Восприятие. подходы к изучению восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — сравнить основные подходы к изучению восприятия, охарактеризовать основные теории восприятия.
Задачи исследования:
1. Провести библиографический анализ литературы по вопросу основных подходов и теорий к изучению восприятия.
2. Проанализировать позиции разных авторов по определению понятия восприятия и выделению его свойств.
3. Рассмотреть основные подходы к изучению восприятия и выявить различия в понимании процесса восприятия и его особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные подходы к изучению восприятия, теории восприятия…..5
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики………………...5
1.1.1 Определение понятия «восприятие»…………………………………….5
1.1.2 Этапы процесса восприятия………………………………………………7
1.1.3 Основные виды восприятия……………………………………………..10
1.1.4 Свойства процесса восприятия………………………………………....12
1.2 Основные подходы к изучению восприятия…………………………..16
1.2 .1 Объективно-ориентированный подход к изучению восприятия...16
1.2.2 Структурализм…………………………………………………………..16
1.2.3 Гештальт – психология…………………………………………………17
1.2.4 Экологический подход………………………………………………….19
1. 3. Субъективно-ориентированный подход к изучению восприятия…20
1.3.2. Теория бессознательных умозаключений………………………………21
1.3.3 Теория категоризации Брунера………………………………………….22
1.3.4 Теория перцептивного цикла У. Найссера……………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………….26
Выводы…………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

теоретич часть.docx

— 66.52 Кб (Скачать)

Как видим, восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

    1. Основные виды восприятия

 

Существует две классификации  видов восприятия. Первая  классификация  основывается на информации, которая  отражается через восприятие. В таком  случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени, восприятии движения и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.            В основании второй, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие.

Исходя из первой классификации, можно выделить 4 вида восприятия:

 

  • Восприятие пространства.  Все предметы и явления окружающей действительности находятся в пространстве .Поэтому восприятие пространственных отношений между предметами является необходимой составной частью всякого процесса восприятия.В отдельных случаях они приобретают особое значение, и тогда сами эти отношения становятся объектом восприятия. В восприятии пространства различают:     

 

1) восприятие протяженных  свойств предметов - их формы,  величины,объема;  

2) восприятие расстояния  между предметами - их положения  или места среди других предметов  и их удаленности от наблюдателя  (глубинное зрение).

 

  • Восприятие времени у человека является своеобразными психическими часами, с помощью которых он оценивает ход времени.
  • Восприятие движения (дает нам данные о движении предметов относительно нас и по отношению друг к другу).
  • Восприятие человека человеком (особый вид восприятия, который основан на предыдущем опыте).

Исходя из второй классификации, выделим: осязание, зрительное восприятие и  слуховое восприятие. Рассмотрим их поподробнее:

 

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.  В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Органом данного вида восприятия является рука, причем ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, тем самым  позволяя человеку создавать целостный образ об отдельных признаках предмета.

 

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз. Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации.

 

Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. [15]

           

 Резюме:  Исходя из выше представленных видов восприятия, можно сделать такой вывод: двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Редко можно встретить различные виды восприятия в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

    1. Свойства процесса восприятия

 

Восприятие, как и любой другой психический  феномен, можно рассматривать как  процесс и как результат. В  основе восприятия лежат межполушарные  связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение  которое дает ощущение, и вторичные  поля, работа которых заключается  в объединении ощущений в целостный  образ и осмыслении его.

Итак, основные свойства восприятия:

Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. Восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть. [18]

Петровский охарактеризовал целостность  так:

Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

  • объединение разных элементов в целом;
  • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. [12]

Константность. Благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. [19]

Структурность (обобщенность). Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны. [19]

Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Не смотря на то, что восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов. [19]

Избирательность. Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. [20]

Предметность. Свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам. [20]       

Петровский в своих  исследованиях описывал предметность восприятия несколько иначе: «Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.» [13]

Апперцепция - внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмысмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них - разная апперцепция. Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?". [20]

Резюме: Таким образом, существует 7 основных свойств восприятия. Это: целостность, апперцепция, структурность, константность, осмысленность, избирательность, предметность. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия имеет очень большое значение. Человек воспринимает все в виде целого образа, абстрагированную из всех полученных ощущений обобщенную структуру, человек осознает сущность предмета  и осознает постоянные по форме, цвету, величине предметы, преимущественно отделяет одни предметы от других, воспринимает все в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.   [26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные подходы к изучению восприятия.

