Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы — сравнить основные подходы к изучению восприятия, охарактеризовать основные теории восприятия.
Задачи исследования:
1. Провести библиографический анализ литературы по вопросу основных подходов и теорий к изучению восприятия.
2. Проанализировать позиции разных авторов по определению понятия восприятия и выделению его свойств.
3. Рассмотреть основные подходы к изучению восприятия и выявить различия в понимании процесса восприятия и его особенности.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные подходы к изучению восприятия, теории восприятия…..5
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики………………...5
1.1.1 Определение понятия «восприятие»…………………………………….5
1.1.2 Этапы процесса восприятия………………………………………………7
1.1.3 Основные виды восприятия……………………………………………..10
1.1.4 Свойства процесса восприятия………………………………………....12
1.2 Основные подходы к изучению восприятия…………………………..16
1.2 .1 Объективно-ориентированный подход к изучению восприятия...16
1.2.2 Структурализм…………………………………………………………..16
1.2.3 Гештальт – психология…………………………………………………17
1.2.4 Экологический подход………………………………………………….19
1. 3. Субъективно-ориентированный подход к изучению восприятия…20
1.3.2. Теория бессознательных умозаключений………………………………21
1.3.3 Теория категоризации Брунера………………………………………….22
1.3.4 Теория перцептивного цикла У. Найссера……………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………….26
Выводы…………………………………………………………………………………
Гештальт-подход обращает основное внимание на то, что мы воспринимаем окружающий мир, учитывая его структурные элементы и их соотношения, и что мы стремимся воспринимать целостные, связные и имеющие смысл формы. Не вызывает сомнения, что наши знания об окружающем мире являются результатом именно такого восприятия, о каком говорят сторонники гештальт- психологии. [4, с. 16-27]
1.2.4 Экологический подход. Этот подход к изучению восприятия был разработан Дж. Гибсоном. Название этой теории связано с тем, что данный подход исходит из адаптативной связи воспринимающего организма с окружающей его средой. Дж. Гибсон сделал предположение, что внутренние мыслительные процессы играют в нем либо незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Основой его подхода является мысль о том, что, перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, — информация, поступающая в виде зрительного образа, — содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке. Экологический подход Гибсона подтверждает принципиально важную мысль о том, что восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Дж.Гибсон отмечает, что "субъект" и "окружающий мир" (для него синоним "экологического мира") являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы: мир, в котором реально действует субъект, зависит от характеристик самого субъекта, в то время как "физический мир" существует сам по себе, в своем "в-себе-и-для-себя-бытии". По Дж.Гибсону, исследование предоставляемых миром возможностей и составляет предмет психологии. Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире". Если на уровне "организма" в психологии уже существуют определенные варианты теоретических моделей, созданных в русле экологического подхода, то разработка завершенных, целостных моделей на уровне "группы" и "популяции" до сих пор остается еще актуальной. [24]
Резюме: Экологический подход Дж.Гибсона не имеет какого-то определенного самостоятельного предмета исследований, поскольку это не отдельная отрасль психологии, а именно методологический подход, разработанный им первоначально для изучения зрительного восприятия, но имеющий общепсихологическое значение.
1.3 Субъективно-ориентированный подход к изучению восприятия
1.3.1 Общее описание субъективно-ориентированного подхода
В процессе восприятия важнейшую роль играет субъектная детерминанта, т.е субъектно-ориентированный подход. Примером субъектных детерминант может быть феномен, обнаруженный Уильямом Джеймсом. Этот феномен наблюдается в ситуации «вечеринка с коктейлем». Первое что слышит человек, который попадает на вечеринку - это гул голосов, он начинает прислушиваться и отчетливо воспринимать речь оратора, его может вдруг заинтересовать то, о чем говорят в соседнем кружке, и он перестает воспринимать речь оратора, хотя она произносится, но никакого восприятия не происходит, т.е., определенное воздействие на органы чувств может происходить, но никакого восприятия не будет. Восприятие этого воздействия будет определяться главным образом субъектными детерминантами, не хочу слушать, но надо, от которых зависит направленность внимания.
К субъектно -ориентироанному подходу к изучению восприятия можно отнести 3 теории: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла. [25]
1.3.2 Теория бессознательных умозаключений
Этот подход рассматривает восприятие с точки зрения не результирующего образа и составляющих его компонентов, а самого перцептивного процесса. Другими словами, образ восприятия понимается как функция перцептивной системы. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из предположения о том, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. Теория восприятия Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.
К теории бессознательных умозаключений относится три вида образов, которые называются:
Актуализация представлений в сознании происходит по ассоциациациям:
а) слово-образ,
б) образ-образ,
в) чувство-образ.
Именно в процессе познавательной практической деятельности у человека формируется познания о том, что предметы реального мира существуют.
Итак, мы видим, что бессознательные
умозаключения – это
[26]
Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера (1957) рассматривает восприятие как процесс категоризации. Поступивший сигнал сличается с соответствующим образом (по принципу «лучше или хуже») «подготовленной» категорией, которая определяет условия, необходимые для подтверждения или опровержения перцептивной гипотезы. Стратегии процесса решения включают несколько стадий:
На готовность категорий
также оказывают влияние
Предлагается четыре механизма, обеспечивающие перцептивную готовность:
Можно сделать вывод из всего вышеперечисленного: человек при восприятии какого- либо объекта, сопоставляет его с «подготовленной» категорией и исходя из прошлого опыта, проводит категоризацию данного объекта. [27]
Одной из когнитивно-ориентированных теорий восприятия, является теория перцептивного цикла У. Найссера. Ее суть заключается в том, что важнейшими когнитивными структурами становятся предвосхищающие схемы, которые подготавливают субъекта к принятию строго определённой информации. Именно эти схемы определяют, что будет увидено и, следовательно, воспринято, а что нет. По мнению У. Найссера, восприятие это процесс конструктивный, где в каждый определённый отрезок времени субъектом конструируются предвосхищающие схемы какой-либо информации, которые делают возможность усвоения её. Чтобы информацию сделать доступной, субъект активно исследует её, совершая телодвижения. Эти движения исследовательской деятельности тоже направляются предвосхищающими схемами. Это своего рода, планы перцептивных действий. Общая схема перцептивного цикла выглядит так: результат обследования окружения - выделенная информация модифицирует исходную схему, потом, уже модифицированная, она направляет дальнейшее исследование и оказывается готовой для дополнительной информации. У. Найсер делает важное добавление, которое содержит, что содержание схем не остается постоянным и неизменным, оно в процессе восприятия все время меняется по мере того как извлекается все новая и новая информация. Это изменение может заключаться либо в конкретизации содержания, или эти схемы могут включить в себя какую-то новую информацию, или могут заменяться какими-то новыми.
Как видим, информация, которая поступила для дальнейшего исследования в нервные центры головного мозга, либо конкретизируется, либо происходит пополнение поступившей информации, либо она заменяется какой-то новой информацией. Своего рода, это планы дальнейших действий психики. [27]
Заключение
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов. Образ восприятия не механическая сумма частей или элементов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. Целостный характер восприятия обусловлен присущей с рождения нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Целостность образа всегда обусловлена тем, что мы непосредственно воспринимаем в предмете обусловливающие эту целостность особенности, хотя не всегда можем определить, в чем они состоят. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенным постоянством (константностью), несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия. Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, человека» и т. д.). Мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов.
Информация о работе Восприятие. подходы к изучению восприятия