Воля и волевые свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Работа содержит 1 файл

Воля и волевые свойства личности.docx

— 41.87 Кб (Скачать)

Воля и волевые свойства личности.

 

Проблема воли, волевой  регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда  на механизмы воли, вплоть до полного  отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это  деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности  человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления  трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием  человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

 

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более  широко к анализу воли и структуре  произвольного управления подошел  Ильин. Он рассматривает волю как  самоуправление поведением с помощью  сознания, что предполагает самостоятельность  человека в принятии решений, в инициации  действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию  и самостимуляцию.

 

Формы проявления волевых  процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

 

1) при выполнении физической  и умственной работы;

 

2) при наступившем утомлении  или отказе от удовольствия  во имя выполнения заданий  по мотивам объективного характера;

 

3) при изменении привычного  темпа деятельности и действия.

 

Волевые действия различаются  по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно  переходит в действие, говорят  о простом волевом акте. Если между  побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о  сложном волевом действии. Волевой  процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает  следующие четыре стадии:

 

1) возникновение побуждения  и постановка цели;

 

2) стадия обсуждения и  борьба мотивов;

 

3) принятие решения;

 

4) исполнение.

 

На первом этапе зарождающаяся  потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности  и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое  становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что  находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения  ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом  действии за принятием решения следует  планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек  приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части - умения, навыки, способности.

 

Физиологические механизмы  произвольной регуляции опираются  на сложные виды афферентации, среди  которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).

 

В целом, можно сказать, что  произвольное управление связано с  работой практически всей коры головного  мозга.

 

Волевая и эмоциональная  регуляция часто рассматриваются  как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную  реакцию или, напротив, аффект подавляет  волю. Эмоции и воля в реальном поведении  могут выступать в различных  соотношениях. В случае возникновения  неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить  интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием  и таким волевым качеством, как  терпеливость. Состояние тревожности  преодолевается с помощью решительности; состояние страха - смелости; состояние  эмоционального возбуждения - с помощью  выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда  волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности  имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к  переутомлению. Чрезмерная волевая - может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

 

Волевые качества личности рассматриваются  как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В  волевых качествах сочетаются моральные  компоненты воли, которые формируются  в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими  особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго  терпеть усталость, быстро принимать  решение в большой мере зависят  от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что  при формировании, воспитании волевых  качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на "базальные" (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это - терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

 

 

 

 

 

 

Воля (философия)

[править]

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.

 

Во́ля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

 

Воля — это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя  волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную  личность.Содержание  [убрать]

1 Структура волевого поведения

2 Воля в истории философии  и психологии

3 Воля в советской психологии

4 Воля в педагогике

5 Воля и эмоции

6 См. также

7 Ссылки

 

[править]

Структура волевого поведения

 

В своей основе волевое  поведение разделяется на две  главные составляющие части —  принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если происходит несовпадение цели действия и потребности принятия решения то данная ситуация часто  сопровождается актом выбора, или  как принято в психологической  литературе называют данное состояние  — борьбой мотивов. Выбранное  личностью решение в дальнейшем реализуется в различных психологических  условиях. Спектр таких условий может  начинаться от таких моментов, в  которых достаточно принять решение, а последующее действие после  этого выбора осуществляется как  бы само собой. Для данной психологической  модели можно привести пример тонущего ребёнка, на спасение которого нужно  только набраться мужества, а уже  потом ситуация переходит в «автоматический» режим. Так же бывают условия, в которых  реализации волевого поведения и  выбора противостоит какая-либо сильная  потребность. Для преодоления такой  ситуации и осуществления конечной выбранной цели требуются специальные усилия, то есть проявление «силы» воли.

