Влияние СМИ на развитие агрессивности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, классных коллективов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности школьников для предупреждения ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
I. ТЕОРИИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ _________________________________________________________________6
1.1. Понятие агрессивности и ее виды_____________________________6
1.2. Подход теории социального научения к объяснению природы агрессивности ____________________________________________________10
II. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ______________13
2.1. Роль Масс – медиа в жизни подростка __________________________ 13
2.2. Опасность СМИ для школьников _______________________________19
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ___________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________ 30
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________ 31

Работа содержит 1 файл

агрессия1.1.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

а) Да  б) Нет

  1. Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответ объясните.

а) Положительное, потому что_______________________________

б) Отрицательное, потому что________________________________

в)___________________________________________(Свой вариант)

  В период проведения исследования было опрошено 24 школьника возрастом 15-16 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения итогового вывода исследования половые различия школьников не учитывались):

среди школьников, большинство  предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Особенно пользуется популярностью программа «Семейные драмы», почти 75 % испытуемых школьников отметили ее в беседе во время заполнения анкеты. Дети смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до  00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Возьмем, к примеру, канал НТВ: одну только передачу «Чрезвычайное происшествие» с 20.00 до 01.00 показывают 4 раза, не говоря уже о телесериалах, где обязательно присутствуют убийства и насилие. В ходе исследования, как детских анкет была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00. Сразу же напрашивается дискуссионный вопрос: кого же именно нужно винить в распространении агрессии среди школьников СМИ или же самих родителей? Ясного ответа мы, конечно же, не получим, и вообще нужен ли он, ведь каждый решает для себя, что и когда ему смотреть.

Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами, детям всегда нравились, и будут нравиться супергерои, спасающие от смерти слабых и беззащитных. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны не только среди молодежи, но и среди более старшего поколения. Мы пока еще не можем определить причину такой популярности, но уверены что и эта проблема разрешится в скором будущем.

Также с этими же респондентами  была проведена диагностика состояния агрессии у подростков с помощью опросника Басса-Дарки. Результаты исследования показали, что повышенный индекс агрессивности имеют – 9 (37,5%)  подростков, повышенный индекс враждебности присущ – 5 (21%) подросткам. Данные исследования можно представить в таблице:

 

Невысокий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Физическая агрессия

4

18

2

Косвенная – агрессия

2

21

1

Раздражение

6

15

3

Негативизм

3

21

-

Обида

2

20

2

Подозрительность

2

19

3

Вербальная агрессия

5

15

4

Чувство вины

5

18

1


, что наглядно выражается диаграммой «Уровни агрессивности»

Проанализировав анкеты подростков и индекс агрессивности  этих же респондентов мы определили, что  подростки имеющие повышенный уровень  агрессивности проводят у телевизора больше времени, чем их сверстники, отличающиеся низким и средним уровнями агрессивности.

Таким образом, затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, мы сделали вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию школьника как личности. Однако, индекс агрессивности подростков пропорционально зависит от количества времени проведенного у телевизора, видео и т.д.

В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем вышестоящие инстанции на СМИ. Наше исследование хоть и небольшое, но достаточно показательное явилось этому доказательством. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе нашего исследования мы выяснили, что агрессия, в какой  бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Так же мы выяснили, что становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств массовой информации. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению – наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из разнообразных источников. Оружие служит одним из основных «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. – 782 с

2. Бандура А. «Подростковая агрессия»/ Бандура А., Уолтерс Р. – М., 2001г.

3. Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль». – СПб., 2002г.

4. Буянов М.И. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997. – 124 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – (Серия «Мастера психологии»). - С. 27; 45-49; 93; 102.

6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984. – 256 с. «Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением»: под ред. Рожкова М. И. – М., 2001г.

7. Глинская М. «Информатизация образования – путь к построению информационного общества»/ Глинская М. // Человек и труд. – 2003г. - №12. – С. 79 – 81.

8. Гуггенбюль А. «Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости». – СПб., 2000г.

9. Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным                 мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. – 2003г. - №5. – С. 101 – 107.

10. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994. – 240 с.. – 248 с.

11. Паренс Г. «Агрессия наших детей». – М., 1997г.

12. Периз Ф. С. «Эго, голод и агрессия». – М., 2000г.

13. Прокофьев В. Ф. «Тайное оружие информационной войны». – М., 1999г.

Руководство практического  психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999. – 286 с.

14.  Ю.И. Полищук. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье

15. Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н. М.// Педагогика. – 2003г.- №4. – С. 46-48

16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - № 1. – С. 17-25.

17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. – С. 382.

 

 


Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности школьников