Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Современная система образования ставит перед практической психологией вопросы о влиянии разного рода учебных нагрузок, особенностей социальной ситуации на развитие социально-адаптированной, активной, творческой личности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.73 Кб (Скачать)

ГНЕДОВА Светлана Борисовна 
 

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 
 

Актуальность проблемы. Современная система образования  ставит перед практической психологией  вопросы о влиянии разного  рода учебных нагрузок, особенностей социальной ситуации на развитие социально-адаптированной, активной, творческой личности.

Одним из направлений  в исследованиях педагогов и  психологов, осуществляемым в сотрудничестве с валеологами и медиками, является изучение условий и факторов сохранения и поддержания физического здоровья школьников. Актуальность данного направления особенно возрастает в последние десятилетия в связи с ухудшением экологии и возрастанием числа детей, имеющих те или иные отклонения в развитии (психические заболевания, сенсорная недостаточность, соматические болезни). В Государственном докладе (1992) о состоянии здоровья населения РФ отмечается, что за время обучения в среднем образовательном учреждении количество детей 1 группы здоровья уменьшается в 4-5 раз. Естественно, такое положение вещей не может оставаться вне поля зрения психологов и педагогов, так как физическое состояние школьников — одно из главнейших условий успешности обучения.

В последние десятилетия  появился ряд психологических исследований (Е.Т. Соколова, 1995; Е.Р. Калитеевская, 1986; Т.И. Петракова, 1985 и пр.), посвященных изучению особенностей развития детей с различными заболеваниями. В то же время, работы, выполненные медиками и медицинскими психологами (В.В. Николаева, 1987, 1992; Н.Д. Игнатьева, 1981; Д.Н. Исаев, 1996 и др.) не рассматривают вопросы влияния ситуации школьного обучения на болезнь и формирование личности больного ребенка, и мало знакомы педагогам и психологам сферы образования. Стоит отметить и тот факт, что способы психологической коррекции и психологической помощи, предлагаемые медицинскими психологами, в большинстве случаев не могут применяться в условиях школьного обучения. В то же время, исследования в русле педагогической психологии, изучающие влияние обучения и воспитания на психическое развитие детей, в большинстве случаев не учитывают воздействие перенесенных заболеваний на процесс формирования психики в онтогенезе. Из немногих работ, посвященных анализу развития личностных особенностей, обучению и воспитанию детей с отклонениями в здоровье можно упомянуть исследования Н.И. Быковой (1994), В.А. Ковалевского (1997), И.Ю. Левченко (1986).

Исследованию взаимодействия двух факторов - особенностей семейного  воспитания и соматического здоровья - и их влияния на развивающуюся  личность школьника посвящено данное исследование.

Цель работы - изучение личностных особенностей школьников, различающихся по состоянию здоровья (здоровых и больных сахарным диабетом 1 типа) и по социальной ситуации - обучающихся в школах двух типов (обычной средней школе и школе-лицее с углубленным изучением английского языка).

Объектом исследования явились такие особенности личности школьников 7-17 лет, обучающихся по обычной  школьной и лицейской программе, а также их больных сверстников (страдающих сахарным диабетом 1 типа), которые характеризуют специфику  эмоционального состояния (тревожность, нейротизм), поведения (экстраинтровертированность, агрессивность), интеллект, а также сферу межличностных отношений и семейную ситуацию (стиль семейного воспитания).

Предмет исследования - влияие особенностей семейного воспитания, а для больных детей -продолжительности и тяжести заболевания, на психологические особенности школьников

Гипотеза исследования: на формирование личностных особенностей детей школьного возраста (тревожности, эмоциональной стабильности, экстравертированности, агрессивности) помимо условий обучения и семейного воспитания оказывает влияние такая особенность ситуации его развития, как состояние здоровья. Мы предполагаем, что динамика развития указанных личностных особенностей различна для группы здоровых детей и детей с нарушенным здоровьем (больных диабетом 1 типа).

Исходя из цели и  гипотезы исследования, определены следующие  задачи:

1. Выявить возрастные  особенности в личностных характеристиках  здоровых и больных детей.

2. Определить особенности  личности школьников, зависящие  от соматического статуса.

3. Выявить особенности  влияния школьного обучения и  семейного воспитания на личностные  особенности школьников в семьях  со здоровыми и в семьях  с больными детьми, обучающимися  в школах разных типов.

