Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:51, реферат
Актуальность проблемы. Современная система образования ставит перед практической психологией вопросы о влиянии разного рода учебных нагрузок, особенностей социальной ситуации на развитие социально-адаптированной, активной, творческой личности.
Семья детей, больных диабетом, изучалась в исследованиях Вечканова В.А., Студий Л.A., Sterky G. и других авторов. Отмечается, что дети-диабетики чаще воспитываются в неполной семье, в семьях, где нередки конфликтные отношения, где наблюдается особый тип воспитания, характеризующийся отношением к ребенку «как к взрослому», существуют симбиотические отношения матери и ребенка (G. Engel, 1980; Н. Kohut, 1971).
В четвертом параграфе дана подробная характеристика групп испытуемых, представлены сведения о заболеваемости в обычной школе и школе-лицее.
Установлено, что
среди учащихся средней школы
№ 53 г. Ульяновска (всего -1002 ученика) и
школы-лицея № 2 г. Ульяновска (всего
- 1167 учеников) на диспансерном учете
по состоянию здоровья состоят около
60% детей. Из них большинство - (41% учащихся
лицея и 24% учащихся средней школы
(Процентное отношение взято от числа
детей, обучающихся в каждой школе,
состоящих на диспансерном учете)) страдают
нарушением опорно-двигательного аппарата
и снижением остроты зрения. У
учащихся средней школы № 53 относительно
чаще отмечаются желудочно-кишечные заболевания
(примерно у 10% школьников и у 6% лицеистов),
заболевания сердечно-
Различия в состоянии здоровья школьников двух типов образовательных учреждений могут объясняться как социо-экономическими факторами, так и некоторыми условиями внутрисемейного воспитания и особенностями складывающегося типа личности школьника.
В эксперименте принимали участие практически здоровые дети (1-2 группы здоровья) - не состоящие на диспансерном учете, или имеющие небольшое понижение остроты зрения (приблизительно 5-15% учеников) и нарушение осанки.
В пятом параграфе первой главы представлены методы экспериментального исследования и способы статистической обработки данных: Шкала явной тревожности, опросник Спилбергера, опросник Айзенка, опросник Басса-Дарки, тест Руки, культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла, методика исследования сферы межличностных отношений Р.Жиля, опросник родительского отношения Варга-Столина. Для обработки полученных результатов использован коэффициент корреляции Спирмена, метод сравнения двух средних величин, критерий Стьюента, критерий Манна-Уитни.
Вторая глава диссертации посвящена экспериментальному исследованию личностных особенностей школьников. В эксперименте исследовались те психологические характеристики (тревожность, эмоциональная стабильность, экстравертированность, агрессивность, особенности сферы межличностных отношений), которые характеризуют эмоциональное состояние и поведение школьников и которые наиболее часто исследуются практическими психологами в процессе оказания помощи и осуществлении психокоррекции. Получены следующие результаты.
Младший школьный возраст. Для детей, обучающихся в лицее, характерны повышенный уровень тревожности, относительные высокие (из трех групп - лицеистов, школьников, обучающихся во 2 классе и детей, больных диабетом соответствующего возраста) показатели интеллекта (112,89 балла), эмоциональной нестабильности (14,32), умеренные показатели экстравертированности (15,11 балла). Учащихся лицея отличает от своих сверстников более высокий индекс агрессивности (определяемый с помощью проективного теста руки) - за счет тенденций к агрессивному и директивному поведению. Дети, обучающиеся в лицее, более коммуникабельны, охотно общаются со взрослыми и сверстниками. Родителей учащихся лицея отличает поведение по социально-желательному типу (что определялось с помощью опросника Варга-Столина), эмоциональная привязанность к ребенку, а также некоторая авторитарность в отношениях с ним. В свою очередь, ребенок в качестве самого близкого человека называет мать, подтверждая предположение об эмоциональной значимости отношений внутри материнско-детской диады, и брата или сестру. Дети-лицеисты любознательны, стремятся к общению со сверстниками, иногда - к доминированию в группе сверстников, а также проявлять независимость в своем поведении. Родители лицеистов поддерживают стремление к самостоятельности ребенка, что подтверждается относительно низкими значениями по шкале «Симбиоз» опросника родительского отношения, а также отсутствием мотива оправдания неудач ребенка за счет его инфантильности. В большинстве случаев родители данной группы испытуемых связывали надежды на успех ребенка в будущей профессиональной деятельности с высокой успеваемостью, высшим образованием, адаптированностью в группе сверстников.
