Влияние телепередач

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, агрессию можно рассматривать  как биологически целесообразную форму  поведения, которая способствует выживанию  и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

    Так какой акт поведения можно  считать агрессивным?

    Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении  поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:

  1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
  2. Когда нарушены нормы поведения.

    Важную  роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

    Другие  же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые  принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. 

    1.3. Культ скандалов в средствах массовой информации

    СКАНДАЛ, - а, м .

  1. Случай, происшествие, позорящее его участников. Политический словарь.

2. Происшествие, ссора, нарушающая        порядок...

    С. И. Ожегов. Словарь русского языка

    Каждый  день средства массовой информации пересказывают  нам действия известных людей, которые  скандализируют общество. Вспомним, как  все российские СМИ, наперебой пересказывали скандал, учиненный колоритнейшим представителем российской политической субкультуры Владимиром Жириновским.

    Его не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где возлагал венки  Президент, после чего Владимир Вольфович вступил  в стычку с журналистами канала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой затолкал корреспондентку в свой “Мерседес”.

    Это достаточно характерный пример того, что скандалы стали неотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своим общественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но и политической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходят столь часто вследствие того, что много лет  господствующая идеология старалась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь люди почувствовав свободу, но, не умея с ней обращаться, направляют свою энергию “не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическими традициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественное сознание.

    Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например, Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала.

      Кристально честные герои остались  где-то далеко в предвоенных  и послевоенных фильмах, в произведениях  советских писателей. Сегодня,  даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом “Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).

    Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. Майкл Дуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большого города”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Он оказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушить все на своем пути.

    Когда он по дороге зашел пообедать, ему слишком долго не подавали гамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух. Посетители и персонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол. А он, в свою очередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел получить свой гамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и спокойно уходит.

    Специально  в качестве героя фильма выбран абсолютно  обычный человек, не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейного магазина происходит драка, и герой убивает его.

    Скандал - для героя фильма это попытка  очиститься от “безумия   90-х”.

    В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна (кстати, сам фильм обрел скандальную  славу и попал в ограничительные  списки в разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека, бросающего вызов обществу  и становящегося кумиром для многих тысяч поклонников, раскрыта образно и глубоко.

    Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающая жестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля в живых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятся сверхзнаменитыми, у них  появляются поклонники, их фото на обложках журналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами... Они герои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью. Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса. Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографии Мадонны.

    О том, что героями “чувственной культуры” становятся  авантюристы, мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохие ребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писал еще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром является божественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей, преднамеренно эпатирующих общество.

    CRN (Coefficient of Recognizing of Name - Коэффициент Узнаваемости Имени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светская хроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы. Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манера вести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многие процветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во времена экстремизма и  скандальной агрессии.

    В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это заставляет телепродьюссеров уделять огромное внимание телевизионной рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. В связи с низкой платёжеспособностью. Важен и тот фактор, что очень часто повторяются одинаковые ролики. Понятно, что это скорее раздражает, чем привлекает покупателя.

    Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального  богатства и внезапного успеха.  
 
 
 
 

      2. Практическая часть  анализа влияния телепередач на психологическое состояние подростков 

    2.1. Методика проведения  опытно-экспериментальной  работы

          

    В нашей практической работе мы воспользуемся  констатирующим экспериментом – то есть таким, который направлен на выявление и объективную фиксацию устойчивых связей разнообразных психологических параметров, не внося каких-либо изменений или преобразований в объект исследования. Модели констатирующего эксперимента разнообразны. Мы применим модель, которая предполагает изучение регулярной взаимной сочетаемости заранее определенного списка психологических параметров.

    Метод исследования – анонимное анкетирование: учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, указав только свой возраст и пол. Анкета составлена из прямых вопросов, на которые требуются самостоятельные ответы испытуемых и вопросов селективного типа, где опрашиваемому на каждый вопрос предлагается на выбор несколько ответов. Преимущество используемого метода состоит, во-первых, в большей откровенности учащихся, ввиду анонимности ответов; во-вторых, анкетирование путем раздачи учащимся листков с заранее заготовленными вопросами, позволяет собрать информацию за небольшой отрезок времени и, в-третьих, практически исключены неискренность и подгон ответов, так как данный метод по возможности препятствует любым воздействиям на учащихся со стороны (каждый работает молча,  только со своим опросным листком).

