Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста.
Задачи работы: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания дошкольников; 2) провести диагностику внимания дошкольников.
Методы: 1) теоретический: анализ литературы; 2) практический: лабораторный эксперимент
Объект исследования: старший дошкольник.
Предмет исследования: свойства внимания старшего дошкольника.
Цель исследования: определить уровень развития основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
I. Теоретический аспект изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста 5
1.1. Внимание, его виды и свойства 5
1.2. Развитие внимания в раннем детстве 7
1.3. Особенности внимания детей дошкольного возраста 10
1.4. Приемы развития внимания у дошкольников 13
II. Диагностика внимания дошкольников 19
2.1. Исследование продуктивности и устойчивости внимания дошкольников 19
2.2. Исследование переключения и распределения внимания дошкольнико 22
2.3. Исследование объема внимания дошкольников 24
Заключение 28
Литература 29
Приложение 30
Однако у четырех-, шестилетних детей объем внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и малоотличных друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребенок ошибается, оба предмета (знака, рассказа) сливаются в его восприятии.
Устойчивость внимания выражена в длительности сохранения одной доминанты. Как правило, такая устойчивость внимания с возрастом нарастает. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если годовалые дети сохраняют в среднем одну доминанту в течение 14,5 минут, то у трехлетних это время возрастает до 27 минут; пяти-, шестилетние дети могут сохранять устойчивое внимание на протяжении 96—100 минут (Бейрль). О такой же регулярно возрастающей длительности сохранения одной доминанты говорят наблюдения за тем, как рассматривают дети картинки. Младшие дошкольники, удовлетворяясь беглым ознакомлением, тратят на картинку 6—7 секунд. Старшие дошкольники рассматривают те же картинки в течение 12—19 секунд (Н. Л. Агеносова).
Показателем устойчивости внимания является не только частота отвлечений, но и длительность каждой паузы. Наблюдения (Т. В. Петухова, В. В. Ночевкина) показывают, что и здесь у старших дошкольников обнаруживаются и более редкие, и более короткие отвлечения внимания от работы, чем у детей средней и младшей групп. Если в 2 г. 6 мес.— 3 г. 6 мес. при длительности деятельности 17,5 минут (раскладывание обрывков цветной бумаги по коробочкам) дети отвлекались в среднем 7—8 минут, то у пяти-, шестилетних детей деятельность была почти в 4 раза длительнее (62,8 минут), а средняя продолжительность отвлечений упала до 1,6 минут (Т. В. Петухова).
Разные виды
занятий предъявляют к
По данным В. В. Ночевкиной, среднее количество отвлечений детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада во время заучивания стихотворения составило 3,7 раза; на занятии по счету — 2,7 раза; на занятиях, требовавших поисков ответов на поставленные вопросы к прослушанному рассказу, дети отвлекались всего 1,8 раза. Все занятия проводились с одним и тем же составом детей, в одно и то же время и были одинаковой длительности.
Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу.
Дети 5—7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребенка сосредоточения. Требования воспитателя точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях с бега на прыжки, а затем на медленный шаг тренируют волевое внимание детей. Оно непосредственно связано с овладением речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.
Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью. Этому способствуют разнообразные организованные занятия, проводимые с детьми в средних, старших и подготовительных группах детского сада. Необходимость работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда занятие не очень интересно, тренирует волевое внимание детей.
Поскольку внимание не является какой-то специальной формой психической деятельности, но в той или иной мере включено в любой психический процесс, естественно, что оно и совершенствуется в разных видах психической деятельности детей, разумно организованной взрослыми.
Если ребенка 5—6 лет попросить придумать небольшой рассказ про 2—3 стоящие перед ним игрушки, то не всегда он может справиться с этим. Часть детей сосредоточиваются только на одном предмете и рассказывают только про него, забывая про другие. Некоторые дети невнимательно анализируют сами предметы, что приводит к несоответствиям в их рассказах: про серого зайчика рассказывают историю, которая происходила зимой, про куклу с полной корзинкой «грибов» — то, что она вышла из дому и идет в лес, и т. п. Поэтому умение направлять свое внимание сразу на несколько предметов и тщательно их анализировать следует специально формировать у дошкольников.
Можно поиграть с ребенком в игру с убиранием предметов. Поставьте на стол для начала 3—4 игрушки, дайте ребенку 1—2 минуты рассмотреть их. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребенок повернется, попросите его сказать, что изменилось. Для ребенка постарше можно усложнить ситуацию: увеличить до 5—7 количество игрушек, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 — немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами и т. п. Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди. Такие игры с удовольствием принимаются детьми и помогают им стать более внимательными к окружающей действительности.
Устойчивость внимания у дошкольников можно формировать в самых разных видах деятельности. Им можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать небольшую сказку. Если вы видите, что ребенок теряет интерес к делу, хочет бросить его, немного измените задание (перестроить гараж так, чтобы в него помещалась не только маленькая, но и большая машина и т. п.) так, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточное количество времени. Безусловно, деятельность должна быть посильна и интересна ребенку.
