриксон считает основной проблемой  зрелости выбор между продуктивностью и инертностью.

    Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а  также вклад в воспитание и  утверждение в жизни следующего поколения.

    Продуктивность  по Эриксону связана с заботой "о  людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес".

    Инертность  ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

    Важнейшей особенностью зрелости является осознание  ответственности за содержание своей  жизни перед самим собой и  перед другими людьми.

    Развитие  личности зрелого человека требует  избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей  профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

    б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

    Часть людей проживает еще один "внеплановый  кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

    Если  в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

    Кризис 40 лет говорит еще об одном  важном новообразовании зрелости: коррективах  жизненного замысла и связанных  с ними изменениях "Я - концепции".

    Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Психика пожилого, старческого возраста  и долгожителей

    Внутри  периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей  начинается спад жизненной энергии  и активности.

    Переход от прогресса к регрессу связывается  у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст  чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

Информация о работе Возрастная психология. психическое развитие человека