Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, курсовая работа
Объектом исследования являются приобретенные страхи.
Цель работы - выявить основные этапы возрастной динамики приобретенных страхов у детей.
В данной работе рассматривается проблема возрастной динамики содержания детских страхов. В первом разделе представлены психологические подходы к определению страха, различие понятий страха, фобии, тревоги и испуга, различные классификации страхов и определение понятия приобретенного страха. Во втором разделе рассматривается содержательный компонент страха у детей, а также этапы изменения содержания приобретенных страхов. В результате анализа литературы была составлена таблица, отражающая основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте и необходимые личностные и социальные предпосылки. Таблица позволяет кратко ознакомиться с динамикой приобретенных страхов и спецификой каждого этапа.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕННОГО СТРАХА 5
1.1 Психологические подходы к определению страха 5
1.2 Классификация страхов в психологии 9
1.3 Феномен приобретенного страха 11
РАЗДЕЛ 2 ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ СТРАХОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 13
2.1 Содержание приобретенных страхов в детском возрасте 13
2.2 Основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Исследователи выделяет различные критерии для классификации страха. Рассмотрим некоторые из них.
Страх дифференцируют в зависимости от того, является ли он естественной реакцией или патологической. Например, Б. Сэдок и Г. Каплан выделяют конструктивные и патологические страхи. К конструктивным относится естественный защитный механизм, который помогает лучше приспособиться к опасной ситуации, а к патологическим – неадекватный ответ, который может привести к психическому нездоровью [11]. К данному типу классификации можно также отнести разделение страха З. Фрейда на реальные и невротические.
Классификацию можно построить, исходя из фабулы страха, т. е. объекта, вызывающего страх. Так, например, Б. Карварский выделяет восемь основных фабул страха: боязнь пространства (клаустрофобия, агорафобия, страх глубины и высоты), социальные страхи (эрейтофобия - страх покраснеть в присутствии людей, страх публичных выступлений), нозофобии (страх заболеть), танатофобии (страх смерти), сексуальные страхи, страх нанести себе или близким вред, "контрастные фобии" и фобофобии [12]. Однако в данной классификации некоторые группы включают только патологические страхи, например боязнь пространства.
В классификации, предложенной Ю. В. Щербатых, выделяются только три группы: природные, социальные и внутренние страхи. Автор кратко характеризует каждую группу: «В первой группе будут находиться страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменения своего социального статуса, третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной основы для беспокойства» [27, с. 20] . Однако при такой классификации некоторые страхи будут находиться на границе двух групп. Сам автор приводит такой пример: «С одной стороны, существуют ядовитые пауки, укус которых болезнен или даже смертелен, но шансы встретиться в наших широтах минимальны, и люди боятся всех пауков даже самых безобидных. В подавляющем числе случаев, не конкретного встреченного ими животного, а того страшного образа, который они сами же создали в своем сознании ещё в детстве. Поэтому данная фобия находиться на границе 1-й и 3-й группы» [27, с. 20]. Так же в основе предложенной классификации лежат сразу два критерия. Для первых двух групп это фабула страха, а для третьей ещё и природа происхождения.
На природные и социальные разделяет страхи А. И. Захаров: «Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д. Социальные страхи — это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д» [7, с. 90].
Некоторые исследователи выделяют врожденные и приобретенные страхи, подчеркивая механизм их возникновения [22; 26].
Таким образом, критериями для классификации страха выступают патологический или конструктивный характер (реальный страх, фобия, тревога), фабула (социальные страхи, боязнь пространства, нозофобии и т. д.), природа (социальные, природные, внутренние страхи) и механизм возникновения (врожденные, приобретенные страхи).
Некоторые исследователи предпочитают разделять страхи не на природные и социальные, а на врожденные и приобретенные [22; 26]. Эти группы В. Ценев характеризует так: «Если врожденные страхи обеспечивают сохранность тела человека, то приобретенные – оберегают его от социальной «смерти» [26, с. 112]. И дает такое определение приобретенным страхам: «…социально приобретенные страхи, то есть сформированные за долгий период индивидуального развития личности» [26, с. 112]. Условно-рефлекторные аспекты приобретенного страха экспериментально продемонстрировал Дж. Уотсон. В результате серии экспериментов с маленьким Альбертом было показано, что «нейтральный или даже к переживанию чувства страха предпочитаемый прежде объект стал вызывать реакцию страха после того, как он сочетался с вызывающим страх безусловным рефлексом» [21, с. 37]. Осознание опасности может происходить не только в процессе жизненного опыта, т. е. непосредственного столкновения с раздражителем, но и в процессе межличностных отношений. Так Ю. В. Щербатых приводит в качестве примера «социальное заимствование». Суть данного пути приобретения страха заключается в то, что "ребенок, сталкиваясь с незнакомым явлением, получает нужную информацию, следя за выражением лица матери, её голосом и жестами" [27, с. 36]. Это значит, что ребенок вырабатывает свое отношение к объекту, в зависимости от реакции других людей. Однако, как замечает А. И. Захаров, такой механизм появляется у ребенка только к первому полугоду. Он пишет: «После 6 месяцев ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействие извне <...> и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя её реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать сама испугана, то подобная реакция распространиться и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства» [7, с. 38]. Так же А. И. Захаров отмечает влияние взрослых и в более старшем возрасте: «Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности» [7, с. 62]. Также и В. М. Бехтерев, замечает, что «неразумное воспитание» детей может привести к возникновению страхов: «Вместе с тем следует старательно оберегать ребенка от всех страшных рассказов, например о бабе-яге, о страшных великанах, о злой и доброй дочке, о медведе с поломанной ногой и т. п. Благодаря таким рассказам, уже рано ребенок начинает страшиться многого, начинает беспокойно спать, тревожимый страшными сонными грезами. Сколько вреда принесли уже разные детские книжки с страшными рассказами, а между тем до сих пор еще не могут их изгнать из употребления в детских» [3, с. 231 232].
Следовательно, необходимы определенные личностные и социальные предпосылки для формирования страхов. По мнению Д. Ф. Фишера процесс приобретения страхов связан с действием трех факторов: врожденные источники, опыт и воображение. Автор поясняет их действие следующим образом: «Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. <…> Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. <…> Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения» [22, с. 318].
Таким образом, так как в данной работе рассматриваются только социальные реальные страхи, можно определить приобретенные страхи как социальные страхи, сформированные за долгий период индивидуального развития личности, в результате «социального заимствования» или непосредственного столкновения с негативными событиями.
Выводы по разделу 1:
Древние философы определяли страх как некое неприятное ощущение, психологи рассматривают страх как эмоциональное состояние. Представители разных психологических школ отмечают, что страх является естественной реакцией на угрозу и выполняет защитную функцию. Однако в физиологическом подходе страх понимается как биологическая реакция, в основе возникновения которой лежат определенные мозговые структуры (гиппокамп, миндалины, грушевидная доля). Некоторые исследователи определяют страх через описание характеристик, которые отличают его от испуга, фобии и тревоги.
Таким образом, критериями для классификации страха выступают патологический или конструктивный характер (реальный страх, фобия, тревога), фабула (социальные страхи, боязнь пространства, нозофобии и т. д.), природа (социальные, природные, внутренние страхи) и механизм возникновения (врожденные, приобретенные страхи).
В данной работе
рассматриваются только социальные
реальные страхи, поэтому можно определить
приобретенные страхи как социальные
страхи, сформированные за долгий период
индивидуального развития личности, в
результате «социального заимствования»
или непосредственного столкновения с
негативными событиями.
РАЗДЕЛ
2
ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ СТРАХОВ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Некоторые исследователи выделяют врожденные и приобретенные страхи. К приобретенным страхам относятся те социальные страхи, которые сформировались за долгий период индивидуального развития личности, в результате «социального заимствования», т. е. ребенок вырабатывает свое отношение к объекту, в зависимости от реакции других людей. Однако, как замечает А. И. Захаров, такой механизм появляется у ребенка только к первому полугоду. Он пишет: «После 6 месяцев ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействие извне <...> и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя её реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать сама испугана, то подобная реакция распространиться и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства» [7, с. 38]. Так же А. И. Захаров отмечает влияние взрослых и в более старшем возрасте: «Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности» [7, с. 62]. Это доказывает, что необходимы определенные личностные и социальные предпосылки для формирования страхов. По мнению Д. Ф. Фишера процесс приобретения страхов связан с действием трех факторов: врожденные источники, опыт и воображение. Автор поясняет их действие следующим образом: «Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. <…> Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. <…> Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения» [22, с. 318].
Как отмечают А. И. Захаров и А. М. Прихожан, к приобретенным социальным страхам в детском возрасте, относятся страхи одиночества, чужих людей, наказания, не справиться, быть не собой, осуждения со стороны сверстников, непопулярности, отвержения. Для формирования страхов необходимы определенные личностные и социальные предпосылки [7; 18].
