Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:51, реферат
Актуальность проблемы. Современная система образования ставит перед практической психологией вопросы о влиянии разного рода учебных нагрузок, особенностей социальной ситуации на развитие социально-адаптированной, активной, творческой личности.
Влияние состояния здоровья на формирование личностных особенностей, изучавшееся на примере больных сахарным диабетом, особенно явно выражено в подростковом возрасте. Анализ личностных особенностей диабетиков позволил выявить интересную закономерность развития некоторых психологических характеристик: тревожности и нейротизма. В большинстве исследований личности диабетиков (Е.В. Елфимова,1995; С.М. Зелинский, 1992; Ю.У. Маньков, В.П. Галик, 1992; и другие) отмечается повышенный и высокий уровень тревоги, присущий диабетикам, а также многим психосоматическим больным (Н.Д. Былкина, 1994; G.E. Daniels,1939; F. Alexander, 1987). Представляется обоснованной точка зрения, о специфических механизмах регуляции (в частности, эмоциональной саморегуляции), присущим психосоматическим больным (Н. Kohut, 1971), осуществляемой с помощью значимого другого. Доказательством являются и симбиотический стиль воспитания, нередкий в семьях диабетиков, и — главное - эмоциональная близость, привязанность к матери и/или родительской чете, испытываемая самим ребенком-диабетиком не только в младшем школьном, но и более старшем возрасте.
Кроме того, тревога и беспокойство, испытываемые школьниками, не болеющими диабетом, имеют своей причиной ситуации учебы, учебной деятельности (в младшем школьном возрасте), и/или общения со сверстниками (особенно - у подростков). У диабетиков же ведущей деятельностью, более значимой, чем указанные, является деятельность по поддержанию здоровья и купированию диабета. Важность, значимость этого вида деятельности подтверждается повышением уровня тревоги, совпадающим по времени с изменениями соматического статуса, вызванными биохимической перестройкой организма в пубертате.
Специфичность влияния
болезни выражается в усиливающейся
с возрастом
Третья глава рассматривает влияние на личностные особенности детей и подростков факторов семейного отношения, возраста, а в случае детей-диабетиков — продолжительности и тяжести заболевания.
Взаимосвязь между типами родительского отношения и личностными особенностями детей определялась с помощью анализа коэффициентов ранговой корреляции между характеристиками детей и родителей. Показано, что личностные характеристики испытуемых лицеистов и школьников реже значимо коррелируют с типами родительского отношения, чем характеристики испытуемых групп диабетиков, в старшем школьном возрасте - менее, чем в младшем школьном. В группах лицеистов среднего и старшего школьного возраста взаимосвязь между типом родительского отношения и психологическими особенностями детей минимальна. Полученные экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что социально-желаемый, авторитарный и инвалидизирующий типы родительского отношения в семьях детей-диабетиков в некоторой степени определяют, провоцируют агрессивное поведение детей.
Особенности межличностных
отношений испытуемых групп здоровых
учащихся реже, чем в группах диабетиков,
обнаруживают значимые корреляции с
типами родительского отношения; например,
в группах среднего школьного
возраста взаимосвязь характеристик
сферы межличностных отношений
ребенка и показателей
Специфическое влияние
оказывает система родительских
установок и ценностей, связанных
с образованием (ценность высшего
образования, хорошей успеваемости,
заинтересованности в знаниях) на успеваемость
и адаптацию учащихся. Корреляционный
анализ позволил выявить, что высокие
требования родителей, сочетающиеся с
эмоциональным принятием
Возрастные закономерности изменения личностных особенностей. В целом, возрастные закономерности изменения личностных особенностей детей, больных диабетом, отличаются своеобразием. У подростков, больных диабетом, уровень тревожности относительно выше, чем у диабетиков младшего и старшего школьного возрастов (у их здоровых сверстников уровень тревожности повышается к старшему школьному возрасту). С возрастом повышается уровень интровертированности больных диабетом, в то время как у здоровых учащихся показатель экстравертиро-ванности незначительно увеличивается на протяжении от младшего к старшему школьному возрасту. Для диабетиков всех трех возрастов характерна более высокая эмоциональная стабильность, чем для их здоровых сверстников. У болеющих диабетом подростков отмечается более высокий уровень агрессивности, чем у старшеклассников. Больные диабетом более склонны выражать свою агрессию физически, чем вербально (в отличие от неболеющих сверстников). В группе подростков, больных диабетом, наблюдаются более низкие показатели интеллекта, чем в группах младших или старших школьников (в группах лицеистов и учащихся средней школы наоборот, дети среднего школьного возраста продемонстрировали более успешное выполнение теста интеллекта, чем младшие или старшие школьники). Возрастные изменения в сфере межличностных отношений испытуемых экспериментальных групп имеют специфические черты: к подростковому возрасту не уменьшается, а наоборот, возрастает, значимость отношений с членами семьи, особенно с матерью, резко возрастает заинтересованность детей в общении с группой сверстников.
Большая длительность заболевания усугубляет указанные личностные особенности: дети с большой продолжительностью заболевания более тревожны, интровертированны; демонстрируют более агрессивное поведение, чем их сверстники с меньшей продолжительностью диабета. Испытуемые с меньшей продолжительностью заболевания продемонстрировали более высокий уровень интеллектуального развития. Дети младшего школьного возраста с небольшой продолжительностью заболевания более привязаны к своим родным, чем их сверстники с большой длительностью диабета; высоко оценивают значимость отношений с родными подростки с большой длительностью диабета. И младшие, и средние школьники с большой длительностью заболевания менее привязаны к друзьям, менее общительны в группе и менее стремятся к доминированию, более конфликтны, чем их недавно заболевшие сверстники. Таким образом, влияние сахарного диабета на формирование личностных особенностей детей и подростков определяется его продолжительностью: если ребенок заболевает в дошкольном, младшем школьном возрасте, к 16-17 годам (продолжительность заболевания 8-14 лет) выраженными становятся тревожность, интровертированность. агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от окружающих, ограниченность социальных контактов, общие трудности адаптации к социальной ситуации. Больные диабетом с подросткового возраста (к 16-17 годам продолжительность заболевания примерно 4-5 лет) более социально адаптированы, общительны, эмоционально устойчивы, менее тревожны. Влияние диабета на интеллектуальное развитие детей выражается в некотором снижении показателя IQ в подростковом возрасте, которое, тем не менее, не выходит за границу нормы; у старшеклассников уровень интеллектуального развития повышается, что можно объяснить стабилизацией обменных процессов и лучшим купированием диабета в старшем школьном возрасте.
Психокоррекционная работа с детьми, больными диабетом. На каждом возрастном этапе заболевание диабетом по-своему воздействует на личностные особенности больного ребенка. Наиболее ярко изменения личности вследствие сахарного диабета наблюдаются в подростковом возрасте. Сказывается ухудшение самочувствия (в результате гормональных изменений пубертатного возраста), нестабильность течения диабета. В психологических характеристиках следует отметить снижение уровня интеллектуального развития (и, как следствие, снижение успеваемости в школе), повышение уровня тревожности, более выраженную агрессивность поведения. Психокоррекционная помощь должна оказываться не только самому ребенку-диабетику, но и всей семье больного, в первую очередь - матери. Особую значимость этому направлению психологической помощи придает то наблюдение, что личностные особенности детей-диабетиков младшего и среднего школьного возраста находятся в зависимости от типа родительского отношения. Кроме того, заболевание ребенка, необходимость постоянного ухода, контроля являются для остальныхх членов семьи тяжелым эмоциональным стрессом, для преодоления которого часто необходима помощь психолога.
В целом, можно констатировать, что полученные результаты подтвердили исходную гипотезу.
В заключении диссертационного исследования подводятся общие итоги проделанной работы. Отмечается необходимость более обстоятельного изучения социальной ситуации развития школьников, системы требований и ценностей, в которые они включены, закономерностей их возрастных изменений, особенностей сферы межличностных отношений. Указываются возможности практического применения результатов исследования. В заключении сформулированы основные выводы исследования:
1. Заболевание сахарным диабетом оказывает влияние на такие личностные особенности детей школьного возраста, как эмоциональная стабильность, тревожность, экстравертированность, агрессивность.
2. Возрастные изменения
указанных личностных черт у
больных диабетом подчиняются
особым закономерностям, по
3. Полученные результаты
позволяют говорить о
4. Ситуация школьного
обучения (обучение по обычной
школьной программе и
5. Система родительского
воспитания, и главная ее характеристика
- стиль семейного отношения
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при оказании психологической помощи учащимся; коррекции стиля родительского воспитания и системы ценностей в отношении к ребенку.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1. Влияние сахарного
диабета на личностные
2. Интеллект детей, больных сахарным диабетом. // Школа Здоровья, 1998. Том 5. № 3-4. С. 34-45
3. О психологических
особенностях детей, больных
4. Школьник болеет сахарным диабетом, (в соавт. с Шапошниковой Т.Д.) //Школа Здоровья, 1998. Том 5. № 1. С. 79-90