Описание процесса восприятия можно разделить на 2 большие группы по подходам к изучению восприятия, и эти подходы обозначим определенными терминами:

  1. Объективно-ориентированный подход к описанию процессов
  2. Субъективно-ориентированный подход к описанию процессов

Подходы различаются по двум критериям: во всех теориях восприятия предполагается, что восприятие – это процесс восприятия субъекта с окружающим миром. Основополагающая роль принадлежит объектам окружающего мира, которые воздействуют на органы чувств, а роль субъекта практически не рассматривается. Роль объекта рассматривается,  как важнейшая детерминанта.

      1. Объектно-ориентированный подход.

 

Этот критерий различения касается характеристики основного содержания процесса восприятия. Основное содержание рассматривается как непосредственное чувственное отражение – отражение физических воздействий объективно-существующего окружающего мира на органы чувств. Объектный подход – субъект пассивен. При этом термин отражение указывает на существование определенного соответствия между объективными свойствами воздействия и субъективными свойствами образов восприятия этих воздействий. К объектно-ориентированному подходу к изучению восприятия относится 3 теории: структуралистская теория, гельштат теория и экологическая теория. 

 

1.2.2. Структуралисткая теория. В 1879 г. Вильгельм Вундт закладывал основы психологии как экспериментальной науки, он воспользовался методологией, характерной для  XIX в. и известной под названием - структурализм. Как и естественные науки, основное внимание было сосредоточено на изучении структуры базовых элементов материи — атомов, молекул, клеток. Психология, благодаря усилиям одного из наиболее выдающихся учеников В. Вундта, Эдуарда Бредфорда Титченера, обозначила стоящую перед ней проблему как изучение структуры восприятия. По Б. Титченеру, задача психологии — разложить восприятие на составляющие его элементы — на простейшие ощущения. Образ восприятия является результатом процесса суммации отдельных элементов. Под элементами и под процессами их суммации понимается то, что это что-то не разложимое на составные части.            Существует два вида элементов: первый вид- это образы и ощущения, второй вид - образы памяти, которые представляют собой следы ощущений. Ранний структуралистский подход к восприятию представляет преимущественно исторический интерес. Однако структурализм дал мощный толчок к тому, чтобы задуматься над ролью базовых, фундаментальных сенсорных модулей, и до некоторой степени он соответствует ряду современных представлений.  Этапы восприятия в структурализме: Стимул → рецептор → ощущение → интерпретация → ассоциирование → образ (дискретный) (ощущение + ощущения восприятия элементарных образов памяти).          Суть структуралистского подхода Г. Мюллера заключается в том, что каким бы ни было воздействие на глаз (фото, механическое и тп.), в любом случае последует зрительное впечатление, то есть независимо от стимула у данного органа чувств есть специфика; и так для любого органа чувств. Мюллер считал, что орган чувств – это только рецептор, и для каждого органа чувств есть специфическая энергия. Система восприятия как бы подобна выбору кнопки в музыкальном ящике – от нажатия запускается ощущение, которое развивается по своим внутренним законам свойств рецепторов и внутренних путей. [15]

1.2.3 Гештальт-психология. Второе направление, изучения восприятия в объектно - ориентированном подходе, возникло, отчасти, как реакция на структурализм. Здесь рассматривается непосредственная связь между объектом и образом. Основное правило: все признаки образа полностью определяются стимулом. Это направление возникло в Германии примерно в 1910 г., в соответствии с воззрениями гештальт-психологов, структурный анализ игнорирует существенный фактор восприятия — взаимосвязь между раздражителями. Кристиан фон Эренфельс, один из предшественников гештальта, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Единица в гештальтпсихологии - уже не отдельный признак, а целостный образ, аналог самого объекта. В гештальт-психологии восприятия мы встречаем описание закономерностей превращения объекта в образ - это правила перцептивной организации, законы построения фигуры, целостного образа. В стимуле есть нечто такое, что влияет на выделение фигуры и ее отличие от фона. Правила перцептивной организации - это и есть те особенности стимула, которые влияют на выделение психического образа. Это правила: близости, сходства (по цвету, по свету и т.д.), замкнутость контура (если что-то выделяется в стимуле, там обязательно будет отделение фигуры от фона). Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальта:

Информация о работе Восприятие. подходы к изучению восприятия