Учащиеся второго класса школы №53 характеризуются повышенным уровнем тревожности 24, 24 балла - самый высокий показатель среди трех групп. В большинстве случаев тревога детей вызывалась неуверенностью в правильности выполнения заданий учителя, т. е. прогнозом успешности учебной деятельности). Значения экстравертированности (13,12 балла), эмоциональной стабильности (13, 4 балла) были умеренными. Среднее значение интеллекта в группе - ] 09,52 б. С помощью теста Руки у школьников диагностированы менее выраженные, чем у лицеистов, тенденции к агрессивному поведению. В сфере межличностных отношений у школьников наблюдаются следующие отличия от сверстников других экспериментальных групп - менее выраженная любознательность, коммуникабельность, более явное стремление к уединению, отгороженности. В большинстве семей диагностированы социально-желательный, авторитарный и инвалидизирующий типы родительского отношения. Стремление оправдывать неудачи ребенка болезненностью, инфантильностью в исследуемых трех группах родителей младших школьников присуще именно родителям детей, обучающихся в обычной школе. В качестве основных трудностей воспитания родители называют неуспеваемость. Примечательно, что у родителей данной группы детей зачастую отсутствует явный прогноз, представление о будущем ребенка: «сам решит, кем станет, когда вырастет», «не знаю, что из него вырастет». Образование, успехи в учебе рассматриваются как желательные на период обучения в школе, но не обязательными для дальнейшей карьеры сына/дочери.
Дети младшего школьного возраста, больные диабетом 1 типа умеренно тревожны (13, 54 балла), экстравертированы (17 б.). Детей-диабетиков отличает от сверстников высокая эмоциональная стабильность (5,6 балла) и несколько более низкие, чем у сверстников-лицеистов показатели интеллекта, которые, тем не менее, соответствуют возрастной норме (102, 3 балла). Тест руки выявил низкие значение индекса агрессивности. Таким образом, влияние сахарного диабета на развитие интеллекта и личностных особенностей детей младшего школьного возраста можно определить как незначительное, слабо выраженное. В сфере межличностных отношений ребенка наиболее значимыми оказываются родители, родительская чета и сиблинги. В отличие от здоровых сверстников, у диабетиков менее выражены стремление к любознательности, общению со сверстниками; отмечается более конфликтное поведение. С помощью опросника Варга-Столина выявлен особый тип семейного отношения: родители не считают, что можно оправдывать неудачи и неуспехи ребенка его заболеванием, и относятся к нему «как к взрослому», ожидая от ребенка и поощряя его к проявлениям «сознательности», «взрослости» в поведении. (Родителям диабетиков принадлежат самые низкие из трех групп значения по шкале «инвалидизация»). Одновременно диагностированы как наиболее часто встречающиеся стили родительского отношения - социально-желательный и симбиотический. Основной проблемой, волнующей родителей диабетиков, является здоровье детей. По сути, деятельность по контролю за заболеванием, купирование диабета становится общей семейной деятельностью, подчиняющей себе личные интересы членов семьи. Такие особенности семейной ситуации детей-диабетиков исследовались в работах зарубежных авторов (М. - L. Koski, 1969), но в отечественной психологии практически не исследовались.
Средний школьный возраст. Учащиеся лицея продемонстрировали тревожность (14, 59 балла), экстравертированность (17, 44 б.) и эмоциональную стабильность (10, 41 б.) умеренного уровня. Уровень интеллектуального развития лицеистов значимо выше, чем у испытуемых групп школьников и диабетиков (117, 85). У учащихся лицея диагностирован более низкий, чем в двух других группах, индекс агрессивности (за счет высоких значений по шкале «эмоциональность» теста Руки). Наиболее предпочитаемыми формами выражения агрессивности у учащихся 7 класса лицея являются негативизм и вербальная агрессия. В сфере межличностных отношений подростка-лицеиста самыми значимыми являются мать, учитель, брат/сестра; диагностированы такие характеристики межличностных отношений, как стремление к общению со сверстниками и доминирование в группе сверстников, конфликтность, а также стремление к независимости, самостоятельности. Отмечается распространенный в семьях подростков, обучающихся в лицее, социально-желательный тип родительского отношения. В качестве основных проблем, формулируемых родителями в отношении детей, можно выделить проблему недостаточной самостоятельности, чрезмерной зависимости подростка or мнения окружающих (имеется в виду, сверстников); нежелание учиться, недобросовестность в учебе; неорганизованность, несобранность, «слабая сила воли».
Подростки, обучающиеся в обычной школе, более тревожны (18,55 б.). Диагностирован умеренный уровень экстравертированности (15,46 б.) и нейротизма (11.38 б.). В среднем по группе, уровень интеллектуального развития несколько ниже, чем в группе лицеистов (103,08). Школьники чаще склонны, к директивному поведению; опросник Басса-Дарки выявил, что школьники более, чем лицеисты и диабетики, склонны к проявлениям раздражительности, подозрительности, вербальной агрессии, аутоагрессии. В сфере межличностных отношений школьников характеризует любознательность, стремление к общению со сверстниками. Наиболее отличительный стиль родительского отношения в семьях испытуемых данной группы - сочетание авторитарных и социально-желательных установок. В качестве проблем родители школьников формулировали следующие: «не послушен», «слишком самостоятельный». Главной трудностью многие семьи считают влияние «дурной компании» на ребенка, а также недостаточную заинтересованность ребенка в учебе.
