Возрастная динамика приобретенных страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются приобретенные страхи.
Цель работы - выявить основные этапы возрастной динамики приобретенных страхов у детей.
В данной работе рассматривается проблема возрастной динамики содержания детских страхов. В первом разделе представлены психологические подходы к определению страха, различие понятий страха, фобии, тревоги и испуга, различные классификации страхов и определение понятия приобретенного страха. Во втором разделе рассматривается содержательный компонент страха у детей, а также этапы изменения содержания приобретенных страхов. В результате анализа литературы была составлена таблица, отражающая основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте и необходимые личностные и социальные предпосылки. Таблица позволяет кратко ознакомиться с динамикой приобретенных страхов и спецификой каждого этапа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕННОГО СТРАХА 5
1.1 Психологические подходы к определению страха 5
1.2 Классификация страхов в психологии 9
1.3 Феномен приобретенного страха 11
РАЗДЕЛ 2 ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ СТРАХОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 13
2.1 Содержание приобретенных страхов в детском возрасте 13
2.2 Основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Работа содержит 1 файл

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПРИОБР. СТРАХОВ.docx

— 74.17 Кб (Скачать)

Итак, для младших школьников характерен, прежде всего, страх несоответствия общепринятым нормам и страх смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности.

В подростково-юношеский период отношения с взрослыми начинают носить противоречивый характер: с одной стороны экономическая, нормативная и эмоциональная зависимость от родителей, а с другой стороны желание получить самостоятельность. Подростки начинают бояться непонимания и конфликтов с взрослыми. Однако более значимым становится отношение сверстников [5]. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой – быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. В результате возникает страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим, в лучшем случае – обезличенным, в худшем – потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком [7]. Как замечает А. И. Захаров, чаще всего страх быть не собой означает страх изменения, поэтому появляется страх не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица [7, с. 94]. Как отмечает А. М. Прихожан, страх физического уродства у девушек возникает в 13–14 лет, а у юношей в 15–17. По данным исследования А. М. Прихожан для подростково-юношеского возраста также характерны страх неудачи, непопулярности, несостоятельности, насмешек учителей и одноклассников [18]. Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, можно выделить пять основных этапов возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте. Для ребенка до года характерны беспокойство при отсутствии матери и боязнь чужих людей, для детей 1-3 лет – страх исчезновения матери и страх наказания. В период 3-6 лет развиваются страх разлуки и страх нарушения социальных устоев. Характерными страхами 7-11 лет являются страх расставания и страх быть не тем, о ком хорошо говорят, а для 12-18 лет – страх одиночества и страх быть не собой.

На основании анализа работ А. И. Захарова, А. М. Прихожан, Ю. Б. Щербатых можно составить таблицу, отражающую основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте и необходимые личностные и социальные предпосылки [таблица 2].

Таблица 2 – Этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте (на основе анализа работ А. И. Захарова, А. М. Прихожан, Ю. Б. Щербатых)

Возрастной период

Страх

Содержательные характеристики страха

Личностные и социальные предпосылки

6 мес – 1 год

Беспокойство при отсутствии матери

Боязнь чужих людей

Боязнь прекращения эмоционального контакта, нарушения привычной эмоциональной взаимосвязи и, что самое главное, отдаления объекта привязанности

Формирование эмоциональной привязанности  к матери, выделение матери среди других общающихся с ребенком лиц, потребность в эмоциональном контакте

1–3 года

Страх исчезновения матери

Страх наказания

Страх утраты объекта привязанности (матери) и отсутствия помощи при опасности.

Дети начинают бояться  волка, бабу-ягу, ассоциируемых с наказанием

К 2 годам осознание своего «я» и  понимание взаимоотношений ребенок–родитель трем годам развитие самостоятельности в осуществлении действий, ориентация на взрослого как на образец действия, значимость оценки поведения взрослым

3–6 лет

Страх разлуки

Страх нарушения социальных устоев

Страх исчезновения и потери родителей. Дети начинают бояться чертей, как символа нарушителей социальных норм, расширяется круг сказочных персонажей, ассоциируемых с наказанием

Распад прежних форм совместной деятельности, тенденция к самостоятельности, рождение личных желаний

7–11 лет

Страх расставания

Страх быть не тем, о ком  хорошо говорят

Страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, страхи ошибиться, сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно.

Ведущим видом деятельности становиться  обучение, нарастает социальная активность, развиваются ответственность, чувства долга, обязанности, важной становиться общественная оценка

12–18 лет

Страх одиночества

Страх быть не собой

Страх непонимания и конфликтов с взрослыми, страх физического уродства, страх неудачи, непопулярности, несостоятельности, насмешек учителей и одноклассников,

Расширяются сферы социальной активности, значимыми становятся отношения со сверстниками, выражено стремление к самостоятельности и независимости, поэтому часто могут возникать конфликты с взрослыми


Выводы по разделу 2:

К приобретенным социальным страхам в детском возрасте относятся страхи одиночества, чужих людей, наказания, не справиться, быть не собой, осуждения со стороны сверстников, непопулярности, отвержения. Для формирования страхов необходимы определенные личностные и социальные предпосылки.

