Восприятие человека человеком в динамике и статике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов восприятия является восприятие человека. Таким образом, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике……………………………4
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения………………………..4
1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей…….......6
Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике…………………….........7
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке…………….......
2.2 Эффекты межличностного восприятия……………………………………...9
2.3 Эффект обратной связи……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

реферат по этике дел общения.docx

— 37.54 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Восприятие человека человеком в статике……………………………4

1.1 Механизмы взаимопонимания  в процессе общения………………………..4

1.2 Процесс отражения собственного  сознания в восприятии людей……........6

Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике…………………….........7

2.1 Формирование первого  впечатления о другом человеке……………….......7

2.2 Эффекты межличностного  восприятия……………………………………...9

2.3 Эффект обратной связи……………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Восприятие - это целостное  отражение предметов и явлений  объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений.

По сравнению с ощущениями восприятие ― более сложный процесс  отражения действительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением  от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины  действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь  которых, в свою очередь, зависит  от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, предмета или явления.

С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов  восприятия является восприятие человека. Таким образом, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

 

 

 

 

 

Глава 1. Восприятие человека человеком в статике

1.1 Механизмы взаимопонимания  в процессе общения

Восприятие человека человеком  — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные  движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются  представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных  состояниях, которые очень часто  группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая  «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что  эти признаки даны в неразрывном  единстве, но на первое место выступают  те из них, которые наиболее важны  для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос, возникающий  при встрече с незнакомым человеком: кто он? — относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором  отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим  отдыха и т. д., характерные для  определенной социальной группы. Не меньшее  значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно  судить как об имущественном положении  человека, так и о его отношении  к принятым нормам. В ситуациях, где  важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы. 
Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс отражения собственного  сознания в восприятии людей

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация  и рефлексия.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания  другого человека, заключающийся  чаще всего в неосознанном уподоблении  себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это  происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид  делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации  устанавливается определенная эмоциональная  связь с объектом. Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия». Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание  индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет  партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются  и изменяются определенные характеристики друг друга.

Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике

2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого  впечатления о другом человеке. Описаны  три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства - запускает  схему социального восприятия в  ситуации неравенства партнеров. Суть происходящего заключается в  том, что человек, который превосходит  наблюдателя по какому-либо важному  параметру, оценивается им гораздо  выше и по остальным значимым параметрам. Чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной  с восприятием партнера по общению  как привлекательного внешне, при  этом ошибка состоит в том, что  внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать  по другим важным для них социально-психологическим  параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что  красиво - то хорошо. Дети усваивают  этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные и плохие.

Фактор отношения к  наблюдателю - регулирует включение  схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения  к наблюдателю. Ошибка восприятия в  этом случае состоит в том, что  людей, которые хорошо к нам относятся  или разделяют какие-то важные для  нас идеи, мы склонны позитивно  оценивать и по другим показателям.

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что  воспринимающий строит систему выводов  и заключений относительно воспринимаемого  на основе своеобразного “прочтения”  его внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как  способностями читающего, так и  ясностью текста. Именно поэтому для  результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека.

В зарубежных исследованиях  были получены сходные результаты, правда, имеющие некоторое отличие: наружность и одежда, осанка, поведение, особенности общения, предполагаемые качества личности.

Практически те же самые  показатели, за исключением общения. Однако в трудах А. А. Бодалева отмечалось, что общение включено в структуру эмоционального реагирования и поведения, поэтому оно органично связано с ними и его можно не выделять как самостоятельное звено. Считают, что общение надо рассматривать в плане контактного поведения, т.е. установления контактов, весьма характерных для новых знакомств, когда и формируется первое впечатление. Кроме того, в общении и контактном поведении люди нередко играют разнообразные социальные роли, что также очень важно для познания человека человеком. Между отмеченными компонентами, как отмечалось, существуют разнообразные связи, прямые и обратные, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него коррективы. Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на первое впечатление, на основании которого и происходит угадывание качеств личности и прогнозирование поведения. Этот процесс носит итерационный характер: мы постоянно как бы корригируем образ, обращаясь то к особенностям оформления внешности, то к эмоциям, то к общению.

 

2.2 Эффекты межличностного  восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению  причин поведения партнеров по общению  и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выво 
в, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции, разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение. Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1.       соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем он больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;

2.       соответствие действия культурным нормам.

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления  о человеке в условиях дефицита времени  на восприятие его поступков и  личностных качеств. Эффект ореола проявляется  либо в форме позитивной оценочной  пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первое впечатление о человеке в целом  благополучное, то в дальнейшем все  его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную  сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются  или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны  эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного  порядка предъявления информации о  человеке для составления представления  о нем. Эффект новизны возникает  тогда, когда по отношению к знакомому  человеку наиболее значимой оказывается  последняя, т. е. более новая информация о нем. Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому  человеку более значимой оказывается  первая информация. Все описанные  выше эффекты можно рассматривать  как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего  восприятие человека человеком, называемого  стереотипизацией.

Информация о работе Восприятие человека человеком в динамике и статике