Кроме того, устойчивость внимания весьма успешно развивается с помощью простых упражнений. Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов «пляшущих человечков» 3—4 видов. Например, один человечек, у которого ножки вместе, а руки в стороны, другой — ножки в стороны, а руки вниз, третий — руки и ноги в стороны, а четвертый — стоит «смирно». Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8—10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом только тех, которые стоят «смирно». Затем вы можете посчитать количество ошибок, допущенных ребенком (это либо неотмеченные «смирные» человечки, либо отмеченные неверно), и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших «проигрышей» повысят интерес ребенка к таким упражнениям. Эти задания можно усложнить, введя дополнительные типы фигурок человечков или дополнительные значки (треугольные, квадратные или круглые «шляпы» на головах человечков и т. п.). Старшим дошкольникам можно предлагать эти задания с вычеркиванием геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, овалы), заштрихованных определенным образом (сверху вниз, из стороны в сторону, по диагонали). Проводя с ребенком хотя бы 1—2 раза в неделю такие занятия, вы увидите, что уже после 4—5 занятий значительно улучшится устойчивость его внимания: уменьшится количество ошибок при выполнении задания и увеличится время работы без отвлечений.
Важным свойством внимания, которое тоже следует направленно формировать в дошкольном детстве, является его переключение. Большинству детей бывает сложно переходить от одной деятельности к другой. На занятиях в детском саду и тем более на уроках в школе от всех детей требуется одинаковое и довольно быстрое переключение внимания: дети должны переходить от письма к рассказу, от чтения к устному счету, и далеко не все одинаково хорошо справляются с этим. Поэтому несложные игры и упражнения, направленные на развитие переключения внимания, могут помочь дошкольнику успешно справляться с предлагаемыми заданиями.
Формировать переключение внимания можно в процессе утренней зарядки, двигательных упражнений. В таких упражнениях ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому, прыгать, останавливаться, шагать. Можно провести с детьми своеобразное «троеборье», где сначала надо быстро построить несложный дом из кубиков, потом нарисовать человечка, затем прочитать стихотворение. Можно разнообразить игру, меняя типы заданий и виды деятельности. Во всех этих случаях оценивается темп выполнения заданий и их качество. Подобные упражнения разовьют у детей способность переходить от одной деятельности к другой в довольно короткий срок.
Центральная, основная линия в развитии внимания — это постепенный переход от полного господства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Надо отметить, что непроизвольное внимание не перерастает само по себе во внимание произвольное и формирование произвольного внимания — это особая воспитательная задача.
Формирование произвольного внимания начинается на 1-м году жизни. Показывая малышу какой-нибудь предмет или указывая на него, мы тем самым направляем внимание ребенка.
Роль указаний взрослого в управлении произвольным вниманием была выявлена в экспериментах крупнейшего советского психолога Л. С. Выготского. Он играл с детьми в прятание предмета. Таким предметом был орех, который прятали под одну из стоящих перед ребенком чашек. Дно одной чашки было накрыто картонным кружком темно-серого цвета, а другой — светло-серого. Орех все время прятали под чашку с темно-серым кружком, но дети этого не знали. Если ребенок угадывал, под какой чашкой спрятан орех, то он брал орех себе. Выяснилось, что дошкольники даже после 45—49 проб не могли выявить закономерность, по которой прятали орехи. Происходило это потому, что все их внимание было направлено на сам орех, они сосредоточивались в целом и не обращали внимания на цветные картонки на донышках чашек. Однако оказалось достаточным один раз молча указать на темную картонку, пряча под чашку орех на глазах ребенка, как он сразу же начинал безошибочно решать задачу. Так указание взрослого направляло внимание ребенка, а затем он сам произвольно направлял свое внимание на нужный для решения задачи признак [2].
В подобные игры можно играть с ребенком, меняя в заданиях те признаки, на которые ребенок должен обращать свое внимание (разное соотношение цветов или оттенков, величина или форма предметов и т. п.).
Наиболее высокой формой развития произвольного внимания является тот его уровень, когда для организации внимания используются некоторые вспомогательные средства. Для взрослых такими средствами служат прежде всего слова. Когда мы собираемся выполнить даже самую простую работу, мы составляем ее план, т. е. продумываем последовательность действий. Наметив такую последовательность, мы стараемся придерживаться ее, не позволяя себе отвлекаться на посторонние дела.
Но маленькому ребенку трудно направлять свое внимание только внутренним усилием, в уме или собственным словом. И на первых порах средством управления вниманием могут быть предметы, картинки, которые помогают малышу быть внимательным.
Для развития такого опосредованного произвольного внимания очень хорошо поиграть с ребенком в игры, которые представляют собой вариант старинной игры «Вам барыня прислала туалет...». В этой игре двое участников — ребенок и взрослый, который контролирует правила выполнения игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что они будут играть в вопросы и ответы. Отвечать ребенок может все, что угодно, но не называть какого-нибудь одного запрещенного цвета, например белого. Затем ребенку задаются самые различные вопросы: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Если он ошибается и использует запретное слово, то он становится ведущим. Выигрывает тот, кто сумеет правильно ответить на большее количество вопросов. Конечно, эта игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, но и для них она часто оказывается очень сложной.
Чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку с запретным цветом. Когда у малыша есть такое внешнее вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки, перейдя к внутренним, умственным средствам управления вниманием. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или запретные слова, например «да» и «нет». Но каждый раз, вводя новые элементы в игру, следует давать ребенку сначала внешние опоры, чтобы он с их помощью овладевал своим вниманием.
Развитие в дошкольном детстве отдельных свойств внимания и, что самое главное, развитие произвольного внимания помогут ребенку в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями, сформируют у него такое качество, как внимательность, без которого невозможно активное и полное познание окружающего мира.
В эксперименте принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось в детском саду № 40 (старшая группа).
Для исследования применялась методика «Найди и вычеркни» [6, с. 73].
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: флажок, звездочка, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и полукруг.
Матрица с фигурками дана в Приложении.
Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе фигур. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо две разных фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а круг — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.