Возрастная психология. психическое развитие человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Содержание

Введение
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Динамика психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде
Психическое развитие детей от рождения до 1 года
Психическое развитие ребенка в период раннего детства
Психическое развитие дошкольника
Психическое развитие младшего школьника
Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте
Психические особенности личности в зрелом возрасте
Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая-возрастная психология.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных  условий развития внутриутробного  ребенка черпает свои основания  из четырех различных источников:

    из  спонтанного мировоззрения (public);

    из  обобщений, автономно возникающих  в самой пренатальной практике;

    из  теорий беременности и внутриутробного  развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;

    - из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;

    Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни - ступень воплощения - структурно включает в себя 2 критический и  два стабильных периода; каждому  соответствует свой механизм развития и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога)

    Рис.1. Схема развития субъективной реальности. Ступень воплощения

  Период  совместности Период  самобытности
  кризис рождения стадия принятия кризис развития стадия освоения
Ступень воплощения кризис инобытия

0-13 нед.  д. р.

плод

8-16 нед.  д. р.

кризис фетальности

15-22 нед.  д. р.

Внутриутробный  младенец

20-28 нед.  д. р.<

    кризис  инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития - обособление оплодотворенной клетки от организма матери метафорически описан С.Фанти как " внутриутробная война", сходная по биологическим механизмам с развитием опухоли. Для этого периода адекватны противоположные борьбе меры - организация сообщества (Встреча) беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях;

    стадия  принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития - отождествление с  организмом матери, психологически выступает  как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание;

    кризис  фетальности. Механизм развития - снова  обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологический смысл этого кризиса - мать получает возможность придать смысл этим движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка. Адекватной моделью являются практики, основанные на модели регулируемой коммуникации, однако регуляция осуществляется не только пренатальным специалистом, но и подготовлена работой матери на предыдущем этапе;

    стадия  освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития - отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам  матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл  этой стадии в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

    кризис  внутриутробного младенчества, или  родовой относится к следующей  ступени, ступени оживления. По описаниям  С.Грофа в процессе родов также  наблюдается чередование механизмов отождествления-обособления, то есть в родах матери необходимы одновременно оба типа психологических умений, развитых во время беременности: программы соединения и опыт эмоционального обособления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Психическое развитие  детей от рождения  до 1 года

    Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное  общение со взрослым. Зависимость  от взрослого носит всеобъемлющий  характер. Например, когнитивный: все  познавательные процессы реализуются  в отношениях с матерью и с помощью нее.

    Новообразования возраста

    К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

    Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного  действия).

    До  года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

    Автономная  речь формируется около года и  служит переходной фазой между пассивной  и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

    Предметная  деятельность связана с развитием  движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

    Движущийся  глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.

    Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).

    Перемещение в пространстве – предпосылка  усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это –  в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

    Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

    Хватание. К концу первого полугодия  из случайных захватываний игрушки  это движение превращается в намеренное.

    Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.

    Указательный  жест.

    Произвольность  движений и жестов, управляемость. Это  база для новообразования – предметной деятельности.

    Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются  реки и ребенок получает возможность  действовать с вещами.

    Согласно  Пиаже, ребенок до года находится  в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

    Базовая потребность возраста - потребность  в безопасности, защищенности. Она  должна быть базально удовлетворена. В  этом главная функция взрослого  человека. Если ребенок чувствует  себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

    В этом же возрасте формируется чувство  привязанности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Психическое развитие  ребенка в период раннего детства

    В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков  и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков  на основе предметной деятельности формируется  предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

    Предметно-орудийная  деятельность включает манипуляцию  с человеческими предметами, зачатки  конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

    Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

    Так, к трем годам у детей того и  другого пола складываются следующие  новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

    Первые  представления о себе возникают  у ребенка к году.

    Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми  к полутора годам ребенок может  узнавать себя в зеркале, осваивает  идентичность отражения и своей  внешности.

    К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

    Ребенок интересуется всеми способами подтверждения  своего Я. Одухотворяя отдельные  части тела, в игре он познает  волю над самим собой.

    Трехлетний  малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик  он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

    Уяснение  ребенком принадлежности к конкретному полу про-исходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

    К трем годам ребенок проявляет  начатки самосознания, у него развивается  притязание на признание со стороны  взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

    Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года –  примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

    Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст  от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это  время нужны спокойные и развивающие  игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка дети всех народов  проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

    Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей  является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

    Если  в младенческом возрасте потребность  в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возрастная психология. психическое развитие человека