4. Определить особенности  межличностных отношений детей-диабетиков  и их неболеющих сверстников.

Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью  комплекса методик: Шкала явной  тревожности, опросник Спилбер-гера, опросник Айзенка, опросник Басса-Дарки, проективный тест Руки, культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла, методика исследования сферы межличностных отношений Р.Жиля, опросник родительского отношения Варга-Столина. Для обработки полученных результатов использованы параметрические и непараметрические методы статистической обработки: коэффициент корреляции Спирмена, метод сравнения двух средних величин, критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни.

Организация исследования. Исследование проводилось в 1995-1999 гг. в городах Москве и Ульяновске в два этапа. На первом этапе исследования принимали участие дети, больные  сахарным диабетом 1 типа в возрасте от 7 до 17 лет - 14 детей младшего школьного  возраста, 20 подростков и 20 старшеклассников (всего – 54 ребенка) и их родители (33 человека) (В исследовании принимали  участие чаще всего матери (в 95% случаев) детей.). На втором этапе исследовались  учащиеся двух школ: обучающиеся по обычной школьной программе и  по лицейской программе с углубленным  изучением английского языка - вторые, седьмые и десятые классы - 153 человека. В ходе эксперимента принимали участие  родители диабетиков и здоровых детей - всего 154 человека.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается использованием апробированных и достаточно надежных методов исследования, адекватных его  задачам, корректным применением методов  математико-статистической обработки  эмпирических данных, объемом рассмотренной  выборки и репрезентативностью  полученных экспериментальных результатов.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования заключается в анализе влияния  социальной ситуации и ее важнейших компонентов - ситуации школьного обучения и семейного воспитания, а также физического здоровья на формирование личностных особенностей школьников. Показаны основные типы развития личностных характеристик в условиях обучения в обычной школе и школе-лицее, в условиях физического здоровья и заболевания сахарным диабетом. Выявлено влияние длительности, тяжести заболевания сахарным диабетом на психологические особенности детей и подростков.

Практическая значимость результатов исследования состоит  в том, что выявленные особенности  личностных характеристик и семейных отношений школьников позволяют  оптимизировать психокоррекционную работу, проводимую школьным психологом с детьми, подростками и их родителями. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в материале возрастной и педагогической психологии, а также в курсе валеологии.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Состояние здоровья  школьников оказывает влияние  на такие личностные характеристики  детей школьного возраста, как  тревожность, эмоциональная стабильность, экстравертированность, агрессивность, интеллект.

2. Возрастные изменения  ряда личностных особенностей (интеллект,  тревожность, агрессивность, нейротизм, экстравертированность) у детей, больных сахарным диабетом 1 типа, отличаются от возрастных изменений этих особенностей у здоровых детей.

3. Родительское отношение  в семьях школьников, больных  диабетом, характеризуется особым  — «овзросляющим» типом воспитания и сохранением влияния родительского отношения на личностные и поведенческие характеристики детей не только в младшем школьном, но и в подростковом возрасте.

4. Тип школьного  обучения оказывает влияние на  такие личностные характеристики  школьников, как тревожность и  эмоциональная стабильность.

5. Тип родительского  отношения оказывает влияние  на социальную адаптацию ребенка,  причем тем большую, чем младше  ребенок.

Апробация работы: Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции молодых специалистов ИВРЛ «Воспитание. Теории и практика конца XX века», прошедшей в мае 1998 г. Теоретические выводы и практические рекомендации изложены в статьях  и публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 202 названия, из них 66 - на иностранных  языках, и приложений. Общий объем  работы страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определены актуальность поставленной проблемы, ее новизна, практическая значимость, предмет, объект исследования. Работа направлена на исследование и сравнение  особенностей интеллектуального, личностного  развития и сферы межличностных  отношений школьников, обучающихся  по обычной школьной программе и  по программе школы-лицея с углубленным  изучением иностранного языка; исследуются  и сравниваются особенности формирования психологических характеристик, обусловленные  возрастом, стилем семейного воспитания и состоянием здоровья школьника. Во введении формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяется общая структура диссертации.

В первой главе диссертации  проанализировано современное состояние  проблемы формирования личностных особенностей школьников в зависимости от ситуации школьного обучения, семейного воспитания и состояния здоровья.

