Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа
Объектом исследования являются приобретенные страхи.
Цель работы - выявить основные этапы возрастной динамики приобретенных страхов у детей.
В данной работе рассматривается проблема возрастной динамики содержания детских страхов. В первом разделе представлены психологические подходы к определению страха, различие понятий страха, фобии, тревоги и испуга, различные классификации страхов и определение понятия приобретенного страха. Во втором разделе рассматривается содержательный компонент страха у детей, а также этапы изменения содержания приобретенных страхов. В результате анализа литературы была составлена таблица, отражающая основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте и необходимые личностные и социальные предпосылки. Таблица позволяет кратко ознакомиться с динамикой приобретенных страхов и спецификой каждого этапа.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕННОГО СТРАХА 5
1.1 Психологические подходы к определению страха 5
1.2 Классификация страхов в психологии 9
1.3 Феномен приобретенного страха 11
РАЗДЕЛ 2 ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ СТРАХОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 13
2.1 Содержание приобретенных страхов в детском возрасте 13
2.2 Основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Итак, для младших школьников характерен, прежде всего, страх несоответствия общепринятым нормам и страх смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности.
В подростково-юношеский период отношения с взрослыми начинают носить противоречивый характер: с одной стороны экономическая, нормативная и эмоциональная зависимость от родителей, а с другой стороны желание получить самостоятельность. Подростки начинают бояться непонимания и конфликтов с взрослыми. Однако более значимым становится отношение сверстников [5]. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой – быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. В результате возникает страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим, в лучшем случае – обезличенным, в худшем – потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком [7]. Как замечает А. И. Захаров, чаще всего страх быть не собой означает страх изменения, поэтому появляется страх не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица [7, с. 94]. Как отмечает А. М. Прихожан, страх физического уродства у девушек возникает в 13–14 лет, а у юношей в 15–17. По данным исследования А. М. Прихожан для подростково-юношеского возраста также характерны страх неудачи, непопулярности, несостоятельности, насмешек учителей и одноклассников [18]. Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, можно выделить пять основных этапов возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте. Для ребенка до года характерны беспокойство при отсутствии матери и боязнь чужих людей, для детей 1-3 лет – страх исчезновения матери и страх наказания. В период 3-6 лет развиваются страх разлуки и страх нарушения социальных устоев. Характерными страхами 7-11 лет являются страх расставания и страх быть не тем, о ком хорошо говорят, а для 12-18 лет – страх одиночества и страх быть не собой.
На основании анализа работ А. И. Захарова, А. М. Прихожан, Ю. Б. Щербатых можно составить таблицу, отражающую основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте и необходимые личностные и социальные предпосылки [таблица 2].
Таблица 2 – Этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте (на основе анализа работ А. И. Захарова, А. М. Прихожан, Ю. Б. Щербатых)
Возрастной период |
Страх |
Содержательные характеристики страха |
Личностные и социальные предпосылки |
6 мес – 1 год |
Беспокойство при отсутствии матери Боязнь чужих людей |
Боязнь прекращения эмоционального контакта, нарушения привычной эмоциональной взаимосвязи и, что самое главное, отдаления объекта привязанности |
Формирование эмоциональной |
1–3 года |
Страх исчезновения матери Страх наказания |
Страх утраты объекта привязанности (матери) и отсутствия помощи при опасности. Дети начинают бояться волка, бабу-ягу, ассоциируемых с наказанием |
К 2 годам осознание своего «я» и
понимание взаимоотношений |
3–6 лет |
Страх разлуки Страх нарушения социальных устоев |
Страх исчезновения и потери родителей. Дети начинают бояться чертей, как символа нарушителей социальных норм, расширяется круг сказочных персонажей, ассоциируемых с наказанием |
Распад прежних форм совместной деятельности, тенденция к самостоятельности, рождение личных желаний |
7–11 лет |
Страх расставания Страх быть не тем, о ком хорошо говорят |
Страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, страхи ошибиться, сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. |
Ведущим видом деятельности становиться обучение, нарастает социальная активность, развиваются ответственность, чувства долга, обязанности, важной становиться общественная оценка |
12–18 лет |
Страх одиночества Страх быть не собой |
Страх непонимания и конфликтов с взрослыми, страх физического уродства, страх неудачи, непопулярности, несостоятельности, насмешек учителей и одноклассников, |
Расширяются сферы социальной активности, значимыми становятся отношения со сверстниками, выражено стремление к самостоятельности и независимости, поэтому часто могут возникать конфликты с взрослыми |
Выводы по разделу 2:
К приобретенным социальным страхам в детском возрасте относятся страхи одиночества, чужих людей, наказания, не справиться, быть не собой, осуждения со стороны сверстников, непопулярности, отвержения. Для формирования страхов необходимы определенные личностные и социальные предпосылки.
Можно выделить пять основных этапов возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте. Для ребенка до года характерны беспокойство при отсутствии матери и боязнь чужих людей, для детей 1-3 лет – страх исчезновения матери и страх наказания. В период 3-6 лет развиваются страх разлуки и страх нарушения социальных устоев. Характерными страхами 7-11 лет являются страх расставания и страх быть не тем, о ком хорошо говорят, а для 12-18 лет – страх одиночества и страх быть не собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного анализа
можно сделать следующие
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Возрастная динамика приобретенных страхов у детей