Влияние телепередач

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

    1.2.2. Экологический подход 

    Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда.

    Согласно  Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта  борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

  1. Количества накопленной  агрессивной энергии.
  2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

    Это можно проиллюстрировать схемой. Представленной на рис.1.1.

    Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

    Лоренц  отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

    Ослабление  агрессии возможно путем различных  действий. Также Лоренц утверждал, что  любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления. 

    1.2.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) 

    Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется  двум, выше описанным. Здесь агрессивное  поведение рассматривается как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

  • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
  • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

    В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

  1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
  2. Сила препятствия на пути достижения цели;
  3. Количества последовательных фрустраций.

    Т.е., чем в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее  препятствие и чем большее  количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

    Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

    Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном на Рис.1.2.

    Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает  к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор.

    Какие же факторы ослабляют агрессивную  мотивацию? Ответ на этот вопрос следует  искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком -  акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии). 

    1.2.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель) 

    В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой  усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

    Эта теория была предложена Балдурой и  представлена в работе в виде таблицы 1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

    Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры. 

Агрессия, приобретаемая посредством: Биологических факторов (например, гормоны, нервная  система)

Научения  (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия  провоцируется: Воздействием  шаблонов (например, возбуждение, внимание)

Неприемлемым  обращением (например, нападки, Фрустрация)

Побудительными  мотивами (например, деньги, восхищение)

Инструкциями (например, приказы)

Эксцентричными  убеждениями (напри-мер, параноидальными убеждениями)

Агрессия  регулируется: Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграж-дение, неприятные последствия)

Викарным  подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

Механизмами само регуляции (напри-мер, гордость, вина)

     

    С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  1. Способов усвоения подобных действий;
  2. Факторов, провоцирующих их появление;
  3. Условий, при которых они закрепляются.

    Поэтому, существенное значение здесь уделяется  обучению, влиянию первичных посредников  социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций -  прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

    Хочется отметить, что эта теория оставляет  гораздо больше возможностей предотвратить  и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

  1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
  2. социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

    В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

    Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих  природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

  • Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
  • Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
  • Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

    Рассмотрев  основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.

    Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что  агрессия, в какой бы форме она  не проявлялась, представляет собой  поведение, направленное на причинение вреда или  ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

  1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
  2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

    Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

    Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

    “Психологический  словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

    Проявление агрессии весьма разнообразно.

    Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия
  • Инструментальная агрессия

    Первая  выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного  акта, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

    Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах:  Заградова, Осинский А. К., Левитов Н.Д.:

  1. По направленности:
  • Агрессия, направленная вовне;
  • Аутоагрессия - направленная на себя.
  1. По цели:
  • Интеллектуальная агрессия;
  • Враждебная агрессия.
  1. По методу выражения:
  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия.
  1. По степени выраженности:
  • Прямая агрессия;
  • Косвенная агрессия.
  1. По наличию инициативы:
  • Инициативная агрессия;
  • Оборонительная агрессия.

    Теперь  определим, что такое агрессивное  действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти  понятия вкладывают один и тот  же смысл.

    Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

    Сама  же агрессивность подразумевает  ситуативное, социальное, психологическое  состояние непосредственно перед, или во время агрессивного действия.

    Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как  агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

    В. Клайн считает, что в агрессивности  есть определенные здоровые черты, которые  просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

    Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать  ситуация, связанная со стремлением  к справедливости.

    Реан  А.А., Бютнер К.  и  другие рассматривают  некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

    Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной  потребности не нашедшей своего удовлетворения (“Психологический словарь” под редакцией  Давыдова). Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Информация о работе Влияние телепередач