Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:21, контрольная работа
1. Определение детской психологии.
2. Принципы изучения психики ребенка.
3. Задачи детской психологии.
4. Изучение детей воспитателем ДОУ.
5. Методы психологического изучения ребенка.
-
капризность как устойчивая
-
переутомление или болезнь
-
переживание обиды, если
- недовольство ребенка стилем общения воспитателя с ним (частые резкие окрики, несправедливые замечания и пр.) и т. д.
Приведенный пример подтверждает, что один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет вскрыть истинные причины.
Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляет педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.
Объективность
наблюдения во многом зависит от умения
правильно зафиксировать
Приведем пример «фотографической записи» наблюдения за Леной Ш. (4 г. 3 мес.).
Воспитатель: Ребята, сейчас пойдем в раздевалку и будем одеваться на прогулку.
Лена подходит к шкафчику, открывает его, садится на скамейку, снимает носки, кладет в тапочки и ставит в шкафчик, берет колготки и рейтузы, садится на скамейку, надевает колготки, на них - рейтузы, достает из шкафчика и надевает свитер, подходит к воспитателю и просит: Заправьте мне, пожалуйста, платье.
Воспитатель заправляет платье.
Лена: Спасибо... Так хоть не попадет ветер.
Подходит к шкафчику, достает и надевает шубу, затем шапку.
Воспитатель: Давай, я шапку завяжу.
Лена: Не надо. Я сама могу. (Завязывает шапку, делая несколько попыток. Садится на скамейку, надевает сначала левый, потом правый сапог. Встает и подходит к воспитателю. Снова просит.) Застегните пуговицу только верхнюю. Остальные я сама.
Воспитатель застегивает верхнюю пуговицу. Остальные девочка застегивает сама. Воспитатель завязывает Лене шарф.
Лена: Нет, я вот так (затягивает шарф потуже). А теперь варежки.
Воспитатель надевает ей варежки.
Лена: Спасибо. (СНОСКА: 'Здесь и далее использованы оригинальные протоколы, полученные в исследованиях под руководством автора.)
Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.
Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.
Так, если для эксперимента требуются картинки на белом фоне, то не следует использовать другой, ведь он может вызвать фоновые реакции. Наоборот, когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветовом фоне. Инструкция эксперимента, то есть формулировка задания, заучивается наизусть и при необходимости повторяется ребенку без изменения. Предварительный выбор материала, формулирование инструкции обеспечивают стандартность повторения исследования, а значит, позволяют повторять эксперимент и вызывать однотипные явления, тем самым создавая возможность проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент - более объективный метод, чем наблюдение. Именно варьирование его условий позволяет выявлять закономерности и механизм психического развития. Активная позиция исследователя, наличие четких критериев анализа, схемы фиксации результатов дают возможность собрать богатый фактический материал и достаточно легко его обработать. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Подчеркнем, что в эксперименте исследователь имеет дело только с одной стороной психики. Поэтому нельзя делать поспешных выводов, не изучив другие стороны, чтобы избежать отрывочных, однобоких представлений о психике в целом.
Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий. Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф. Лазурским. В отличие от лабораторного, он сохраняет достоинство наблюдения - естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия, исследователь активен по отношению к ребенку. Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников.
Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств. Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. Последний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими путями можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании.
Планируя
эксперимент с дошкольниками, следует
помнить об их возрастных особенностях.
Подчеркнем, что дети очень склонны
к подражанию друг другу, легко отвлекаются,
поэтому иногда необходимо исключить
контакты ребят между собой. Для
этого детально продумывают обстановку,
чтобы она не содержала отвлекающих
раздражителей. То есть не используют
для эксперимента спортивный зал, театральную,
зоологическую или комнату
Лучше всего посадить малыша спиной к окну за маленький детский стол, а взрослому сесть рядом. Главное, чтобы ребенок чувствовал доброжелательность и дружеское расположение ко взрослому. Не следует отрывать малыша от интересного занятия, навязывать ему задание, а попытаться установить контакт в обобщенной форме: «Давай посмотрим картинки», «Не хочешь ли ты порисовать?», «Я принесла тебе игрушки, давай их посмотрим». Если ребенок отказывается, то предложение повторяют спустя некоторое время. Участие в исследовании не должно превратиться для малыша в обязанность. Чтобы не использовать экспериментальный материал для установления контакта, следует запастись картинками, бумагой, карандашами. Сначала можно предложить ребенку какую-то деятельность, чтобы он освоился, а потом непосредственно перейти к эксперименту. Исследование не может быть длительным (не более 10-20 мин). Оно прекращается при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше. Для проведения исследования в детском саду наиболее благоприятна вторая половина дня, когда дети не переутомлены и не перевозбуждены. Данные эксперимента, как и наблюдения, «фотографически» фиксируются в протоколе.
Приведем пример записи эксперимента с Наташей В. (5 лет 9 мес.).
Экспериментатор раскладывает перед ребенком 10 картинок и обращается к девочке: Наташа, запомни как можно больше картинок.
Наташа (смотрит на картинки): Так, про себя, значит, буду повторять, если так (шевелит губами). Устала. Сначала отдохну. Так называть сейчас буду, а потом другие (отворачивается).
Экспериментатор: Запомни как можно больше картинок.
Наташа смотрит на картинки.
Экспериментатор через 20 секунд убирает картинки, обращается к девочке: Назови, пожалуйста, картинки, которые ты запомнила.
Наташа (смотрит на взрослого): Лейка, леечка, что там еще было? Ежик, лампа, так. Ну, что там еще было? Никак не могу вспомнить. Лампа была, ну, лампа, ну, лопата, а вот другое что?
Экспериментатор: Больше не помнишь?
Наташа: Сейчас подумаю. Автобус. Теперь уже помню.
Беседа
включается в эксперимент или
используется как самостоятельный
метод. Беседа как метод исследования
отличается от обычных разговоров с
детьми по тем признакам, что она
имеет четко осознаваемую цель и
заранее подготовленную систему
вопросов, которые формулируются
четко, кратко и точно. Вопросы не
должны подсказывать ребенку какой-либо
ответ, например: «Хорошо ли быть жадным?»
Не следует использовать слова с
неоднозначным толкованием или
неясным ребенку значением, слова,
не знакомые ему. Полное представление
об изучаемом явлении дают не однозначные
ответы, а развернутые и
Приведем запись беседы о трудовой деятельности с Катей С. (4 года б мес.).
Экспериментатор: Катя, ты дома маме помогаешь, трудишься дома?
Катя: Да, помогаю.
Экспериментатор: А что ты делаешь?
Катя: Я мою посуду, делаю уборку в своем кукольном уголке, игрушки собираю. После игры делаю домик, он у меня стоит посередине.
Экспериментатор: Зачем ты трудишься: моешь посуду, делаешь уборку?
Катя: Я маме помогаю.
Экспериментатор: Катя, если к тебе в гости придет маленький мальчик или девочка, которые ничего не умеют делать, какой работе ты их научишь?
Катя: Я их научу мыть посуду, делать уборку и еще чему-нибудь научу.
Экспериментатор: А как бы ты стала учить девочку мыть посуду?
Катя: Я бы взяла грязную тарелку, тряпку, и намылила ее, и стала мыть. А девочке сказала бы: «Смотри, как я мою».
Экспериментатор: Что тебе говорит мама, когда ты выполнила работу?
Катя: Она меня благодарит, говорит: «Молодец».
Экспериментатор: Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устала, что ты будешь делать?
Катя: Если не получается, я попрошу мою маму помочь мне. Она объяснит, и все получается. А если я устала, пойду и скажу маме, что я устала немножко и пойду полежу, а может поиграю.
Экспериментатор: А если мама занята и она попросит тебя ей помочь?
Катя: Я быстро мою, убираю.
Экспериментатор: Если мама сказала тебе: «Ты хорошо потрудилась», как ты думаешь, что это значит?
Катя: Это значит, что я все сделала хорошо. Все выполнила, что попросила мама. Сделала быстро.
Чтобы
анализ был точным, беседу обычно используют
в сочетании с другими
Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от 3 до 7 лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки и прочее. При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника отражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности дают богатейший материал для исследования, что позволяет раскрыть такие стороны психики, которые не могут быть изучены с помощью других методов.