[править]

Воля в истории философии  и психологии

 

Понятие «воля» имеет различные  истолкования в истории философии  и психологии. Связано это прежде всего с тем, что точно определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно. Некоторые рассматривают волю как «силу», обусловленную извне через физические, психологические, социальные причины, и, даже, через божественное определение. Другие считают что воля — внутренняя, заранее заложенная самополагающая сила (см. Свобода воли). Например, в учениях волюнтаризма воля предстаёт как начальное, первичное основание всего мирового процесса, в частности, человеческой деятельности. Проблемы различия философских подходов к проблеме изучения и понимания воли попытались найти своё отражение в психологических теориях воли. Их разделяют на две основные группы. Первая — «автогенетическая» — рассматривает волю как специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам способность (нашло отражение в работах В. Вундта, Н. Ах, И.Линдворский и др.). Вторая — «гетерогенетическия» теория определяет волю как нечто вторичное. Данная способность является продуктом каких-либо других психических факторов и явлений. В данной случае воля выполняет функцию мышления, представления или чувств. (работы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс, Э. Мёйман и др.).

[править]

Воля в советской психологии

 

Основываясь на диалектическом и историческом материализме, Советская  психология трактует понятие воли в  контексте общественно-исторической обусловленности. В советской психологии основным направлением изучения Воли стало изучение фило- и онтогенеза происходящих из воли действий и высших психических функций. Как было показано Л. С. Выготским, произвольный характер действия человека есть результат опосредования взаимоотношений индивидуума, среды орудиями и знаковыми системами. Так, в процессе развития психики ребёнка первоначальные процессы восприятия и памяти приобретают произвольный характер, и в дальнейшем становятся саморегулируемыми. Параллельно с этим развивается способность к удержанию цели действия. Все это и приводит к развитию психической системы человека. Так же в СССР развитие получили «школы по теории установки», основанные на исследованиях советского психолога Д. Н. Узнадзе.

[править]

Воля в педагогике

 

В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности  поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов.

[править]

Воля и эмоции

 

В некотором роде воля —  психическая деятельность. Так же воля — процесс рефлекторный. Предпосылка  развития воли и волевого поведения  нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение  движений. Таким образом, воля как  активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к  мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия некоторых лекарственных веществ  на организм и «силу» воли позволяют  говорить о наличии определенного  мозгового аппарата, реализующего рефлекс  «свободы». Доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия). Воля тесно связана с  действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную  форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и  внутренние значимые сигналы, воля, в  противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но так же волевое  поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как  будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления  самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной  воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения. «Воля тесно связана  с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную  форму психической жизни человека». Это неверно с точки зрения логики, в частности смысловой  нагрузки: из тесной связи воли с  действиями, сознанием и эмоциями человека вытекает её неотъемлемость в структуре психики человека, но никак не самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воля и волевые процессы

Автор: admin, 27 Янв 2011

Ваш отзыв

Рубрика: [ Психология личности ]

 

Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и  целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение  человека в состоянии аффекта, транса, других измененных состояниях сознания. В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что  воля – это способность человека сознательно и активно управлять  своей деятельностью, преодолевая  препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию  к действию, когда уже имеющаяся  мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень  развития его волевой сферы. Итак, отличие непроизвольных действий , т. е. действий, совершаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что они являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Произвольные действия , напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Для произвольных процессов  в целом характерны следующие  черты:

 

1) произвольная реакция  всегда является ощущаемой или  осознаваемой;

 

2) произвольная реакция  возникает в ответ на появление  жизненно важной потребности  и является средством ее удовлетворения.

 

3) произвольная реакция,  как правило, не является вынужденной  и может быть заменена по  собственному выбору человека  на другую с таким же жизненным значением;

 

4) в ситуации, когда произвольная  реакция все-таки является вынужденной,  она может осознанно регулироваться  по ходу своего осуществления. 

 

Выделяя волевые процессы в особый пласт психических явлений, психологи при этом не противопоставляют  их познавательным и эмоциональным  процессам, поскольку один и тот  же процесс может быть одновременно и познавательным, и до определенной степени эмоциональным, и волевым (например, произвольное внимание). Исходными  побуждениями человека к действию являются потребности, следовательно, зачатки  воли заключены уже в них. В  отличие от потребности мотив  является психическим побудителем  к осуществлению деятельности, будучи уже не только стимулом, а личностной переработкой стимула (нужды, потребности).

Информация о работе Воля и волевые свойства личности