Воля и волевые свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Работа содержит 1 файл

Воля и волевые свойства личности.docx

— 41.87 Кб (Скачать)

 

 

Если преобладают однозначные  мотивы, они усиливают возможность  достижения цели. Возникновение же мотивов, противоречащих достижению намеченной цели, тормозит активность человека (в  некоторых ситуациях это является проявлением безволия). Таким образом, воля обладает двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей. Побудительная  функция обеспечивается активностью  человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний  субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция  воли не всегда препятствует получению  положительного результата деятельности. Выступая в единстве с побудительной  функцией, она характеризуется сдерживанием нежелательных проявлений активности. Например, у человека одновременно возникает побуждение к двум видам  деятельности, но если он возьмется  за оба дела одновременно, то это  будет в ущерб как одному, так  и другому. Происходит борьба мотивов. Тот мотив, который человек оценивает  как более значимый в настоящий  момент, порождает побудительную  функцию воли, а менее значимый становится объектом тормозящей функции. Кроме того, тормозящая функция проявляется  и в случаях, когда побуждения человека не соответствуют его представлениям о должной модели поведения. Например, если человек очень голоден, у  него может возникнуть побуждение украсть  буханку хлеба в булочной. Но для  большинства людей такое поведение  внутренне неприемлемо, и оно  будет заторможено волевым усилием. Волевые проявления человека в большой  степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность  за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в  своих неудачах винить внешние факторы  – обстоятельства, других людей, ему  значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто  всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя. Рассмотрим близкий для студентов  пример – подготовку к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум  в соседней комнате, дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак  нельзя пропустить, – всем знакомы  подобные отвлекающие факторы. Но человек  с развитой волевой сферой психики  и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые могут оказать негативное влияние на эти результаты.

Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в психологии как волевые качества:

 

1) решимость – это полная  уверенность в исполнимости решения; 

 

2) самообладание – проявление  тормозящей функции воли, заключающееся  в подавлении таких состояний  человека, которые препятствуют  достижению поставленной цели;

 

3) смелость – проявление  силы воли для преодоления  опасных для благополучия и  жизни человека препятствий;

 

4) настойчивость – способность  совершать многократные волевые  действия в течение длительного  времени для достижения определенной  цели (не следует ее путать  с упрямством – неадекватной  настойчивостью без достаточных  объективных оснований);

 

5) исполнительность –  качество воли, проявляющееся в  точном, неукоснительном и систематическом  исполнении принимаемых решений; 

 

6) терпение и выносливость  – также волевые качества, необходимые  для целенаправленного достижения  результатов;

 

7) дисциплинированность  – свидетельство волевых качеств  личности, поскольку дисциплина  приучает человека преодолевать  внешние и внутренние трудности.

 

Каждое из волевых качеств  имеет свой антипод – качество, свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как нерешительность, безынициативность, податливость и  т. п. Сильная воля, проявляющаяся  в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством. Далее рассмотрим понятие волевого действия. Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема. Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка.

Существуют две крайности  в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:

 

1) ребенок был избалован,  все его желания и капризы  беспрекословно выполнялись, поэтому  тормозящая функция воли у  него не сформировалась;

 

2) ребенок, напротив, был  подавлен жесткой волей и указаниями  взрослых, его инициативность подавлялась,  и поэтому, повзрослев, он стал  неспособным к принятию самостоятельного  решения. 

 

Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя  позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных  крайностей и, кроме того, всегда объяснять  ребенку, даже маленькому, чем вызваны  требования, решения, запреты, которые  предъявляют к нему взрослые, в  чем заключается их целесообразность. Отличительными чертами волевого действия можно назвать осознанность и  самостоятельность в принятии решения. Оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, это есть действие, необходимое по внешним или внутренним причинам, т. е. для него всегда существует объективное основание. Во-вторых, волевое  действие имеет исходный или проявляющийся  при его осуществлении дефицит  побуждения или торможения. В-третьих, в процессе волевого действия устраняется  этот дефицит, что приводит к возможности  достижения намеченной цели.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление  следующих этапов:

 

1) постановка целевой задачи  и появление стремления к ее  достижению;

 

2) осознание путей к  достижению цели;

 

3) возникновение мотивов,  утверждающих или отрицающих  эти возможности; 

 

4) борьба мотивов, итогом  которой является выбор решения; 

 

5) принятие одной из  возможностей в качестве решения; 

 

6) осуществление принятого  решения. 

 

Волевое действие может иметь  как простые, так и более сложные  формы. Волевое действие, простое  по форме, является побуждением, которое  переходит непосредственно в  действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при  этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается  путем совершения привычных для  субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул. Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

 

1) возникновение побуждения;

 

2) предварительная постановка  цели и возникновение стремления  достичь ее;

 

3) осознание ряда возможностей  достижения цели;

 

4) появление мотивов, утверждающих  или отрицающих эти возможности; 

 

5) стадия обсуждения и  борьба мотивов; 

 

6) принятие одной из  возможностей в качестве решения; 

 

7) принятие решения; 

 

 осуществление принятого  решения; 

 

9) преодоление внешних  препятствий при осуществлении  принятого решения и достижении  поставленной цели.

