Воспитание как процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом и присуще ему на всех этапах развития. С момента своего появления человек постепенно накапливал определенный опыт познания окружающего мира, совместной деятельности и общения и всегда стремился передать его своим потомкам.

Содержание

1. Цели и задачи воспитания.
2. Направленность воспитания. Значение формирования патриотизма на современном этапе становления белорусской государственности.
3. Самосовершенствование личности.

Работа содержит 1 файл

Тема 28.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      Выдающийся  белорусский просветитель Ф.Скорина писал о том, что эти качества носят едва ли не врожденный характер: "Понеже от лрирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чуюць виры своя; пчелы и тым подобныя бороняць ульев своих, - тако ж и люди, игде зароди лися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать".

      Известный белорусский общественный деятель  К.Калиновский (1838-1864), будучи осужденным на смертную казнь за руководство  национально-демократическим движением, писал: "Горько покинуть землю родную и тебя, дорогой мой народ. Стонет грудь, болит сердце, но не жаль погибнуть за твою правду". [7, с. 188]

      В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

       Поэтому в нашей стране проводится работа с молодью в этом направлении. Ребята включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

       Сюда  также входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д.

       Если  эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно-мотивационной сферы, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.

       Немало  возможностей для этого имеется  во внеклассной работе: беседы, доклады  и лекции на патриотические темы, литературно-художественные концерты, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.

       Вместе  с тем необходимо, чтобы эта  забота пробуждала у учащихся чувство привязанности к родным местам, сопровождалась яркими эмоционально-чувственными переживаниями.

       Весьма  большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык.

      Известный деятель белорусской культуры В. Ластовский спрашивал: "По чем можно узнать белоруса?" - и отвечал: "Легче всего это узнать по нашей "мове". "Мова" соединяет людей в один народ. И наша белорусская "мова" соединяет свыше 10 миллионов белорусов в один народ... И все, что прекрасное, что доброе, все мудрости света - науку, литературу - мы лучше понимаем и любим, если слышим в своей родной "мове"..."

       Правовое  воспитание. Цель правового воспитания заключается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Его часто рассматривают в рамках гражданского воспитания. Между ними много общего, но правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей.

       Задачи  патриотического воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвенции о правах ребенка и разработки практических методик. Целесообразно организованная педагогическая деятельность в области правового воспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву, осуществление гражданского долга в правовой сфере, социально полезна, приемлема для воспитанников.

       Нравственное  воспитание. Это один из определяющих компонентов воспитательного процесса, предполагающий формирование умений и навыков, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения.

       Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих поступках ив том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, способного на обман и воровства

       Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии и является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью конкретных действий. Ее называют целью целей, которая находится в основании самой человеческой деятельности.

       Нравственное  воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции. Каждый человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведение.

       Экологическое воспитание. Его цель заключается в формировании у воспитанников ответственного отношения с окружающей среде; системы знаний о природе и гуманном, ответственном отношении к ней как к национальной и общечеловеческой ценности. Экологическое воспитание включает изучение природы конкретного района проживания с целью прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологической обстановки, а также формирование доброты по отношению ко всем субъектам, природы через наслаждение окружающей средой (лозунг международной экологической общественности).

       Теоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического воспитания средствами природы развивал В.А. Сухомлинский.

       Реальное  значение в жизни воспитанника имеет  способность защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Важная роль здесь принадлежит умениям трех видов. Первый вид связан с соблюдением культуры личного поведения, второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей, третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

       Эстетическое  воспитание. Это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания; личности и соответствующей ему деятельности.

       Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. Эстетическое воспитание включает направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

       Цели  эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры.

       Эстетическое  воспитание направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

       В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.

       Физическое  воспитание - педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов, знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование навыков и умений, укрепление здоровья.

       На  развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Основоположником научной системы физического воспитания считают П. Ф. Лесгафта, который ввел понятие «физическое образование».

       Трудовое  воспитание. Его целью является формирование системы научных знаний о современной технике, технологии и организации производства, общетрудовых умений и навыков, ответственного отношения и психологической готовности к труду, желания трудиться, уважения к тем, кто работает. [4, с. 157-167]

       Труд, практическая производственная деятельность благотворно влияют на физическое воспитание.

       Труд  развивает умственные способности  человека, его сообразительность, творческую смекалку, особенно на современном высокотехническом производстве. [7, с. 197]

       Экономическое воспитание. Направленно на приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.

       Основная  цель экономического воспитания — формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.

       Эта цель достигается путем решения  комплекса задач: формирования у  воспитанников потребностей в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования психологической готовности к возможным трудностям. [4, с. 167]

 

3 Самосовершенствование  личности

       Самосовершенствование личности — это сознательное воспитание в себе положительных, социально-ценимых качеств. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности как для управления собой, так и для воздействия на окружающих. Изменяя свой внутренний мир, качества, привычки, человек приобретает возможность изменять некоторые желания, запросы и тем самым влиять на характер социальных отношений в мире. Поскольку жизнь не стоит на месте (постоянно развиваются наука, техника, общественные отношения и т.д.), достижение успехов личности в профессиональной деятельности немыслимо без напряженной работы по совершенствованию собственной личности. Как говорил православный духовник Серафим Саровский: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». [2]

       Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и  самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

       Личность - социальное существо, включенное в  общественные отношения, участвующие  в общественном развитии и выполняющее  определенную общественную роль.

       Личностью человек может стать только в  социальной среде.

       Если  рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития человека становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя. [4]

       Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

Информация о работе Воспитание как процесс