2.2 Основные этапы возрастной динамики содержания приобретенных страхов в детском возрасте
К приобретенным социальным страхам в детском возрасте относятся страхи одиночества, чужих людей, наказания, не справится с чем-либо, быть не собой, осуждения со стороны сверстников, непопулярности, отвержения [7; 18].
По мнению некоторых ученых страх одиночества формируется к 6–7 месяцам, а страх посторонних людей к восьми [22; 31]. Однако, А. И. Захаров отмечает в этом возрасте лишь нарастающее беспокойство в отсутствии матери, которое в свою очередь является предпосылкой для развития страха одиночества. Он пишет: «Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт, который при дальнейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества» [7, с. 43]. Беспокойство при длительном отсутствии материи может возникать у ребенка, т. к. сформировалась эмоциональная привязанность к ней. О наличие привязанности свидетельствуют три признака: «Выделение матери среди других общающихся с ребенком лиц (что выражается радостью при встрече), потребность в эмоциональном контакте и беспокойство при его прекращении» [7, с. 44].
Таким, образом, беспокойство в отсутствие матери означает прекращение эмоционального контакта, нарушение эмоциональной взаимосвязи и отдаление объекта привязанности. Присутствие другого человека может выступать как знак отсутствия матери и, соответственно, вызывать беспокойство. При этом если мать неприветлива в общении с другими людьми, ведет себя настороженно и беспокойно, у ребенка может впоследствии развиться застенчивость [27]. Как отмечает Ф. Зимбардо: «Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцем из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта» [8, с. 15].
К двум годам ребенок уже не так односторонне привязан к матери и нуждается в общении и с другими членами семьи. Именно поэтому дети этого возраста легче вступают в контакт с незнакомыми людьми. Однако главными остаются отношения с матерью, и страх ее исчезновения остается ведущим [7; 22].
К трем годам становиться значимым страх наказания в связи с важностью оценки поведения взрослым и одновременно возрастанием активности детей, развитием волевых качеств, стремлению к самостоятельности, а с другой стороны, соответственно, увеличением запретов, приучением к нормам активности [5]. В результате, по данным А. И. Захарова, в 2–3 года после слушания сказок дети начинают бояться таких персонажей как Волк и Баба-Яга, т.к. именно их образы ассоциируются с наказанием [7, с. 58]. При этом замечены следующие особенности: «Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. <...> Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями» [7, с. 58]. Страх наказания, по мнению Ю. В. Щербатых, в будущем может послужить основой для возникновения страха ответственности. Страх ответственности заключается в том, что, человек, принимая важное решение, боится наказания и осуждения со стороны социума, а так же самообвинения [27].
Дети постарше узнают больше сказок и соответственно начинают бояться и других отрицательных героев: Кощея Бессмертного, Бармалея, Карабаса-Барабаса. Перечисленные персонажи также отражают страх наказания и отчуждения родителей [7]. Механизм появления страха к описанным персонажам А. И. Захаров поясняет следующим образом: «...отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно, недружественным и агрессивным. Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время, испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях» [7, с. 75]. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт между родителями и детьми и могут служить его выражением.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно опосредование поведения образцами отношений взрослого к действительности, общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет значение для самооценки. Однако оценки и отношение авторитетных взрослых остаются не менее важными [5]. В результате страх нарушения социальных правил и сложившихся устоев остается значимым. Дети начинают бояться черта как символа нарушителя, а заодно и как представителями потустороннего мира: «В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам» [7, с. 79].
Страх исчезновения матери в этом возрасте трансформируется в страх разлуки с родителями, а уже в младшем школьном возрасте появляется страх смерти значимых людей, который может иметь форму страха расставания с родителями [7].
С 6–7 лет ребенок идет в школу. Это развивает чувство ответственности, долга, обязанности, и способствует более активному развитию нравственных сторон личности [5]. В результате ведущим становиться страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья), а конкретными его формами являются страхи сделать не то, неправильно, не так, как следует, как нужно [7]. По мнению А. М. Прихожан, боязнь разочаровать родителей относится к наиболее распространенному числу страхов школьников. Это может в свою очередь послужить причиной возникновения страха перед преподавателем, а в дальнейшем перед начальством [18]. Однако, многое зависит от установок родителей и учителей. В ряде случаев родители непроизвольно внушают страх перед школой, драматизируя проблемы обучения, выполняя вместо детей уроки, или проверяя каждое задание, при этом пугая плохими отметками или исключением из школы в случае ошибки. Иногда страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны [7].
Информация о работе Возрастная динамика приобретенных страхов у детей