 

Надо отметить, что сложное  волевое действие не во всех случаях  вызывает борьбу мотивов. Это происходит лишь тогда, когда цель субъективна  и возникает спонтанно. Если же она  обусловлена внешними факторами  и ее достижение необходимо для субъекта, ему необходимо только распознать ее, сформировав определенный образ  будущего результата действия. Возникновение  борьбы мотивов связано с наличием у субъекта нескольких равнозначных целей одновременно (например, домохозяйке  одновременно хочется и приготовить что-то особое на ужин, и посмотреть любимый сериал). В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности. Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий. В таком случае субъекту достаточно представить себе цель и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (Например, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного дивана перед телевизором и направляется к холодильнику – как ни банально, но в этом есть проявление волевого усилия.) 2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.) 3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. (Например, позади бессонная ночь, очень хочется спать, но надо идти на лекцию к 8:00, иначе возникнут проблемы с получением зачета.) Теперь несколько слов о плане принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения. Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмотреть все возможные факторы воздействия на результат, четко и детально спланировать каждый шаг, последовательно и точно придерживаться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой общей схемой, в которой обозначены только основные этапы и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются действия, отсроченные во времени. Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств. Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели. В завершение разговора о волевой сфере несколько слов о нарушениях воли.

Выделяют три вида подобных нарушений.

 

1. Абулия – отсутствие  побуждений к деятельности, невозможность  принимать решения и исполнять  их при полном осознании необходимости  этого. Возникает абулия на  почве мозговой патологии. Для  человека, страдающего абулией, характерно  так называемое полевое поведение.  Он совершает действия не целенаправленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Например, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается» взглядом на какой-либо предмет и берет его – не потому, что данный предмет зачем-то ему нужен, а просто потому, что попался под руку.

 

2. Апраксия – сложное  нарушение целенаправленности действий. Оно вызывается поражением тканей  в лобных долях головного мозга.  Проявляется апраксия в нарушении  произвольной регуляции движений  и действий, которые не подчиняются  заданной программе и делают  невозможным осуществление волевого  акта.

 

3. Гипербулия – это,  напротив, чрезмерная волевая активность  больного человека. Она может  наблюдаться при маниакальной  стадии маниакально-депрессивного  психоза, несколько менее выражена  при гипертимии, может также иногда  возникать при некоторых соматических  заболеваниях. Не следует путать  нарушения воли, вызванные тяжелыми  расстройствами психики и встречающиеся  сравнительно редко, с обычным  слабоволием – результатом описанных  выше условий воспитания. В последнем  случае возможны коррекция слабоволия, воспитание воли на фоне изменения  социальной ситуации развития  личности и при способности  человека к саморефлексии, критичному  мышлению. Подводя итог сказанному, надо отметить, что воля играет  важнейшую роль в преодолении  жизненных трудностей, разрешении  крупных и мелких проблем, в  достижении жизненного успеха.

 

Одним из основных отличий  человека от представителей животного  мира является, помимо абстрактного мышления и интеллекта, наличие волевой  сферы, без которой любые способности  оставались бы бесполезными и неактуализированными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

Волевые процессы: понятие,  теории,  структура  и  функции. Уровни регуляции.

 

! Если Вы обнаружили  на странице ошибку, выделите  мышью слово или фразу и  нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).

 

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и  внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

 

Волевые действия – сознательно  контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий  при достижении поставленных целей.

 

Ключевой характеристикой  волевого действия является борьба мотивов.

 

 

 

Характеристики воли:

Сознательная опосредованность

Опосредованность внутренним интеллектуальным планом

Взаимосвязь с мотивом  «должен»

Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, эмоциями и т.д.

 

 

 

Функции волевой регуляции:

Повышение эффективности  соответствующей деятельности;

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного  времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем  внимание.

Регуляция основных психических  функций: восприятия, памяти, мышления и т. д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

 

 

 

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):

 

1) Мировоззрение личности.

 

2) Моральная устойчивость  личности.

 

Речь идет об ответственности  или безответственности человека.

 

3) Степень общественной  значимости поставленных целей.

 

 Например, спортсмен на  региональных и международных  соревнованиях будет прилагать  различные усилия.

 

4) Установки по отношению  к деятельности.

 

 Например, учащимся в  школе задано домашнее задание:  «Просмотреть параграф» или «Подготовиться  по данному параграфу к самостоятельной  работе». Очевидно, что во втором  случае процент вероятности прочтения  данного параграфа будет больше.

 

5) Уровень самоуправления  и самоорганизации личности.

Способы активизации воли:

Переоценка значимости мотива

Привлечение дополнительных мотивов

Предвидение и переживание  последующих событий/действий

Актуализация мотива (через  воображение ситуации)

Через мотивационно - смысловую  сферу

Стойкое мировоззрение и  убеждения

Волевые действия делятся:

 По степени сложности 

 простые

 сложные

 По степени осознанности 

произвольные 

непроизвольные 

 Базовые волевые качества (на личностном уровне):

сила воли

энергичность

настойчивость

выдержка

Функции воли:

Выбор мотивов и целей

Регуляция побуждений к действиям

Организация психических  процессов (в систему, адекватную выполняемой  деятельности)

Мобилизация физических и  психологических возможностей

 

Теории воли

Информация о работе Воля и волевые свойства личности