Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 07:57, курсовая работа
Цель исследования - выявить уровень воображения младших школьников.
Задачи исследования: - проанализировать литературу по проблеме воображения у младших школьников;
- охарактеризовать виды воображения младших школьников;
- выявить уровень воображения у младших школьников.
Методы исследования: - анализ литературы, наблюдение, тестирование.
Введение
1 Теоретические проблемы воображения
1.1 Понятие воображения
1.2 Виды воображения
1.3 Особенности воображения в младшем школьном возрасте
2 Исследование воображения младшего школьника
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов
Заключение
Библиографический список
Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность. Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано, сказали мы, с изменением действительности с её практическим, действенным преобразованием. Предвосхищая результат нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к то чтобы работать над её воплощением в действительности, чтобы бороться за осуществление. Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишь, способности мечтать ... если бы он не мог изредка забегать вперёд и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни ... ». Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, представляют собой его продукты. Одни находят себе малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях ,прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого лично существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность. Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой -то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего.
1.3 Особенности воображения в младшем школьном возрасте
Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и прочее. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдолюбию в игровой ситуации.
Наблюдения
показывают, что хорошо известные
события ребенок стремится
Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.
Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.
Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые «настоящие» действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.
Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.
Эта требовательность основана на способности ребенка к критической оценке, что становится возможным лишь при наличии определенного опыта, знаний и наблюдательности. Эта критичность, корригирование образов воображения младшего школьника объективной реальностью увеличивается от класса к классу.
Однако следуют отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр.). Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности.
В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливают.
Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, низкой, но принципиально иной.
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения.
Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих дарах, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
Однако
с возрастом элементов
Так, в сочинении на тему о прогулке дети 1-2 классов воспроизводят свои впечатления. Просто рассказывают о реальной, действительной прогулке в лес, имевшей место незадолго до сочинения.
Ученики 3 класса также описывают прогулку в лес, но несколько творчески перерабатывают имеющиеся впечатления, придавая им иную сюжетную связь. Появляется вымысел. Но вымысел заключается в том, что ученики 3 класса рассказывают не только о той прогулке, которая была недавно, а присоединяют к недавним впечатлениям воспоминания о походе в лес за грибами в прошлом году.
И лишь ученики IV класса дают действительно творческую переработку полученных ими впечатлений, комбинируя их таким образом, что возникают новые сочетания, новые ситуации, которых не было в их непосредственном опыте. Такая эмансипация воображения детей младшего школьного возраста от непосредственных впечатлений является следствием расширения их опыта .
Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность.
Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. И поэтому часто в переложении ребенка тот или иной, доступный его возрасту, короткий рассказ звучит более живо, с большим количеством подробностей, чем это дано автором. Однако такая яркая наглядность обнаруживается у младших школьников только к IV классу, и то не у всех.
У младших школьников конкретность и наглядность образов их воображения проявляется по-иному.
У детей 1-2 классов чтение и рассказывание требуют опоры картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить воссоздать описываемую ситуацию. Конкретность воображения младшего школьника выражается также и в том, что детям младшего школьного возраста в воображаемых действиях, в игре, например, необходима непосредственная опора на какие-либо конкретные предметы, иначе не может развиваться действие. У детей 1-2 классов игра всегда протекает с использованием: каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей 3-4 классов, так как уже в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться и тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы новый этап в развитии воображения по отношению к воображению, носящему сугубо конкретный характер.
При
развивающемся вербально-
Все чаще и чаще у детей младшего школьного возраста наблюдается игра «ни с чем». Так, девочка, зарывшая ноги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу руками, говорит: «Я дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки».Руки девочки начинают медленно подниматься, растопыриваются пальчики. «Видишь, ветер меня качает», - и «дерево» начинает наклоняться и трепетать «листочками-пальцами».
Ярким примером развивающегося вербально-мыслительного воображения младшего школьника может служить описанная Л. Кассилем игра двух мальчиков в выдуманную ими страну “Швамбранию”. С каждым годом обучения в школе воображение все в большей степени базируется на освоении технических приемов действий в той или другой области творческой деятельности. Развитие воображения в области рисования начинает опираться на технические знания в области построения рисунка, развитие музыкального воображения - на знание техники исполнения, конструкторское воображение невозможно без технических познаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество в этом возрасте невозможно без овладения навыками письменной речи.
В
школьном возрасте воображение в
той или иной области иногда делается
более тусклым в связи с тем, что
у детей отсутствуют знания и практические
умения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до сознания литературных произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.
Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.
Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Итак, в данной работе мы познакомились с самыми разными аспектами воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта младших школьников. В силу того, что воображение является важной и значимой функцией для ребенка, поэтому ему необходимо всячески одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Воображение не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения.
Значение
воображения в жизни и
Возникло
и развивалось воображение в процессе
труда, и основное его значение состоит
в том, что без него был бы не возможен
любой труд человека, т.к. невозможно трудиться,
не представляя себе конечного и промежуточного
результатов. Без воображения не был бы
возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве,
ни в технике. Ни один школьный предмет
не может усваиваться полностью без деятельности
воображения. Если бы не было воображения,
невозможно было бы принять решение и
найти выход в проблемной ситуации, когда
мы не обладаем нужной полнотой знаний.