Воля и волевые свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Работа содержит 1 файл

Воля и волевые свойства личности.docx

— 41.87 Кб (Скачать)

 

Ф.Тённис ввёл понятие волюнтаризм  в 1883 г.

 

Волюнтаризм (теория): течение  в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей  в основе психики и бытия в  целом. В психологии проявляется  как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной  только субъектом и определяющие все другие  психические процессы и явления. Присущая человеку способность  к самостоятельному принятию решений, выбору целей и способов ее достижения, выражающие его личностные установки, убеждения и ценности – волюнтаризм  истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности (воли).

 

Теория Л.М. Веккера: автор  считает, волевое регулирование  начинается тогда, когда на человека действует двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и  выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и общей  социальной ценности.

 

И.М. Сеченов считал, что  воля – это деятельная сторона  разума и моральных чувств, которая  включает в себя такие компоненты, как:

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий (деятельностный)

 

А в структуру волевого акта входят:

Побуждение и осознание  цели

Борьба мотивов

Акт принятия решения

Исполнение действия

Иванников выделил 2 концепции  человеческого поведения:

 реактивная 

Всё поведение человека представляет собой реакции на внешние и  внутренние стимулы

 активная 

Поведение человека изначально активное, а сам он может выбирать формы проявления этой активности

 

Иррациональная воля –  по Э. Фромму – иррациональные страсти  и побуждения, захватывающие и  подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы.

 

Рациональная воля – по Э. Фромму – целеустремленное, реалистическое, дисциплинированное поведение и  энергетические усилия, направленные на достижение поставленной цели.

 

 

Диагностика волевых процессов:

Методика исследования волевой  организации личности

Диагностика мотивации к  достижению успеха Т.Элерса

 

 

 

Дополнительная информация

Нарушения воли:

 

Абулия -  Отсутствие стремления к деятельности, пассивность, аспонтанность, адинамия. Абулия наблюдается при  различных патологических процессах. В частности, при шизофрении («утрата  энергетического потенциала», «динамическое  опустошение», «структурная деформация»), будучи наиболее резко выраженной при  простой ее форме и в состояниях глубокого психического дефекта.

 

Адинамия, как специфически лобный феномен («синдром сломанного пера»), заключается в бедности или полном отсутствии стремления действовать. Диапазон возникающих при этом расстройств  достаточно широк: от некоторого обеднения  мышления и речи до полной обездвиженности - акинезии.

 

Гипербулия - Состояние избыточной активности с обилием разнообразных, часто сменяющихся побуждений к  деятельности, а также импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Растормаживаются природные влечения. Деятельность в целом оказывается  малопродуктивной из-за быстрой замены одних целей другими, преобладания ситуативных реакций (полевое поведение). В относительно легких случаях подъема  активности продуктивность занятий  может быть повышена. При резком увеличении активности возникает состояние  хаотического психомоторного возбуждения.

 

Парабулия - Патология поведения, вытекающая из нарушения механизмов формирования мотивов. Мотив при  этом не формируется либо является неадекватным внутренней природе потребности.

 

 

 

Отклонения в поведении  могут быть разными:

импульсивные, реактивные, нелепые  действия кататонических пациентов. Ясные  мотивы поведения здесь отсутствуют, это безмотивные действия;

неправильные действия, обусловленные  обманами восприятия и бредом - здесь  речь идет о психотической мотивации  поведения.;

снижение уровня мотивации, регрессия личности. Так, употребление алкоголя и наркотиков бывает связано  с потребностью в эмоциональном  равновесии -- «расстроился и выпил».

избыточный уровень мотивации, когда индивидуум ставит себе сверхзадачи; перфекционизм. Результаты деятельности чаще всего бывают ничтожными. Как говорят в таких случаях, лучшее - злейший враг хорошего. Недостижимые цели парализуют активность, вызывают боязнь неудач, страх перед действием, не приносят удовлетворения от реально достигнутого;

мотивы поведения, целью  которых является самооправдание. Свойственна невротикам, не желающим расстаться с иллюзиями в отношении себя.

преобладание внешней мотивации поведения, повышенная внушаемость. Различают первичную внушаемость - чрезмерную восприимчивость к самовнушению и гипнозу. На этой основе может формироваться зависимость пациента от врача. Врач становится как бы недостающей частью личности пациента.

Онтогенез воли

 

Волевые процессы начинают развиваться  в раннем возрасте, когда появляется произвольность поведения вследствие усвоенных правил и запретов.

 

По Леонтьеву, детское  поведение - полевое.

 

К концу дошкольного - началу школьного возраста ребёнок пытается ставить задачи и целенаправленно  их выполнять.

 

К концу дошкольного возраста формируется способность к соподчинению мотивов (иерархии), проявляется в  игровой деятельности.

