Внимание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста.
Задачи работы: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания дошкольников; 2) провести диагностику внимания дошкольников.
Методы: 1) теоретический: анализ литературы; 2) практический: лабораторный эксперимент
Объект исследования: старший дошкольник.
Предмет исследования: свойства внимания старшего дошкольника.
Цель исследования: определить уровень развития основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
I. Теоретический аспект изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста 5
1.1. Внимание, его виды и свойства 5
1.2. Развитие внимания в раннем детстве 7
1.3. Особенности внимания детей дошкольного возраста 10
1.4. Приемы развития внимания у дошкольников 13
II. Диагностика внимания дошкольников 19
2.1. Исследование продуктивности и устойчивости внимания дошкольников 19
2.2. Исследование переключения и распределения внимания дошкольнико 22
2.3. Исследование объема внимания дошкольников 24
Заключение 28
Литература 29
Приложение 30

Работа содержит 1 файл

Психол.Внимание дошкольника.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

Где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество фигур на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;

t — время работы;

n — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

Показатель продуктивности и устойчивости переводится в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25.

6-7 баллов — показатель 5находится в интервале от 0,75 до 1,00.

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50.

0-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая

 

Результаты диагностики даны в таблице 1.

Таблица 1

Продуктивность и устойчивость внимания дошкольников

Дети

Показатель продуктивности и устойчивости внимания (S)

Балл

  1. Ваня С.
  2. Лена М.
  3. Оля Д.
  4. Денис К.
  5. Олег М.
  6. Алсу К.
  7. Лиля А.
  8. Руслан Б.
  9. Кира Л.
  10. Олег К.
  11. Артем Х.
  12. Глеб И.
  13. Света Д.
  14. Миша В.
  15. Катя Д.

0,82

0,71

0,45

1,01

0,66

0,70

0,54

0,90

1,10

0,78

0,84

0,41

0,56

0,68

0,34

6-7

4-5

2-3

8-9

4-5

4-5

4-5

6-7

8-9

6-7

6-7

2-3

4-5

4-5

2-3


 

 

Вывод:

Средний показатель продуктивности и  устойчивости внимания в группе старших  дошкольников составляет 0,70. Это средний уровень продуктивности и устойчивости внимания. Однако, колебания этого показателя в группе довольно велики: от 0,34 до 1,10. 20% детей показали низкую продуктивность и устойчивость внимания, 66,6% детей- среднюю и 13,4% - высокую.

2.2. Исследование переключения и распределения внимания дошкольнико

 

Для исследования применялась методика «Проставь значки» [6, с. 79].

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок (см. Приложение) и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

t — время выполнения задания, t=120;

n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

Результаты диагностики даны в таблице 2.

Таблица 2

Переключение и распределение  внимания дошкольников

Дети

Показатель переключения и распределения внимания (S)

Балл

  1. Ваня С.
  2. Лена М.
  3. Оля Д.
  4. Денис К.
  5. Олег М.
  6. Алсу К.
  7. Лиля А.
  8. Руслан Б.
  9. Кира Л.
  10. Олег К.
  11. Артем Х.
  12. Глеб И.
  13. Света Д.
  14. Миша В.
  15. Катя Д.

0,43

0,45

0,22

0,67

0,24

0,42

0,36

0,54

0,32

0,26

0,42

0,36

0,45

0,54

0,22

4-5

4-5

0-3

6-7

0-3

4-5

4-5

6-7

4-5

4-5

4-5

4-5

4-5

6-7

0-3


 

Вывод:

Средний показатель переключения и распределения внимания в группе старших дошкольников составляет 0,39 (4-5 баллов). Это низкий уровень, т. е. переключать и распределять свое внимание дошкольники умеют еще слабо.

Индивидуальные колебания показателя переключения и распределения внимания находятся в пределах от 0,22 до 0,67.

Этот интервал значительно уже, чем в случае устойчивости внимания. Т.е. практически все дети имеют  близкие показатели переключения и  распределения внимания. Так, по 20% детей  показали очень низкий (0-3 балла) и средний (6-7 баллов) уровень развития этих свойств внимания. Остальные 60% детей имеют низкий уровень (4-5 баллов).

2.3. Исследование объема  внимания дошкольников

 

Для исследования применялась методика «Запомни и расставь точки» [6, с. 81].

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал (см. Приложение). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

Результаты диагностики даны в таблице 3.

Таблица 3

Объем внимания дошкольников

Дети

Количество правильно воспроизведенных точек

Балл

  1. Ваня С.
  2. Лена М.
  3. Оля Д.
  4. Денис К.
  5. Олег М.
  6. Алсу К.
  7. Лиля А.
  8. Руслан Б.
  9. Кира Л.
  10. Олег К.
  11. Артем Х.
  12. Глеб И.
  13. Света Д.
  14. Миша В.
  15. Катя Д.

2

3

1

2

2

3

4

1

2

2

3

3

2

4

3

4-5

6-7

0-3

4-5

4-5

6-7

8-9

0-3

4-5

4-5

6-7

6-7

4-5

8-9

6-7


 

Вывод

Среднее количество правильно воспроизведенных точек — 2,46 (4-5 баллов). Это низкий уровень развития объема внимания. 13,4% детей правильно поставили только одну точку, 40% детей – 2 точки, 33,3% детей – 3 точки и 13,3% детей – 4 точки. Т. е. можно сказать, что дети 5-6-летнего возраста одновременно могут охватить вниманием не более 3-4-х объектов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у старших дошкольников из всех свойств внимания наиболее развиты устойчивость и продуктивность внимания, наименее развиты распределение и переключение. Объем внимания дошкольников также не велик.

 

 

 

Заключение

 

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции  своей познавательной активности, необходимо:

1) развивать все его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).

В 6 — 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание.

Проведенная диагностика  внимания старших дошкольников показала, что из всех свойств внимания наиболее развиты устойчивость и продуктивность, менее – объем и еще очень слабо дети умеют переключать и распределять свое внимание.

 

Литература

  1. Детская психология/Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн., 1988.
  2. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
  3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
  4. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
  5. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. – М., 2001.
  7. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986.
  8. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964.
  9. Психология. Словарь/Под ред. А.В.Петровского. – М., 1990.
  10. Путляева Л. Воспитание внимания//Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С. 58-60.
  11. Рогов Е.И. Психология познания. – М., 1998.
  12. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2000.

 

Приложение

 

Матрица с фигурками  к заданию «Найди и вычеркни

 

Лист к методике «Проставь  значки»

 

 

 

Стимульный материал и матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»





Информация о работе Внимание детей дошкольного возраста