Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, классных коллективов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности школьников для предупреждения ее развития.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
I. ТЕОРИИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ _________________________________________________________________6
1.1. Понятие агрессивности и ее виды_____________________________6
1.2. Подход теории социального научения к объяснению природы агрессивности ____________________________________________________10
II. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ______________13
2.1. Роль Масс – медиа в жизни подростка __________________________ 13
2.2. Опасность СМИ для школьников _______________________________19
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ___________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________ 30
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________ 31
а) Да б) Нет
а) Положительное, потому
что___________________________
б) Отрицательное, потому
что___________________________
в)____________________________
В период проведения исследования было опрошено 24 школьника возрастом 15-16 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения итогового вывода исследования половые различия школьников не учитывались):
среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Особенно пользуется популярностью программа «Семейные драмы», почти 75 % испытуемых школьников отметили ее в беседе во время заполнения анкеты. Дети смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до 00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Возьмем, к примеру, канал НТВ: одну только передачу «Чрезвычайное происшествие» с 20.00 до 01.00 показывают 4 раза, не говоря уже о телесериалах, где обязательно присутствуют убийства и насилие. В ходе исследования, как детских анкет была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00. Сразу же напрашивается дискуссионный вопрос: кого же именно нужно винить в распространении агрессии среди школьников СМИ или же самих родителей? Ясного ответа мы, конечно же, не получим, и вообще нужен ли он, ведь каждый решает для себя, что и когда ему смотреть.
Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами, детям всегда нравились, и будут нравиться супергерои, спасающие от смерти слабых и беззащитных. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны не только среди молодежи, но и среди более старшего поколения. Мы пока еще не можем определить причину такой популярности, но уверены что и эта проблема разрешится в скором будущем.
Также с этими же респондентами была проведена диагностика состояния агрессии у подростков с помощью опросника Басса-Дарки. Результаты исследования показали, что повышенный индекс агрессивности имеют – 9 (37,5%) подростков, повышенный индекс враждебности присущ – 5 (21%) подросткам. Данные исследования можно представить в таблице:
Невысокий уровень |
Средний уровень |
Повышенный уровень | |
Физическая агрессия |
4 |
18 |
2 |
Косвенная – агрессия |
2 |
21 |
1 |
Раздражение |
6 |
15 |
3 |
Негативизм |
3 |
21 |
- |
Обида |
2 |
20 |
2 |
Подозрительность |
2 |
19 |
3 |
Вербальная агрессия |
5 |
15 |
4 |
Чувство вины |
5 |
18 |
1 |
, что наглядно выражается диаграммой «Уровни агрессивности»
Проанализировав анкеты подростков и индекс агрессивности этих же респондентов мы определили, что подростки имеющие повышенный уровень агрессивности проводят у телевизора больше времени, чем их сверстники, отличающиеся низким и средним уровнями агрессивности.
Таким образом, затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, мы сделали вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию школьника как личности. Однако, индекс агрессивности подростков пропорционально зависит от количества времени проведенного у телевизора, видео и т.д.
В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем вышестоящие инстанции на СМИ. Наше исследование хоть и небольшое, но достаточно показательное явилось этому доказательством. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования мы выяснили, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Так же мы выяснили, что становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств массовой информации. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению – наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из разнообразных источников. Оружие служит одним из основных «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. – 782 с
2. Бандура А. «Подростковая агрессия»/ Бандура А., Уолтерс Р. – М., 2001г.
3. Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль». – СПб., 2002г.
4. Буянов М.И. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997. – 124 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – (Серия «Мастера психологии»). - С. 27; 45-49; 93; 102.
6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984. – 256 с. «Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением»: под ред. Рожкова М. И. – М., 2001г.
7. Глинская М. «Информатизация образования – путь к построению информационного общества»/ Глинская М. // Человек и труд. – 2003г. - №12. – С. 79 – 81.
8. Гуггенбюль А. «Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости». – СПб., 2000г.
9. Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. – 2003г. - №5. – С. 101 – 107.
10. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994. – 240 с.. – 248 с.
11. Паренс Г. «Агрессия наших детей». – М., 1997г.
12. Периз Ф. С. «Эго, голод и агрессия». – М., 2000г.
13. Прокофьев В. Ф. «Тайное оружие информационной войны». – М., 1999г.
Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999. – 286 с.
14. Ю.И. Полищук. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье
15. Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н. М.// Педагогика. – 2003г.- №4. – С. 46-48
16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - № 1. – С. 17-25.
17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. – С. 382.
Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности школьников