    Место проведения исследования – средняя  школа № 20 Центрального район г. Тольятти.

    Выборка испытуемых- учащиеся 12-14 лет (7-8 классы) в количестве 48 человек.

    Объект  исследования: такие психологические характеристики, как отношение подростков к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценности подростков.

    Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между отношением подростка к себе, к будущему и их отношениями со взрослыми и сверстниками; черты характера и виды деятельности наиболее ценные для подростков.

    Как уже указывалось в теоретическом  разделе, общение является для подростков ведущей деятельностью. Каким образом складываются отношения подростка с родителями, с друзьями, с другими взрослыми и детьми, глубоко им переживаются, анализируются, оцениваются. Это влияет на его эмоциональное состояние, принятие- непринятие себя. Отношение подростка к себе очень нестабильно: оно постоянно меняется в зависимости от его успехов и неудач, достигнутых целей и поражений, от мнения окружающих. А если полноценное, продуктивное общение с окружающими постоянно не складываются, узы с родными не прочные, то мнение полростка о себе  сильно страдает, перерастает в неуверенность в своих силах, стойкую неприязнь к себе, неверие в завтрашний день. В сою очередь мы можем наблюдать и обратное воздействие : так, уверенный в себе подросток более свободно и непринужденно строит свои отношения с другими людьми , не боится раскрыться в общении и, следовательно, более благополучен в этой сфере.

    Кроме всего сказанного, интерес для  нас представляет также и то, какие  черты характера подростки выделяют как наиболее ценные для них, какие виды деятельности представляют для них наибольшую важность.

    С целью проверки этих положений  на практике мы и проводим исследования группы подростков методом анонимного анкетирования. Учащимся были розданы  листки с написанными заранее  вопросами. Им предлагалось заполнит анкету, указав свой пол и возраст. Анкета включала следующие вопросы.

  1. Какие у тебя отношения с родителями?
  2. Какие у тебя отношения со сверстниками?
  3. Как ты в целом относишься к себе?
  • положительно
  • отрицательно
  • как-то еще
  1. Что ты ждешь от будущего?
  • на что-то надеешься
  • боишься будущего
  • совершенно не думаешь о нем
  • что-то  еще
  1. Если у тебя кто-то из взрослых кому бы ты мог довериться?
  1. Если у тебя друг среди сверстников, кому бы ты мог сказать все?
  2. Что для тебя сейчас более  важно?
  • учеба
  • общение со сверстниками
  • общение с друзьями
  • общение вообще (со взрослыми, детьми)                                     

    -    что-то еще

  1. Что ты больше всего ценишь в людях?

    Учащиеся  работали молча, самостоятельно, каждый со своим листком. За разъяснением каких-либо неясностей они могли обратиться к присутствующему в комнате взрослому.  
 
 

    2.2. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы 

    В результате проведенного исследования был получен ряд данных, которые  мы подвергли дальнейшей обработке  и подробному анализу. Количественные и качественные соотношения показателей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение “Я-сам” Отношения “Я-другие”
Общее количество опрошенных –48            Кол-во учащихся  с 

указанными  хар-ками

Отношение с  родителями Отношения со сверстниками      Близкий - взрослый Близкий - сверстник Ответы опрошенных
Положительное                         

отношение к  себе                          

42 39 36 34 29 положит.
3 6 8 13 отрицат.
Отрицательное                           

отношение к  себе                           

6 2 2 3 3 положит.
4 4 3 3 отрицат.
Оптимистический/

Безразличный  взгляд на будущее

39 36 33 30 25 положит.
3 6 9 14 отрицат.
Боязнь  будущего                                                   9 5 5 6 8 положит.
4 4 3 1 отрицат.

Информация о работе Влияние телепередач