Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Современная система образования ставит перед практической психологией вопросы о влиянии разного рода учебных нагрузок, особенностей социальной ситуации на развитие социально-адаптированной, активной, творческой личности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.73 Кб (Скачать)

Влияние состояния  здоровья на формирование личностных особенностей, изучавшееся на примере  больных сахарным диабетом, особенно явно выражено в подростковом возрасте. Анализ личностных особенностей диабетиков позволил выявить интересную закономерность развития некоторых психологических  характеристик: тревожности и нейротизма. В большинстве исследований личности диабетиков (Е.В. Елфимова,1995; С.М. Зелинский, 1992; Ю.У. Маньков, В.П. Галик, 1992; и другие) отмечается повышенный и высокий уровень тревоги, присущий диабетикам, а также многим психосоматическим больным (Н.Д. Былкина, 1994; G.E. Daniels,1939; F. Alexander, 1987). Представляется обоснованной точка зрения, о специфических механизмах регуляции (в частности, эмоциональной саморегуляции), присущим психосоматическим больным (Н. Kohut, 1971), осуществляемой с помощью значимого другого. Доказательством являются и симбиотический стиль воспитания, нередкий в семьях диабетиков, и — главное - эмоциональная близость, привязанность к матери и/или родительской чете, испытываемая самим ребенком-диабетиком не только в младшем школьном, но и более старшем возрасте.

Кроме того, тревога  и беспокойство, испытываемые школьниками, не болеющими диабетом, имеют своей  причиной ситуации учебы, учебной деятельности (в младшем школьном возрасте), и/или  общения со сверстниками (особенно - у подростков). У диабетиков же ведущей  деятельностью, более значимой, чем  указанные, является деятельность по поддержанию  здоровья и купированию диабета. Важность, значимость этого вида деятельности подтверждается повышением уровня тревоги, совпадающим по времени с изменениями  соматического статуса, вызванными биохимической перестройкой организма  в пубертате.

Специфичность влияния  болезни выражается в усиливающейся  с возрастом интровертированности больных диабетом, несформированностью навыков общения или способов социально-приемлемых выражений агрессии.

Третья глава рассматривает  влияние на личностные особенности  детей и подростков факторов семейного  отношения, возраста, а в случае детей-диабетиков — продолжительности и тяжести  заболевания.

Взаимосвязь между  типами родительского отношения  и личностными особенностями  детей определялась с помощью  анализа коэффициентов ранговой корреляции между характеристиками детей и родителей. Показано, что  личностные характеристики испытуемых лицеистов и школьников реже значимо  коррелируют с типами родительского отношения, чем характеристики испытуемых групп диабетиков, в старшем школьном возрасте - менее, чем в младшем школьном. В группах лицеистов среднего и старшего школьного возраста взаимосвязь между типом родительского отношения и психологическими особенностями детей минимальна. Полученные экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что социально-желаемый, авторитарный и инвалидизирующий типы родительского отношения в семьях детей-диабетиков в некоторой степени определяют, провоцируют агрессивное поведение детей.

Особенности межличностных  отношений испытуемых групп здоровых учащихся реже, чем в группах диабетиков, обнаруживают значимые корреляции с  типами родительского отношения; например, в группах среднего школьного  возраста взаимосвязь характеристик  сферы межличностных отношений  ребенка и показателей родительского  отношения практически исчезает. Но в группах испытуемых, больных  диабетом, наблюдается обратная закономерность: характеристики поведения подростков-диабетиков более тесно взаимосвязаны с  типами родительского отношения, чем  у диабетиков младшего школьного  возраста. Таким образом, психологические  характеристики здоровых и больных  детей по-разному взаимосвязаны  с типами родительского отношения.

Специфическое влияние  оказывает система родительских установок и ценностей, связанных  с образованием (ценность высшего  образования, хорошей успеваемости, заинтересованности в знаниях) на успеваемость и адаптацию учащихся. Корреляционный анализ позволил выявить, что высокие  требования родителей, сочетающиеся с  эмоциональным принятием ребенка, стимулируют успешность социальной адаптации учащихся, как это наблюдается  в семьях испытуемых групп лицея.

Возрастные закономерности изменения личностных особенностей. В целом, возрастные закономерности изменения личностных особенностей детей, больных диабетом, отличаются своеобразием. У подростков, больных диабетом, уровень тревожности относительно выше, чем у диабетиков младшего и старшего школьного возрастов (у их здоровых сверстников уровень тревожности повышается к старшему школьному возрасту). С возрастом повышается уровень интровертированности больных диабетом, в то время как у здоровых учащихся показатель экстравертиро-ванности незначительно увеличивается на протяжении от младшего к старшему школьному возрасту. Для диабетиков всех трех возрастов характерна более высокая эмоциональная стабильность, чем для их здоровых сверстников. У болеющих диабетом подростков отмечается более высокий уровень агрессивности, чем у старшеклассников. Больные диабетом более склонны выражать свою агрессию физически, чем вербально (в отличие от неболеющих сверстников). В группе подростков, больных диабетом, наблюдаются более низкие показатели интеллекта, чем в группах младших или старших школьников (в группах лицеистов и учащихся средней школы наоборот, дети среднего школьного возраста продемонстрировали более успешное выполнение теста интеллекта, чем младшие или старшие школьники). Возрастные изменения в сфере межличностных отношений испытуемых экспериментальных групп имеют специфические черты: к подростковому возрасту не уменьшается, а наоборот, возрастает, значимость отношений с членами семьи, особенно с матерью, резко возрастает заинтересованность детей в общении с группой сверстников.

Большая длительность заболевания усугубляет указанные  личностные особенности: дети с большой  продолжительностью заболевания более  тревожны, интровертированны; демонстрируют более агрессивное поведение, чем их сверстники с меньшей продолжительностью диабета. Испытуемые с меньшей продолжительностью заболевания продемонстрировали более высокий уровень интеллектуального развития. Дети младшего школьного возраста с небольшой продолжительностью заболевания более привязаны к своим родным, чем их сверстники с большой длительностью диабета; высоко оценивают значимость отношений с родными подростки с большой длительностью диабета. И младшие, и средние школьники с большой длительностью заболевания менее привязаны к друзьям, менее общительны в группе и менее стремятся к доминированию, более конфликтны, чем их недавно заболевшие сверстники. Таким образом, влияние сахарного диабета на формирование личностных особенностей детей и подростков определяется его продолжительностью: если ребенок заболевает в дошкольном, младшем школьном возрасте, к 16-17 годам (продолжительность заболевания 8-14 лет) выраженными становятся тревожность, интровертированность. агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от окружающих, ограниченность социальных контактов, общие трудности адаптации к социальной ситуации. Больные диабетом с подросткового возраста (к 16-17 годам продолжительность заболевания примерно 4-5 лет) более социально адаптированы, общительны, эмоционально устойчивы, менее тревожны. Влияние диабета на интеллектуальное развитие детей выражается в некотором снижении показателя IQ в подростковом возрасте, которое, тем не менее, не выходит за границу нормы; у старшеклассников уровень интеллектуального развития повышается, что можно объяснить стабилизацией обменных процессов и лучшим купированием диабета в старшем школьном возрасте.

Психокоррекционная работа с детьми, больными диабетом. На каждом возрастном этапе заболевание диабетом по-своему воздействует на личностные особенности больного ребенка. Наиболее ярко изменения личности вследствие сахарного диабета наблюдаются в подростковом возрасте. Сказывается ухудшение самочувствия (в результате гормональных изменений пубертатного возраста), нестабильность течения диабета. В психологических характеристиках следует отметить снижение уровня интеллектуального развития (и, как следствие, снижение успеваемости в школе), повышение уровня тревожности, более выраженную агрессивность поведения. Психокоррекционная помощь должна оказываться не только самому ребенку-диабетику, но и всей семье больного, в первую очередь - матери. Особую значимость этому направлению психологической помощи придает то наблюдение, что личностные особенности детей-диабетиков младшего и среднего школьного возраста находятся в зависимости от типа родительского отношения. Кроме того, заболевание ребенка, необходимость постоянного ухода, контроля являются для остальныхх членов семьи тяжелым эмоциональным стрессом, для преодоления которого часто необходима помощь психолога.

В целом, можно констатировать, что полученные результаты подтвердили  исходную гипотезу.

В заключении диссертационного исследования подводятся общие итоги проделанной работы. Отмечается необходимость более обстоятельного изучения социальной ситуации развития школьников, системы требований и ценностей, в которые они включены, закономерностей их возрастных изменений, особенностей сферы межличностных отношений. Указываются возможности практического применения результатов исследования. В заключении сформулированы основные выводы исследования:

1. Заболевание сахарным  диабетом оказывает влияние на  такие личностные особенности  детей школьного возраста, как  эмоциональная стабильность, тревожность,  экстравертированность, агрессивность.

2. Возрастные изменения  указанных личностных черт у  больных диабетом подчиняются  особым закономерностям, по сравнению  со здоровыми сверстниками. Изменение  психологических особенностей в  результате болезни зависит от  длительности заболевания: чем  дольше ребенок болен, тем больше  его личностные характеристики  отличаются от уровня аналогичных  черт здоровых сверстников.

3. Полученные результаты  позволяют говорить о специфичности  типа родительского отношения  в семьях, воспитывающих ребенка-диабетика.  Данная специфичность складывается из сочетания контроля и требовательности со стороны родителей; особого - «овзросляющего» тина воспитания (при котором родителями предъявляются повышенные требования к организованности, самостоятельности детей, в сочетании с отрицанием, игнорированием факта влияния болезни на развитие личности ребенка); сохранения влияния родительского отношения на личностные и поведенческие характеристики детей-диабетиков не только в младшем школьном, но и подростковом возрасте.

4. Ситуация школьного  обучения (обучение по обычной  школьной программе и лицейской)  оказывает влияние на некоторые  характеристики учащихся: тревожность  и эмоциональную стабильность.

5. Система родительского  воспитания, и главная ее характеристика - стиль семейного отношения оказывают  существенное влияние на формирование  личностных особенностей учащихся 7-17 лет. Чем младше ребенок,  тем более сильное влияние  оказывает тип родительского  отношения. Ценности и установки  по отношению к ребенку - вторая  важная характеристики семейного  воспитания, оказывающие влияние  на успешность социальной адаптации  школьника.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы при оказании психологической помощи учащимся; коррекции стиля родительского  воспитания и системы ценностей  в отношении к ребенку.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Влияние сахарного  диабета на личностные особенности  детей. //Воспитание и развитие  личности: Теория и практика конца  20 века. Материалы 6-ой конференции  молодых ученых. Часть 2. М.,1998. С.23.

2. Интеллект детей,  больных сахарным диабетом. // Школа  Здоровья, 1998. Том 5. № 3-4. С. 34-45

3. О психологических  особенностях детей, больных сахарным  диабетом. //Проблемы психологической  службы. Выпуск 2. Ульяновск, 1998. С. 29-35.

4. Школьник болеет  сахарным диабетом, (в соавт. с Шапошниковой Т.Д.) //Школа Здоровья, 1998. Том 5. № 1. С. 79-90

Информация о работе Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников