Возрастная и педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

1. Определение детской психологии.
2. Принципы изучения психики ребенка.
3. Задачи детской психологии.
4. Изучение детей воспитателем ДОУ.
5. Методы психологического изучения ребенка.

Работа содержит 1 файл

Возрастная и педагогическая психология.docx

— 35.71 Кб (Скачать)

Возрастная  и педагогическая психология

Предмет и методы детской  психологии

1. Определение детской  психологии.

       ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической  науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и  изменения познавательных, волевых  и эмоциональных процессов, особенности  формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также  особенности различных видов  детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная  аппаратура, информационные модели экспериментальное  обучение в детских садах и  т.д. Детская психология разрабатывает  стандартизованные методы психологической  диагностики, позволяющие устанавливать  уровень развития психических процессов  и свойств, характерный для каждого  возрастного этапа.

2. Принципы изучения психики ребенка.

       Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта.

       Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное - разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

       Принцип эффективности и научности подразумевает  изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей  в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом  мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника  развивается по своим законам, которые  и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к  изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической  науки.

       Принцип детерминизма исходит из того, что  становление психических функций  и свойств, а также особенности  их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями  жизни, воспитания ребенка, особенностями  его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

       Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает  как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для  изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

       Принцип единства сознания и деятельности (разработанный  С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние  сознания и деятельности. С одной  стороны, сознание формируется в  деятельности и как бы «руководит»  ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает  и изменяет сознание. Поэтому изучать  сознание можно опосредованно, через  изучение деятельности ребенка. Таким  образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

       Принцип возрастного индивидуального и  личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка  индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок  осваивает речь, учится ходить, действовать  с предметами, но путь его развития индивидуален.

       Принцип комплексности, системности и систематичности  предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать  не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

3. Задачи детской  психологии.

       Основная  трудность в изучении психической  жизни маленьких детей заключается  в том, что эта жизнь находится  в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и  «развитие» следует различать.

       Рост – это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличиваются вес и рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это количественное накопление. Если мы будем рассматривать ребенка как неполноценного взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям – т. е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется.

       В отличие от этого, развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура его психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».

       Несмотря  на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические  особенности. Например, в 3–4 месяца все  младенцы радуются взрослому, около  года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка  они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом  развитии: отставании, опережении или  деформации, которые всегда имеют  свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин – важнейшая задача детской психологии.

       Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются  специфическими особенностями их психической  жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

4. Изучение детей  воспитателем ДОУ.

         Одна из функций профессиональной  педагогической деятельности воспитателя  детского сада-гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет познавать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо педагогу для обеспечения индивидуального подхода к детям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами (Аркин Е.А., Басов М.Я., Ковальчук Я.И., Сухомлинский В.А., Усова А.П. и др.). Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты. Воспитатель детского сада наблюдает за ребенком достаточно долго, в течение нескольких лет. Изо дня в день он выполняет вместе с ним все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки, выводит на прогулки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее. Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет проявления творчества. Именно о такой организации работы воспитателя детского сада говорил М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала только исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследование должно целиком входить в педагогическую работу, а последняя - в первое, сливаясь в одно органическое целое».

       Цель  психологического исследования воспитателя  отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности. Таким образом, особая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах. Для воспитателя очень важно:

       Во-первых, иметь четкое представление о  центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких  как развитие личности, становление  видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные  новообразования.

       Например, в развитии мышления - речь идет о  его формах, а также мыслительных операциях.

       Во-вторых, воспитателю важно видеть взаимосвязи  в развитии всех центральных линий  и свойств психики. (Так, речь выступает средством умственной деятельности и общения; внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности и т. п.)

       В-третьих, воспитателю важно представлять преемственность в развитии психики  детей раннего и дошкольного  возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций.

       Литература

       Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведения. - М., 1975. -С. 27-189.

       Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка //Дошкольное воспитание. - 1977. - №5. - С. 40-46.

       Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - С.4.

       Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Избр. психологические труды. - М.,1989. - С. 301-305.

5. Методы психологического  изучения ребенка.

       Напомним, что метод - это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

       Наблюдение  предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко  поставленную цель. Перед наблюдением  составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь  должен предположить, что он может  увидеть, иначе многие факты могут  быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет  несущественных фактов, каждый из них  несет определенную информацию о  психологической жизни ребенка.

       Наблюдение  позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что  выступает объектом изучения, малыш  ведет себя свободно, раскованно. Это  позволяет получить объективные  результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное  представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

       Первое  условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.

       Известный психолог М.Я. Басов доказал, что  возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного  осмысления своего положения как  испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

       Второе  условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

       Приведем  пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать  вывод о том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения могут быть, например:

Информация о работе Возрастная и педагогическая психология