Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:41, контрольная работа
Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу термина «стресс», можно считать, что это — «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера». Демонстрацией стресса могут выступать физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной понижательной оценкой ситуации.
Часть 1. Теоретическая часть.
1.1. Стресс. 2
1.2. Рабочие факторы возникновения стресса. 3
1.3. Нерабочие факторы возникновения стресса. 8
1.4. Характер влияния стресса на человека. 15
1.5. История учения темперамента. 21
1.6. Физиологические основы темперамента. 23
1.7. Типы темперамента. 31
1.8. Роль темперамента в деятельности человека, понятие и ценности темперамента. 37
1.9. Темперамент как фактор деятельности. 39
1.10. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 42
1.11. Темперамент и характер. 44
1.12. Список литературы. 45
Часть 2. Эмпирическая часть.
2.1. Исследование темперамента и стрессоустойчивости личности. 47
2.2. Описание выборки. Оборудование. 47
2.3. Исследование особенностей темперамента. 47
2.4. Исследование тревожности личности. 48
2.5. Исследование стрессоустойчивости личности. 49
2.6. Вывод, Заключение и Рекомендации. 50
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.
Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.
Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.
В системе воспитания и
перевоспитания типологические категории
людей требуют особенно внимательного
индивидуального подхода. При необычных
сверхсильных воздействиях, порождающих
преступно-опасную ситуацию, ранее
сформированные тормозные реакции
могут "растормозиться" прежде всего
у людей холерического типа. Меланхолики
малоустойчивы к трудным
"Образ поведения человека
и животного обусловлен не
только прирожденными
1.9. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику
деятельности, может влиять на ее продуктивность.
В разных видах деятельности роль
темперамента неодинакова. В учебной
деятельности и в массовых профессиях
(токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач,
учитель, инженер) одни свойства темперамента,
необходимы для успешной деятельности
и слабо выражаются у данного
человека, могут быть компенсированы
у него за счет других свойств и
обусловленных ими приемов
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит
влияние различных факторов, определяющих
уровень нервно-психического напряжения
(например, оценка деятельности, ожидания
контроля деятельности, ускорение темпа
работы, влияние дисциплинарных воздействий).
Такое регулировании
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.
1.10. ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте
и носящие компенсаторный
2. Способствующие максимальному
использованию имеющихся у
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять
отношений личности, ее стремлений,
и интересов, ее идеалов, т.е. всего
богатства содержания внутренней жизни
человека, однако характеристика динамической
стороны имеет существенное значение
для понимания сложного образа поведения
человека, характера человека. То, насколько
человек проявляет
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
1.12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.: «Дело ЛТД», 1994.-702с.
18. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О.
Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО
«Лейла», 1994-384 с.
19. Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.
20. Столяренко. Основы психологии, 1998.
21. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: 1984.
22. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.,1981.
23. Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
24. Стресс на рабочем месте/ Управление персоналом - 2003. - N9. - С.74 - 75.
25. www.sunhome.ru/journal/15336
26. www.abc-people.com/typework/
27. www.beautynet.ru
28. www.stressa-net.ru
29. metod-kluch.narod.ru
30. www.hrr.ru/extra/117283959
2.1. Исследование темперамента и стрессоустойчивости личности.
Объектом исследования является: темперамент и стрессоустойчивость.
Предмет исследования: влияние темперамента на стрессоустойчивость.
Цель исследования: выявить взаимосвязь
и влияние уровня нейротизма на переживание
стрессовых ситуаций и стресса.
Задачи исследования:
1. Выявить темперамент и уровень нейротизма.
2. Определить уровень личностной тревожности.
3. Определить уровень стрессоустойчивости.
Гипотеза: выдвигается предположение, что темперамент и уровень нейротизма напрямую влияют на реакцию при стрессовых ситуациях и протекание стресса в целом.
2.2 Описание выборки. Оборудование
Для исследования я выбрал испытуемого в возрасте 22 лет, студент, мужской пол.
Оборудование. Методики:
1) Исследование темперамента и уровня нейротизма по методике Айзенка.
2) Исследование личностной тревожности по методике Тейлора.
3) Исследование уровня стрессоустойчивости по методике Бостонского Университета.
2.3. Исследование особенностей темперамента.
Методика: Исследование темперамента и уровня нейротизма по методике Айзенка.
Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию и интроверсию и нейротическую устойчивость-неустойчивость.
Оборудование: текст опросника Айзенка, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях поведения, если ответ положителен, то ставится "+", если отрицателен, то "-". Отвечать надо быстро.
Шкала |
Испытуемый |
Интроверсия - Экстраверсия |
9 баллов |
Нейротизм стабильный - нестабильный |
23 балла |
Шкала лжи |
0 баллов |
Информация о работе Влияние темперамента на стрессоустойчивость личности