Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:34, курсовая работа
В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:
Из приведенной выше таблицы видно, что общее соотношение учащихся с положительным отношением к себе и учащихся с отрицательным отношением представлено соответственно как 7:1 (42:6); соотношение учащихся с оптимистическим или безразличным взглядом на будущее, и учащихся с боязнью будущего – как 13:3 (39:9). В целом, внимательно просмотрев полученные данные мы можем выявит тенденции к существованию прямой пропорциональной зависимости между психологическими характеристиками из вертикальной колонки (отношение к себе, отношение к будущему) и психологическими характеристиками из горизонтальной колонки (отношения к родителями и сверстниками, наличие близкого взрослого, близкого ровесника ). В частности, у учащихся с положительным отношением к себе (42 человека) наблюдается преобладание положительных моментов и в других сферах: 39:3 (отношения с родителями), 36:6 (отношения со сверстниками ), 34:8 (наличие близкого взрослого) , 29:13 (наличие близкого сверстника), что говорит об эмоциональной стабильности указанных подростков.
У
учащихся с отрицательным отношением
к себе значительно возрастают неблагополучие
в других сферах , где положительные
и отрицательные моменты
Что касается учащихся с различным отношением к будущему здесь также проявляется данная тенденция, хотя и не так ярко.
В целом, у учащихся с положительным отношением к себе соотношение общего количества положительных и отрицательных моментов представлено как 23:5 (138:30) ; у учащихся с отрицательным отношением положительные и отрицательные моменты представлены как 5:7 (10:14); у учащихся с оптимистическим / безразличным взглядом на будущее соотношение положительного и отрицательного – 31:8 (124:32), у учащихся с боязнью будущего соответственно 2:1 (24:12).
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод. Личностное благополучие подростка, его мир с самим собой и оптимистический взгляд в будущее с одной стороны, во многом зависит от его успехов – неудач в общении с другими людьми ( положительные результаты в этой сфере дают подростку подтверждение его значимости, свидетельствуют о принятии его среди взрослых и сверстников, у его соответствия нормам общества и , как следствие, дает надежду на благополучие и в будущем). С другой стороны, отношение “Я-сам” в свою очередь оказывает определенное влияние на отношение “Я-другие” ( юный человек, уверенный в своих силах и в завтрашнем дне, соответственно строит и свое общение с другими людьми : легко идет на контакт, не боится раскрыться , не отступает перед неудачей, что в конце концов, чаще всего оказывается продуктивным и успешным).
Таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о взаимозависимости между отношениями “Я-сам” и “Я-другие”. И мы воздействуя по мере возможности на сферу отношений подростков со взрослыми и сверстниками с целью ее оптимизации, может способствовать также и улучшению их эмоционального фона, отношений к себе и к будущему.
В предлагаемую учащимся анкету были включены также вопросы , касающиеся черт характера и видов деятельности, представляющие для подростка наибольшую ценность. Обработав данные и проведя ранжирование мы получили следующие результаты.
Результаты ответов на вопрос “Что ты больше всего ценишь в человеке ?” мы представили в таблице 2.
Качества личности | Количество ответов | Ранг |
Доброта | 25 | 1 |
Характер | 13 | 2 |
Честность | 9 | 3 |
Понимание | 5 | 4 |
Уважение | 4 | 5 |
Щедрость | 3 | 6 |
Вежливость | 3 | 6 |
Трудолюбие | 3 | 6 |
Ум | 3 | 6 |
Откровенность | 2 | 7 |
Справедливость | 2 | 7 |
Нежность | 2 | 7 |
Дружелюбие | 2 | 7 |
Что
касается наиболее ценных видов деятельности,
то здесь ответы учащихся распределены
следующим образом ( см. таблицу 3).
Вид деятельности | Количество ответов | Ранг |
Учеба | 31 | 1 |
Общение с друзьями | 19 | 2 |
Общение со сверстниками | 9 | 3 |
Общение вообще | 7 | 4 |
Другое | 2 | 5 |
Из таблицы 2. Мы можем видеть, что говоря о наиболее ценных качествах личности, учащиеся чаще всего называли доброту, характер, честность, внимание. Несколько раз упоминались: уважение, щедрость, вежливость, трудолюбие, ум и некоторые другие. Это позволяет нам сделать вывод о том, что несмотря на царящие в обществе жестокость, равнодушие, черствость (а может именно “благодаря “ им), доброта, понимание, вежливость, щедрость одобряются и приветствуются подростками. Но, по-видимому, понимают юные поколения и сложности сегодняшней жизни, выделяя такие личностные качества, как характер, трудолюбие, ум.
Что касается наиболее ценных видов деятельности, то полученные данные, представленные в таблице 3 не совсем соответствуют нашим ожиданиям. Так, несмотря на общепризнанное мнение психологов об общении как ведущей деятельности подростков, результаты нашего анкетирования выводят на первое место учебу. Отсюда следует вывод, что сегодняшняя молодежь раньше начинают задумываться об будущем, серьезнее и сознательнее относится к занятиям в школе как к необходимому условию получению профессии. Однако, и общение с друзьями продолжает важную роль.
Таким
образом, проведя собственные
во-первых, подтвердили нашу гипотезу о наличии взаимозависимости между отношением подростка к себе, к будущему, с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками – с другой;
во-вторых,
определили с помощью анкетирования
и дальнейшего ранжирования наиболее
ценных для подростка качества личности
и вида деятельности.
Заключение
Рассмотрев проблемы психологии подростка, мы приходим к выводу, что в этом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешних источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я». Телевидение, со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником получения информации. Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.
Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения.
Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола. Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников.
Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.
Всё вышесказанное не доказывает того, что на телевидении в наше время нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ, но необходимо признать, что поток программ вызывающих агрессию значительно больше.
Как уберечь подростка от отрицательного влияния телевидения?
Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждый человек в силах сам разобраться, какие программы следует смотреть, а какие нет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять юношу каким-либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В-третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку той или иной программы, выразить своё мнение, вступить в дискуссию.
Ни в коем случае нельзя запретить смотреть какую-либо программу, это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзные обоснования решения о запрете.
Будем
очень надеяться, что в ближайшем
будущем, положение на телевидении
и в других СМИ, кардинально изменится.
Будет оказываться значительная
государственная поддержка образовательным
и воспитательным программам и телевизионным
каналам. Будет пропагандироваться добро,
любовь и духовность.
Список литературы:
1. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984
2. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В. Ф. Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва, 1961
3. «Практикум по возрастной и педагогической психологии»,
под редакцией проф. А. И. Щербакова, Москва, «Просвещение», 1982
4.
«Психология юношеского
5. «Возрастная и педагогическая психология», под редакцией А. В. Петровского.
6. Питирим Сорокин. Избранные работы
7. Мошенники и авантюристы (В серии “Энциклопедия тайн и сенсаций)
8. М. Лотман. Русский дендизм (в книге “Беседы о русской культуре”)
9. М. Шепель. Секреты личного обаяния.