 

Дидактические игры эффективнее  развивают волевую сферу, чем  сюжетно-ролевые, так как в дидактических  играх правила жёстко установленны, а в сюжетно-ролевой игре правила  могут быть изменены участниками.

 

Волевое поведение - результат  обучения и воспитания. Функцию контроля осуществляет взрослый.

 

К концу младшего школьного  возраста развивается рефлексия  как механизм волевого поведения.

 

 

Педагогические стратегии  развития воли:

 

Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много  разных психологических феноменов.

 

Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Надо развивать  не абстрактную волю и даже не абстрактную  «силу воли», а конкретные компоненты воли и конкретные проявления «силы  воли» (волевые качества), причем специфичными для них методами.

 

Взгляды разных авторов на развитие (закалку, укрепление, тренировку) воли имеют некоторые общие недостатки:

 

Во-первых, это одностороннее  понимание воли

Направления в воспитании воли:

формирование морального компонента

развитие собственно волевого усилия (сознательного управления своими действиями)

развитие волевых качеств (специфические проявления воли)

 

Во-вторых, это отношение  к воле как к чему-то материализованному, наподобие мышцы или клинка из стали.

 

Г. Мюнстерберг (1997), отмечая  роль внимания и представления в  формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка —  это его неспособность длительно  удерживать внимание на цели.

 

 «Научиться хотеть  того или иного — не это  важно. Главное — научиться  действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями» (с. 186–187).

 

 

 

Роль деятельности.

 Ф. Н. Гоноболин, В.  И. Селиванов, А. Ц. Пуни и  другие авторы считают, что  волевые свойства личности формируются  в процессе деятельности. Поэтому  для развития «силы воли» (волевых  качеств) чаще всего предлагается  путь, кажущийся наиболее простым  и логичным: если «сила воли»  проявляется в преодолении препятствий  и трудностей, то и путь ее  развития идет через создание  ситуаций, требующих такого преодоления.  Однако практика (в частности,  занятия спортом) показывает, что  это не всегда приводит к  успеху. Говоря о развитии «силы  воли» и волевых качеств, следует  учитывать их многокомпонентную  структуру. Один из компонентов  этой структуры — моральный  компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные  установки, — формируется в  процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств  нервной системы), как генетически  предопределенные, не зависят от  воспитательных воздействий, и  у взрослых людей практически  не изменяются. Отсюда развитие  того или иного волевого качества  в значительной степени зависит  от того, в каком соотношении  в структуре этого качества  находятся указанные компоненты.

 

Роль требований.

 Большое значение для  формирования волевой сферы личности  ребенка имеет не только предъявление  к нему требований, вербализуемых  в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением  этих требований. Если взрослый  говорит «нельзя», а ребенок продолжает  выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать  игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

 

С возрастом трудность  предъявляемых к ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т. е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей, которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его  волевой сферы в скучное и  нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся  жизнь ребенка превращается, как  писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и заданий».

 

С. Л. Рубинштейн (1999) выделял  две крайности в подходе к  развитию воли:

 

1) Ребенка изнеживают  и волю его расслабляют, избавляя  его от необходимости делать  какие-либо усилия.

 “…готовность употребить  усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, — совершенно необходимая в  жизни, не дается сама собой,  к ней нужно приучать; лишь  сила привычки может облегчить  трудность усилия: совершенно не  привычное, оно окажется непосильным.”

 

2) Перегрузка детей непосильными  заданиями

 “Непосильные задания  обычно не выполняются. В результате  создается привычка бросать начатое  дело незавершенным, а для развития  воли нет ничего хуже. Для выработки  сильной воли первое и основное  правило — доводить раз начатое  дело до конца, не создавать  привычки бросать незавершенным  то, за что взялся. Нет более  верного средства дезорганизовать  волю, как допустить один за  другим ряд срывов, раз за разом  не довести до конца начатое  дело.”

 

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощь в преодолении трудностей для  того, чтобы он увидел конечный результат  своего усилия.

 

 Постоянное одергивание,  грубый окрик, чрезмерное фиксирование  внимания ребенка на его недостатках  и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т. п. ведут  к неуверенности, а через нее  — к тревожности, нерешительности,  боязни.

 

Роль учета половых  особенностей. В. К. Кузьменков (1970б) провел двухлетний эксперимент по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором  обозначились различия в развитии тех  или иных волевых проявлений в  зависимости от пола. Девушкам удалось  значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении  своих недостатков. По сравнению  с юношами больше девушек научились  приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они  отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

 

Самовоспитание «силы  воли». Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами  и прежде всего — с разработкой  программы самовоспитания «силы  воли».

 

 

 

Источники:

1) Ильин Е.П. "Психология  воли"

2) Мишина Ю.Д. Лекции по общей психологии

3) Пушкина Т.П. Лекции  по клинической психологии

3) ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воля и волевые свойства личности