Влияние темперамента на стрессоустойчивость личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу термина «стресс», можно считать, что это — «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера». Демонстрацией стресса могут выступать физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной понижательной оценкой ситуации.

Содержание

Часть 1. Теоретическая часть.
1.1. Стресс. 2
1.2. Рабочие факторы возникновения стресса. 3
1.3. Нерабочие факторы возникновения стресса. 8
1.4. Характер влияния стресса на человека. 15
1.5. История учения темперамента. 21
1.6. Физиологические основы темперамента. 23
1.7. Типы темперамента. 31
1.8. Роль темперамента в деятельности человека, понятие и ценности темперамента. 37
1.9. Темперамент как фактор деятельности. 39
1.10. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 42
1.11. Темперамент и характер. 44
1.12. Список литературы. 45

Часть 2. Эмпирическая часть.
2.1. Исследование темперамента и стрессоустойчивости личности. 47
2.2. Описание выборки. Оборудование. 47
2.3. Исследование особенностей темперамента. 47
2.4. Исследование тревожности личности. 48
2.5. Исследование стрессоустойчивости личности. 49
2.6. Вывод, Заключение и Рекомендации. 50

Работа содержит 1 файл

Организационная психология Курсовая по теме СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 77.65 Кб (Скачать)

В зависимости от того, как  человек относится к тем или  иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую  энергию, становится способным к  длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций  и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять  сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у  холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а  у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют  проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные  психические потрясения, сложные  конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или  иную природную динамическую особенность  психики человека.

В системе воспитания и  перевоспитания типологические категории  людей требуют особенно внимательного  индивидуального подхода. При необычных  сверхсильных воздействиях, порождающих  преступно-опасную ситуацию, ранее  сформированные тормозные реакции  могут "растормозиться" прежде всего  у людей холерического типа. Меланхолики  малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

"Образ поведения человека  и животного обусловлен не  только прирожденными свойствами  нервной системы, но и теми  влияниями, которые падали и  постоянно падают на организм  во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность". В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

 

1.9. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Особенности темперамента следует  учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так  как они зависят от объективных  причин – от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной  деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы  инертного типа, внимание которых  очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда  надо ликвидировать простой станков  или обрыв нити, это положительное  свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются  от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также  положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость  внимания, так как эти работницы  быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе  свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как  летчик-испытатель, диспетчер большой  энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов  работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому  им нужны более частые перерывы для  отдыха, чем другим лицам. Зависит  от темперамента также и эмоциональная  сфера личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или  побудительная сила мотива.

От темперамента зависит  влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа  работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в  зависимости от типа нервной системы  и темперамента человека применяется  хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в  индивидуализации предъявляемых к  человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существуют и третий тип  приспособления темперамента к требованиям  деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.10. ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания  и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью  осуществлены различными приемами и  способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного  человека и целесообразна для  достижения успешного результата.

При формировании индивидуального  стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль  не проявляется у человека сам  собой, стихийно. Он формируется в  процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального  стиля деятельности наблюдаются  уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач  игрового характера.

Ядро индивидуального  стиля определяет комплекс имеющихся  у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте  и носящие компенсаторный характер  по отношению к недостаткам  индивидуальных свойств нервной  системы человека.

2. Способствующие максимальному  использованию имеющихся у человека  задатков и способностей, в том  числе полезных свойств нервной  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.11. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

 

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных  для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего  богатства содержания внутренней жизни  человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения  человека, характера человека. То, насколько  человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит  о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом  складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним  в характере человека, а органически  входит в его структуру. Жизненные  впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга  позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с  общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется  под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным  процессом.

 

1.12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
  2. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ // под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
  3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
  4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
  5. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974
  6. Психология Под ред. В. А. Крутецкого М. "просвещение" 1974
  7. Немов Р. С. Психология Кн.1.
  8. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.
  9. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"
  10. www.psylib.ru
  11. Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004.
  12. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  13. Психология труда и человеческого достоинства. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. - М.: Издательский центр Академия, 2001.
  14. Основы психологии. Столяренко Л.Д.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  15. Гринберг Д. Управление стрессом // "Питер", 2004.
  16. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982
  17. Основы менеджмента: пер. с англ. М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоури. -

М.: «Дело ЛТД», 1994.-702с.

18. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О.

Грегор. Как противостоять  стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО

«Лейла», 1994-384 с.

19. Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.

20. Столяренко. Основы психологии, 1998.

21. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: 1984.

22. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.,1981.

23. Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.

24. Стресс на рабочем месте/ Управление персоналом - 2003. - N9. - С.74 - 75.

25. www.sunhome.ru/journal/15336

26. www.abc-people.com/typework/psychology

27. www.beautynet.ru

28. www.stressa-net.ru

29. metod-kluch.narod.ru

30. www.hrr.ru/extra/117283959

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эмпирическая часть.

 

2.1. Исследование темперамента и стрессоустойчивости личности.

Объектом исследования является: темперамент  и стрессоустойчивость.

Предмет исследования: влияние темперамента на стрессоустойчивость.

Цель исследования: выявить взаимосвязь  и влияние уровня нейротизма на переживание  стрессовых ситуаций и стресса. 

Задачи исследования:

1. Выявить темперамент и уровень  нейротизма.

2. Определить уровень личностной тревожности.

3. Определить уровень стрессоустойчивости.

Гипотеза: выдвигается предположение, что темперамент и уровень  нейротизма напрямую влияют на реакцию  при стрессовых ситуациях и протекание стресса в целом.

 

2.2 Описание выборки. Оборудование

Для исследования я выбрал испытуемого в возрасте 22 лет, студент, мужской пол.

Оборудование. Методики:

1) Исследование темперамента и уровня нейротизма по методике Айзенка.

2) Исследование личностной тревожности по методике Тейлора.

3) Исследование уровня стрессоустойчивости по методике Бостонского Университета.

 

2.3. Исследование особенностей темперамента.

Методика: Исследование темперамента и уровня нейротизма по методике Айзенка.

Цель  работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию и интроверсию и нейротическую устойчивость-неустойчивость.

Оборудование: текст опросника Айзенка, лист бумаги.

Инструкция: испытуемым предлагается ряд утверждений  об особенностях поведения, если ответ  положителен, то ставится "+", если отрицателен, то "-". Отвечать надо быстро.

 

Шкала

Испытуемый

Интроверсия - Экстраверсия

9 баллов

Нейротизм стабильный - нестабильный

23 балла

Шкала лжи

0 баллов

Информация о работе Влияние темперамента на стрессоустойчивость личности