Можно выделить пять основных этапов возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте. Для ребенка до года характерны беспокойство при отсутствии матери и боязнь чужих людей, для детей 1-3 лет – страх исчезновения матери и страх наказания. В период 3-6 лет развиваются страх разлуки и страх нарушения социальных устоев. Характерными страхами 7-11 лет являются страх расставания и страх быть не тем, о ком хорошо говорят, а для 12-18 лет – страх одиночества и страх быть не собой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

  1. Древние философы определяли страх как некое неприятное ощущение, психологи рассматривают страх как эмоциональное состояние. Представители разных психологических школ отмечают, что страх является естественной реакцией на угрозу и выполняет защитную функцию. Однако в физиологическом подходе страх понимается как биологическая реакция, в основе возникновения которой лежат определенные мозговые структуры (гиппокамп, миндалины, грушевидная доля). Некоторые ученые определяют страх через описание характеристик, которые отличают его от испуга, фобии и тревоги.
  2. Критериями для классификации страха могут выступать патологический или конструктивный характер (реальный страх, фобия, тревога), фабула (социальные страхи, боязнь пространства, нозофобии), природа (природные, социальные, внутренние страхи) и механизм возникновения (врожденные, приобретенные страхи).
  3. Приобретенные страхи можно определить как социальные страхи, сформированные за долгий период индивидуального развития личности, в результате «социального заимствования».
  4. К приобретенным социальным страхам в детском возрасте относятся страхи одиночества, чужих людей, наказания, не справиться, быть не собой, осуждения со стороны сверстников, непопулярности, отвержения. Для формирования страхов необходимы определенные личностные и социальные предпосылки.
  5. Можно выделить пять основных этапов возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте. Для ребенка до года характерны беспокойство при отсутствии матери и боязнь чужих людей, для детей 1-3 лет – страх исчезновения матери и страх наказания. В период 3-6 лет развиваются страх разлуки и страх нарушения социальных устоев. Характерными страхами 7-11 лет являются страх расставания и страх быть не тем, о ком хорошо говорят, а для 12-18 лет – страх одиночества и страх быть не собой.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Августин, А. Исповедь / А. Августин ; пер. М.Е. Сергеенко. – М. : Гендаральф, 1992. – 542 с.
  2. Аристотель … О душе / Аристотель ; пер. и прим. П.С. Попова. – М. : Печатный двор, 1937. – 179 с.
  3. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. – М. : Модэк, 1997. – 416 с.
  4. Библия : Кн. Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва : Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. – 1371 с.
  5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  6. Дельгадо, Х. Мозг и сознание / Х. Дельгадо. – Москва : Мир, 1971. – 264 с.
  7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб. : Союз, 2000. – 441 с.
  8. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – Москва : Педагогика, 1991. – 207 с.
  9. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. Питер, 1999. – 464 с.
  10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
  11. Карвасарский, Б.Д. Неврозы /Б. Д. Карвасарский. – 2-е изд. – М. : Медицина, 1990. – 576 с.
  12. Клапаред, Э. Чувства и эмоции / Э. Клапаред // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : МГУ, 1984. С. 93–102.
  13. Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия : Из синопсиса по психиатрии: Руководство: В 2 т. / Пер. с англ. В.Б.Стрелец. – М. : Медицина, 1994. – 523 с.
  14. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
  15. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – Спб. : Еврознак, 2007. – 666 с.
  16. Небылицын, В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова ; АПН СССР. – Москва : Педагогика , 1990. – 403 с.
  17. Платон Диалоги / Платон. – М. : Фолио, 2001. – 381 с.
  18. Прихожан, А.М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2007. – 191 с.
  19. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа / Под ред. С. М. Черкасова. – СПб. : Вст.-Европ. ин-т психоанализа , 1995. – 250 с.
  20. Смирнов, В. М. Физиология центральной нервной системы : учебное пособие / В. М. Смирнов, В. Н. Яковлев, В. А. Правдивцев. – Москва : Академия , 2005.– 367 с.
  21. Уотсон, Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) / Дж. Уотсон // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. – С. 34–44
  22. Фишер, Д.Ф. Страх. /Психологическая энциклопедия. 2-е изд. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 867.
  23. Фрейд, А. Лекции по детскому психоанализу Пер. с англ. / Анна Фрейд. – М. : Апрель пресс : Эксмо, 2002. – 303
  24. Фрейд, З. Введение в психоанализ : Лекции / З. Фрейд. – Москва : Наука , 1995. – 455 с.
  25. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. / К. Хорни. Пер. с фр. В.Большакова. – М.: Академический Проект, 2006. – 208 с.
  26. Ценев, В. Психология рекламы / В. Цевен. – Москва : Бератор , 2003. – 195 с.
  27. Щербатых, Ю. В. психология страха: Попул. энциклопедия / Ю. В. Щербатых. – Москва : ЭКСМО– пресс , 2000. – 411 с.
  28. Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева. Воронеж: «Истоки»,1988. – 282 с.
  29. Feinstein, J. The human amygdala and the induction and experience of fear / J. Feinstein [et al.] // Current Biology [Electronic resource]. – 2010. – Mode of access : http://www.cell.com/current-biology/abstract/S0960-9822(10)01508-3?switch=standard. – Date of access : 24.03.2011.
  30. McKernan, L. Social fears and moral panics – a personal view / L. McKernan // Historical joyrnal of Film, Radio & Television. – 2009. – Vol. 30, №1. – P. 111-115.
  31. Muris, P. What do children fear most of often? / P. Muris [et al.] // J. of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. – 1997. – Vol. 28, №4. – P. 263–267.
  32. Plutchik, R. The nature of emotions / R. Plutchik // American Scientist. – 2001. – Vol. 89, №4. – P. 344–351.

 


Информация о работе Возрастная динамика приобретенных страхов у детей