Воля в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Приобретая  вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений среди возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности.

Сегодня, когда в России появляется тенденция  вслед за так называемыми развитыми  странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Конечно, вещи - среда обитания, условия духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает, внимаю подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.

Современный подросток попадает в большей мере под внушающее воздействие побеждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров.

В современном мире вещи могут стать  растлителем подростков по многим причинам:

  1. Став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни;

  1. Став фетишем, превращающим в раба  вещей;

  1. Поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии.

Отрочество - период, когда подросток начинает по новому оценивать свои отношения с семьей.

Стремление  обрести себя как личность порождает  потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год  оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.

Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление  осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют  от отрока обособления от семейного  «Мы», поддерживающего в нем чувство  защищенности традициями и эмоциональной  направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя, он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потребление «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз «Мы» составляют сверстники.4

Отрочество - это когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по - новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождают столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и так далее. Дружба тает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

Отрочество  при всей сложности психологических  взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет  глубинную привлекательность своей  направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, почувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.

Отрочество  благодаря потребности познать  себя и стремлению открыть через  постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, иной раз ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных рамок, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд не приклонен. Кроме собственной цели - весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром - глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не предаст ему сил, но еще, чу, чуть - и он вновь охвачен страстью новой цели.

Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть «личностью».5

 

 

 

 

 

3.2.Основные пути формирования воли у подростка.

Прежде  всего, успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из - за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют к нему требований, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых качеств  играет «школа».6 Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом так, же происходит формирование  определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и так далее. Все это требует от него достаточно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.

Учитель, с которым  общается ребенок в школе, оказывает  непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремлению подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться у его учеников.

Не  менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его  с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития.

Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

 

 

3.3. Воспитание воли у подростка.

Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности человек может только в том случае, если он знает, во имя  чего он это делает. Поэтому первым и решающим условием воспитания воли является формирование мировоззрения, развитие общественных чувств и на этой основе - воспитание в себе чувства долга.

Вторым условием воспитания воли является овладение  уменьем хотеть. Пока стремления человека выливаются в форму вялых, расплывчатых и бездейственных желаний, не может  быть и речи о развитии сильной воли. В записной книжке Г. И. Котовского, героя гражданской войны и боевого командира красной конницы, есть такая запись: «Хотеть - значит мочь». Для людей большой воли, к которым принадлежал Котовский, желание есть могучая сила, для которой нет непреодолимых препятствий. Но таким может быть лишь желание, вытекающее из основных жизненных установок человека, а не из мимолётных впечатлений и изменчивых настроений. Таким является то «страстное большевистское желание», о котором говорил товарищ Сталин, подчёркивая его решающее значение для достижения успеха (речь на совещании хозяйственников в 1931 году).7

Третье условие  воспитания воли - не принимать решений  неисполнимых и не вооружаться намерениями, которые не будут осуществлены. Никто  так часто не принимает решений и не имеет так много добрых намерений, как люди слабовольные. Человек же, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться, как к делу ответственному, помня, что неисполнение принятого решения развращает волю.

Четвёртым условием воспитания воли является образование  привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия, смотреть на них со стороны. Не выработав критического отношения к себе и к своим  поступкам, нельзя воспитать в себе сильную волю. Большая требовательность к себе - один из характерных признаков человека сильной воли.

Наконец, последнее  условие воспитания воли - постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. То своеобразное состояние внутреннего напряжения и активности, которое называется «волевым усилием», составляет характерную особенность всякого волевого действия. Там, где не требуется усилия, там нет основания говорить о серьёзной волевой задаче. Но «способность к волевому усилию», а следовательно, и уменье преодолевать препятствия развиваются в результате практики. «Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильней». Воля формируется в действии. Только тот способен проявить сильную волю в больших делах, кто долгим упражнением закалил её на сотнях маленьких дел.8

Возможность воспитания человеком своей воли безгранична. Каждый учащийся должен сознательно  работать над воспитанием своей  воли. Смелость и упорство в труде, дисциплинированность, высокое чувство долга - вот те требования, которые предъявляет к молодёжи наша страна. С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющие ребенку все новые и более жесткие требования. Учебная деятельность, во - первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу доводя ее до конца. Во - вторых, учебная деятельность требует от школьника умение управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей.

Решающее значение в воспитании воли подростка имеет  руководство взрослых. В первую очередь  учитель, потом родители и окружающие ребенка взрослые начинают принимать определенные приемы и средства по воспитанию  воли подростка и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия.

Воспитание  ответственности, долга - важное условие  воспитания воли. Основной путь воспитания воли подростка - организация его  деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевое усилие.

Воспитанию  воли у подростков способствует личный пример взрослых, в первую очередь  учителя и родителей. Велика роль коллектива в воспитании воли.

Информация о работе Воля в подростковом возрасте