Воля в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на подростка, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели.

Основными задачами воспитания, в том числе и воспитания воли, многие ученые справедливо считают  формирование стойких общественных потребностей, положительного отношения к деятельности и общественно одобряемым целям, стойких установок к действию, то есть такого уровня развития личности, когда требования общества  к личности превращаются во внутреннюю потребность и переживаются как чувство долга.

Из этого  следует, что воспитание воли - это  формирование не только способности  побеждать привлекательные, но и  малоценные мотивы, но и «волевой организации» личности, про которую словами  В.А. Крутецкого можно сказать: «Истинно волевой человек - тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащими долгу побуждениями».9

Вообще встречаются  две крайности, каждая из которых  таит в себе серьезную опасность  для развития воли. Первая заключается  в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать его какие - либо усилие, что бы чего - нибудь достигнуть, - совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать лишь сила привычки может облегчить трудность усилия, совершенно не привычное, оно кажется не посильным. Другая - тоже не малая - опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями.

Непосильные задания  обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое  дело не завершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и самое главное - доводить начатое дело до конца, не создавать привычки бросать не завершенным то, за что, взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один за другим ряд срывов, раз за разом не довести начатое дело до конца.

Настойчивость - это ценнейшее качество сильной  воли - заключается именно в том, чтобы неуклонно, не взирая на препятствия, доводить начатое дело до конца, добиваясь  осуществления своей цели. Ее нужно воспитывать на практике, на деле.

Два момента  имеют решающее значение в развитии воли:

  • Формирование у личности значимых для нее целей, так, чтобы - общественно значимое, всеобщее стало вместе с тем и личностно - значимым для человека;
  • Привычка осуществлять намеченное, неуклонно доводить начатое дело до конца.

 

 

3.4. Волевые качества подростка и их развитие.

Воля человека характеризуется определенными  качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность  преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показательным проявлением силы воли.

Среди различных  проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание. Которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой  воли является целеустремленность. Это понятие тождественно с настойчивостью, и характеризует стремление человека в достижении человека поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, то есть умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающиеся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения. От настойчивости принято различать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на целесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек, в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Важной характеристикой  воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать  попытки к реализации возникших  у человека идей. Для многих людей  для преодоления собственной  инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первым осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек.

Самостоятельность - это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью.

Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих к достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформулированные на основе полученных советов.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует, что все совершаемые  человеком поступки вытекают из единого  руководящего принципа, которому человек  подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и с самооценкой. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Воля, как и  большинство других высших психических  процессов, формируется в ходе возрастного  развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а так же некоторые инстинктивные  действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение  борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего  возраста после некоторых колебаний  могут делать выбор между несколькими  возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не раннее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой - некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых.

Как и все  психические процессы, воля развивается  не сама по себе, а в связи с  общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое  развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно развитый уровень воли чаще всего наблюдается у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии, часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятием музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости - все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет «типичного подростка».10 Сами 13 - летние подростки очень озабочены проблемой управления своим поведением: в их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств.

Умение владеть  собой, управлять своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство. Казалось бы, налицо условия, которые  делают этот период чрезвычайно благоприятным для формирования воли, ознакомления школьников со способами организации своего поведения. Для выполнения большинства повседневных обязанностей подростку вполне достаточно тех умений, которыми он уже располагает. Стремление «стать более волевым человеком» в этом возрасте не подкреплено подлинным желанием измениться.

Эффективность развивающей и коррекционной  работы по развитию воли связана с  особенностями волевого поведения, саморегуляции в подростковом возрасте. Объясняя причины «волевой слабости» подростков, Л.С. Выготский говорил, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Другими словами, подросток уже имеет возможности для управления своим поведением, которое привело бы к достижению поставленной цели, но у него еще нет целей, ради которых следовало бы проводить такое заявление в жизнь. Цели, которые подросток ставит перед собой, часто не наполнены для него личностным смыслом, заимствованы у других. Это приводит к быстрой и неоправданной, с точки зрения наблюдателя, смене целей. Часто, мысленно сделав выбор в пользу той или иной цели, подросток в воображении достигает желаемого и эмоционально переживает будущий успех. Также нередки случаи, когда подросток ставит перед собой какую - то цель и делает определенные шаги в направлении ее достижения, но затем, столкнувшись с трудностями или по какой - либо другой причине, теряет к этому интерес, меняет цель и начинает заниматься чем - то другим.

Кроме того, цель должна иметь для подростка эмоциональное значение. Развивать волевое поведение подростка следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственным путем. Существенную роль играют так же наличие  у подростка чувства собственности достоинства и его представления об уровне достижений, поскольку если он снизится, это окажется крайне болезненным для подростка: он не может позволить себе «упасть в собственных глазах».11 Важны и сложившееся к этому времени и получившие собственную побудительную силу привычки к систематическому труду, к порядку и так далее. Все это помогает подростку справиться с непосредственными желаниями, но не всегда приводит к успеху. Существенным является формирование у подростка нравственных качеств, например таких, как чувство долга, ответственности.

Помогая школьнику  достичь некоторой цели, не следует  специально обращать его внимание на то, как в этом процессе развивается его воля. Лучше показать ему, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим не желанием что либо делать, собственным страхом.

Школьники часто  не могут отличить настойчивость  от упрямства, следование определенным принципам от стремления, во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом разные проявления воли. Поэтому большое значение приобретают беседы с подростками, в ходе которых они учатся отделять подлинные проявления воли от ложных.

 

 

 

 

 

 

4. Заключение. 

 Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.

Социокультурная модернизация и переход экономики  на рыночные отношения вызывают необходимость  в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности.

В наиболее трудном  положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой - ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.

Общество говорит  его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в  соответствии со своей свободной  волей, он может получить то, что  хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.

Именно поэтому  вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

5. Список используемой литературы.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- Питер.: Издательство, 2004.- 271с.;
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж.: Издательство Институт практической психологии, 1995.- 352с.;
  3. Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие.- М.: Издательство Гаудеамус, 2005.-208с.;
  4. Горбунова Г.П., Морозова И.С. Волевая регуляция деятельности. Учебное пособие ГОУВПО Кемеровский государственный университет.- Кемерово.: Издательство Кузбассвузиздат, 2005.- 100с.;
  5. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.- М.: Издательство ТЦ Сфера, 2003.- 96с.;
  6. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.- Ташкент.: 1985.- 178с.;
  7. Ильин И.П. Психология воли.- Санкт-Петербург.: Издательство Питер, 2000.- 228с.;
  8. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Издательство Просвещение, 1980.- 352с.;
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов, 4-е издание.- М.: Издательство Академия, 1999.- 456с.;
  10. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов педагогических институтов, 2-е изд., исп. и доп.- М.: Издательство Просвещение, 1979.- 288с;
  11. Рогов Е.И. Эмоции и воля.- М.: Издательство Владос, 1999.- 240с.;
  12. Реана А.А. Психология подростка.- М.: Издательство Прайм Евро знак, 2003.- 480с.;
  13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 3-е издание.- М.: Издательство Академия, 2001.- 336с.;
  14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие.- М.: Издательство Аспект Пресс, 2001.- 460с.;
  15. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Издательство Института психотерапии, 2003.- 480с.;
  16. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей.- М.: Издательство Институт психотерапии, 2004.- 480с.

Информация о работе Воля в подростковом возрасте