Подростки, больные сахарным диабетом, продемонстрировали повышенную тревожность. В группе диабетиков наблюдаются низкие, по сравнению со значениями групп учащихся седьмого класса лицея и школы, значения нейротизма (9,8). Диабетики характеризуются более низкими показателями интеллекта, чем неболеющие подростки (97,6), которые, тем не менее, соответствуют возрастной норме. Проективный тест Руки выявил высокий индекс агрессивности у подростков, больных диабетом. Значение индекса агрессивности обусловлено менее выраженными тенденциями к коммуникативному и эмоциональному поведению, по сравнению с агрессивными и директивными тенденциями у испытуемых групп школьников и лицеистов. Подросткам, больным диабетом, свойственно проявлять физическую или косвенную формы агрессии, испытывать чувство вины. Типичными для семей, воспитывающих подростка-диабетика, являются социально-желательный и симбиотический типы родительского отношения. Сохраняется «овзросляющее» отношение к ребенку: от подростка ожидается «взрослое», рациональное поведение, самоконтроль в сложных ситуациях. Основные проблемы родителей подростков-диабетиков - неуспеваемость, недостаточная самостоятельность. Примечательно, что родители не считают трудностью замкнутость подростка, отсутствие у него/нее близких друзей, постоянного круга общения, несформирован-ность у него/нее навыков общения.
Старший школьный возраст. Учащиеся 10 класса лицея продемонстрировали умеренные значения тревожности, экстравертированности и нейротизма. Так же как и в более младшем возрасте, учащиеся лицея отличались от своих сверстников более высокими показателями интеллекта (в среднем по группе - 109,63), негативизмом в поведении. Семейное воспитание в семьях старшеклассников-лицеистов характеризуется высокой авторитарностью и стремлением соответствовать социально-желательному типу родительского отношения. Особую обеспокоенность у родителей вызывает неспособность лицеистов выбрать профессию, «отвечать за свои поступки», недостаточная сформированность моральных, нравственных принципов.
Десятиклассники школы более тревожны, чем лицеисты и диабетики. Показатели экстравертированности (15,72) и нейротизма (13,32) умеренные, показатели интеллекта соответствуют возрастной норме (103,2). Агрессивность школьников выражается в форме раздражительности, подозрительности. Чаще всего отношение родителей в семьях десятиклассников-школьников складывается по типу симбиоза и авторитарной гиперсоциализации. В качестве трудностей воспитания родители формулируют отчужденность детей, неподготовленность к самостоятельной жизни, неопределенность профессионального выбора.
Старшеклассники, больные диабетом 1 типа, продемонстрировали более низкие, чем их сверстники, показатели тревожности, умеренные показатели экстравертированности (15,72) и нейротизма (13,32); значения уровня интеллектуального развития соответствуют возрастной норме (103,7). Диабетики по сравнению с их неболеющими сверстниками характеризуются предпочтением вербальной формы выражения агрессии, и более низкими значениями физической и косвенной агрессии. В семьях испытуемых данной группы преобладающим является социально-желательный и «овзросляюший» типы родительского отношения. Основные проблемы родителей-диабетиков поддержание здоровья, выбор профессии, соответствующий физическому состоянию старшеклассника.
Результаты исследования
демонстрируют различия личностных
особенностей школьников в зависимости
от условий школьного обучения. Образовательная
среда, установки семейного воспитания
и ценность академических достижений
школьников определенным образом мобилизуют
познавательную и социальную активность
учащихся (что выражается в заинтересованности
в общении со сверстниками, предпочтении
социально-приемлемых способов выражения
агрессии), а также оказывают существенное
воздействие на формирование эмоциональной
сферы личности школьников. Так, более
высокую тревожность учащихся средней
школы (и в младшем, и среднем,
и старшем школьных возрастах) скорее
всего можно объяснить
В свою очередь, тип развития личностных особенностей учащихся лицея (относительно высокое интеллектуальное развитие, умеренный уровень тревожности, экстравертированности, эмоциональной стабильности; ориентированность на общение с группой, социально-приемлемые формы выражения агрессивности), сочетающийся с хорошими и отличными академическими успехами, отсутствием явно отвергающего, авторитарного и симбиотического типов родительского отношения в большинстве семей, можно рассматривать как пример позитивного влияния социальной ситуации на развитие личности школьника.