Первый параграф первой главы характеризует понятие  социальной ситуации развития в отечественной  психологии. Л.С. Выготский обозначал социальную ситуацию развития как особое сочетание внутренних психологических факторов и внешних условий, которое обуславливает динамику развития психики на определенном этапе онтогенеза. При этом особое внимание уделялось качественному своеобразию социальной ситуации развития на каждом возрастном этапе. Продолжая данное направление, лаборатория Л.И. Божович также исследовала проблему социальной ситуации развития ребенка, делая акцент на конечном итоге, результате взаимодействия внешних условий развития и внутренних особенностей ребенка - внутренней позиции личности. Отмечается, что для понимания сути социальной ситуации развития необходимо иметь представление о месте, которое занимает ребенок в системе доступных ему отношений, о тех требованиях, которые к нему предъявляются, а также о том, какие психологические особенности уже существуют к определенному возрастному периоду (Л.И. Божович, 1968).

В.Н. Мясищев, С.В. Ковалев (1964) подошли к анализу социальной ситуации развития в контексте проблемы отношений, объясняя своеобразие складывающихся в ходе формирования личности психологических  характеристик особым положением, которое  занимает ребенок в родительской семье, системой требований к нему, деятельностью, которую ребенок  выполняет. В дальнейшем система  отношений, в которую включен  ребенок, подробно анализировалась  научной школой М.И. Лисиной в  контексте проблемы общения ребенка  как важнейшего условия формирования его личности.

Во втором параграфе  первой главы подробно характеризуется  влияние состояния здоровья на развитие психики детей. Многочисленные работы, выполненные медиками и медицинскими психологами, ставят в центр внимания психологическую реакцию ребенка  на заболевания, описываемую в терминах «отношение к болезни», «внутренняя  картина болезни» и т.п. (Д.Н. Исаев, 1996; В.В. Николаева 1995, и другие). Большое  количество работ посвящено анализу  психологических особенностей детей  и подростков, страдающих заболеваниями  сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, крови, и других нозологии (В.П. Белов, и соавт., 1972; Р.Ф. Беляускайте,1985; М.В. Коркина, В.В. Марилов1995; Е.Р. Калитеевская , 1986; С.М. Морозов, 1981; М.М. Орлова . 1982; и др.).

Актуальность проблемы влияния болезни на личность ребенка  и развития психологических особенностей в ситуации заболевания обусловлена  ухудшением состояния здоровья школьников. Особого внимания заслуживает мнение некоторых исследователей - педагогов, психологов, медиков (В.Н. Касаткин,1994; Е.А. Ямбург, 1996; Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, 1994) - об исключительном влиянии школьного образования на состояние здоровья детей и подростков. Рассматриваются такие аспекты, как роль системы народного образования в деле охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, а также проблема негативного воздействия неправильной организации системы обучения и воспитания на соматический статус ребенка.

Теоретическим основанием для дальнейшего исследования стал подход Николаевой В.В. (1987, 1992, 1995) к  анализу болезни как особой ситуации развития ребенка, кардинальным образом  изменяющей ценности, смысл и стиль  жизни и самого заболевшего, и  его семьи.

Сахарный диабет - наиболее распространенное эндокринное  заболевание (заболеваемость составляет 1-2 человека на 1000). Анализу воздействия  диабета на личность больного посвящен третий параграф первой главы. Личностные черты диабетиков описаны в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов (Б.А. Целибеев, 1966; В.А. Вечканов, 1974; Y. Larsson, G. Sterky. 1962; M.L. Коski,1969; К. Falpstrom,1974; C.S. Holmes,1992; и другие) - склонность к депрессии, повышенная тревожность, эмоциональная ранимость, зависимость от близких людей, замкнутость, застенчивость, как следствия психологической реакции на неизлечимое заболевание (Д.Н. Исаев, С.М. Зелинский, 1991; Е.В. Елфимова, 1995). Указывается, что повышенная агрессивность диабетиков (В.Г. Бутома, 1992) и некоторое снижение интеллектуальных функций (Л.Б. Новикова, 1979; М.З. Клебанов, 1984; Л.П. Свиридова, 1975) являются следствием биохимических изменений вследствие нарушения обмена веществ. Отмечаются трудности самореализации, социальной адаптации детей-диабетиков, неуверенность в сфере межличностных отношений, снижение интереса к учебе - как следствие неправильного воспитания.

Информация о работе Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников