Влияние СМИ на развитие агрессивности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, классных коллективов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности школьников для предупреждения ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
I. ТЕОРИИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ _________________________________________________________________6
1.1. Понятие агрессивности и ее виды_____________________________6
1.2. Подход теории социального научения к объяснению природы агрессивности ____________________________________________________10
II. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ______________13
2.1. Роль Масс – медиа в жизни подростка __________________________ 13
2.2. Опасность СМИ для школьников _______________________________19
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ___________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________ 30
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________ 31

Работа содержит 1 файл

агрессия1.1.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

С точки зрения Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их появление и условий, при которых они закрепляются.

Поэтому существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что  эта теория оставляет гораздо  больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию, так как она является приобретенной моделью социального поведения, поэтому может быть ослаблена при изменении условий.

  В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предупреждении агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

- проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы, поэтому агрессивность может быть не только асоциальной, но и нормальной защитной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

- агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии;

- любовь и дружеские  отношения блокируют проявления  агрессии.

Для нашей экспериментальной  работы важно выделить психологические условия, снижающие агрессивность у школьников. Анализ основных теоретических подходов, объясняющих природу агрессивности, позволил нам выделить следующие условия:

- создание возможности  для внешнего символического  проявления агрессии;

- формирование дружеских, доброжелательных отношений;

- ориентация СМИ на позитивную модель поведения школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

2. 1. Роль Масс – медиа в жизни подростка

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют  различные возможности спонтанного  усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов, а также наших собственных исследований.

Так, смотреть телевизор в среднем  предпочитают 76,6% учащихся старших  классов, слушать магнитофон, плеер – 69,6%, проводить время с друзьями – 67,4%, смотреть видеозаписи – 51,7%, читать книги 45,1%, общаться в кружке, секции, в другом молодежном объединении – 39,2%, читать газеты и журналы – 37,1%, общаться по телефону – 34,8%, общаться со своей девочкой или своим мальчиком – 27,4%, играть в компьютерные игры – 21,3%, проводить время с родителями и другими взрослыми – 19,4%, ходить в театры, на концерты, в музеи - 8,2%, обмениваться информацией по компьютерной сети – 4,7%, путешествовать по компьютерной сети – 3,1%.

Приоритеты в выборе той или  иной формы досуга не совпадают у жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение – почти у всех на первом месте. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация.

Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для  дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупления.

Действительно, функции телевидения  далеко неоднозначны. С одной стороны, оно расширяет общую информированность  граждан, углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе. Праву, формирует нравственные оценки. С другой – обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно – личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.

Чем же оно является для современных  подростков – добрым или злым, развивающим  или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества?

Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения личностью информации. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, а говоря обобщенно – его личностными установками. В самом общем виде положение было сформулировано более 20 лет назад Д. и М. Райли, которые утверждали, что в условиях свободного выбора человек, сознает он это или нет, предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожидании. Кроме такого "резонансного" восприятия срабатывает некий барьер, обусловленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, "не дотягивающей" до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает, интерпретирует полученные сведения, преобразовывая, "перекраивая" их под себя.

Вопрос об избирательном отношении  подростков к информации в силу несформированности их убеждений несколько иной и  может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности  формы подачи материала, способов организации воздействия на зрителя (и в этом смысле очень преуспело американское телевидение, широко и интенсивно использующее все приемы манипулирования сознанием и поведением своей аудитории). С другой – от группового (семья, сверстники) опосредования личностного восприятия или диктата моды. Кроме того, механизм восприятия и освоения телеинформации подростками сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания: скажем, в семье ребенок воспринимает не вербализованные воспитательные формулы родителя, а модель его реального поведения.

Указанный способ воздействия ТВ представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны  с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» против подобного манипулирования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности.

Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной степени зависит or той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным  межличностным общением по поводу воспринимаемою материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.

Социальное окружение индивида, воспринявшее поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, содержащиеся в массовой информации, становятся для него как бы дополнительным, «вторичным» источником этой информации. При этом в данном случае многие ее компоненты поступают к индивиду уже в виде своеобразных культурных норм. Они могут восприниматься либо как неотъемлемые свойства социальной среды и вообще не осознаваться актуально в каждом конкретном случае, либо осмысляться в качестве культурных образцов – эталонов, подкрепленных тем или иным авторитетом.

Широкая общественность сомневается, что увиденное на экране действует  не только на психически больных людей, но все же считает, что следует ограничить возможное вредное влияние телевидения и кино для одной категории зрителей — детей. Высказываются опасения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия — прекрасный способ добиться цели.

С экранов телевизоров на нас  обрушивается ничуть не меньше стрельбы, драк и убийств. Иногда воспроизведение сцен насилия в средствах массовой информации действительно увеличивает вероятность последующего проявления агрессии как со стороны детей и сравнительно нормальных взрослых людей, так и со стороны тех, кто эмоционально неуравновешен. Это вероятное усиление агрессии может быть обусловлено как временным влиянием, так и более постоянным научением.

Весь обзор можно условно  разделить на две части. Первая часть  будет посвящена немедленным  или относительно кратковременным  эффектам от изображения изнасилований  и убийств в средствах массовой информации, начиная с преступлений-имитаций. Подчеркнем два главных момента: во-первых, СМИ, просто сообщая новости или стремясь развлечь, могут иметь более обширное влияние на социальную агрессию, чем принято думать. Во-вторых, некоторые из психологических процессов, усиливающих агрессивные реакции на художественные фильмы, имеют место в случаях преступлений-имитаций. Основное внимание фокусируется на вопросе, при каких условиях сцены насилия на телевидении с большей вероятностью могут усиливать агрессию. Во второй части будут рассматриваться долгосрочные последствия частых просмотров сцен насилия, которыми нас перекармливает телевидение.

Мы много слышим о преступлениях-имитациях, и социологи уже давно знают  о подобном феномене. Еще в 1890 году французский социолог Габриэль Тард (Gabriel Tarde) писал о «суггесто-подражательных-нападениях», говоря, что с распространением сообщений о жестоких преступлениях (в то время по телеграфу) у восприимчивых людей рождаются агрессивные идеи, а некоторые из них даже прямо копируют описанное в сообщениях поведение. Тард утверждал, что такой эффект имели убийства, совершенные знаменитым Джеком-Потрошителем в Лондоне в 1888 году: «…Менее чем через год в этом огромном городе было совершено целых восемь абсолютно идентичных преступлений. И это еще не все; затем последовало повторение этих преступлений за пределами... столицы (и за границей). Инфекционная эпидемия распространяется по воздуху или ветру; эпидемия преступлений идет по линиям телеграфа…».

Факты говорят о том, что преступления-имитации не относятся к разряду крайне редких. Они случаются с определенной регулярностью, хотя нельзя говорить и об их неизбежности.

Мы высказали предположение, что новости о насильственных событиях могут разбудить жестокость в некоторых зрителях, слушателях и читателях этих новостей. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в зрителях их агрессивные наклонности. Значительная часть экспериментальных исследований со всей очевидностью доказывает: фильмы с жестокими, кровавыми сценами способны повысить вероятность агрессивного поведения зрителей.

Опыт, проведенный Жаком-Филиппом Лейенсом и Леонсио Камино (Jacques-Philippe Leyens & Leoncio Camino) в бельгийском университете— это исследование в ключе работы психологов из Техасского университета. В эксперименте участвовали подростки, обитатели детских исправительных заведений. На время эксперимента всех их поселили в четырех коттеджах. Сначала инструкторы-наблюдатели измерили исходный уровень агрессивности каждого мальчика. Через неделю после этого, на второй стадии эксперимента (которая длилась пять дней), в коттеджах каждый вечер показывали художественные фильмы. При этом в одних коттеджах демонстрировались «агрессивные» фильмы, а в других — неагрессивные. Всю неделю наблюдатели анализировали поведение мальчиков. Наконец в течение следующей недели подросткам не показывали никаких фильмов, но ежедневные наблюдения за их поведением продолжались. Следует рассказать только об агрессии подростков, зафиксированной в те пять вечеров второй недели, когда демонстрировались фильмы, поскольку Вуд и ее коллеги также основное внимание уделяли поведению испытуемых сразу после просмотра фильма. Для краткости ограничимся физическими нападками мальчиков друг на друга. Просмотр «агрессивных» фильмов привел к тому, что подростки стали более агрессивными по отношению к соседям по коттеджу, независимо от того, насколько часто происходили ссоры между ними в первую неделю. Для сравнения: у мальчиков, смотревших нейтральные фильмы, частота нападок друг на друга либо снизилась, либо осталась прежней. Лейенс также обнаружил (и это важно отметить), что повышенная агрессивность, наблюдаемая в коттеджах, где показывали фильмы со сценами насилия, не была вызвана просто увеличением уровня активности; мальчиков намеренно провоцировали на агрессию. Эти фильмы определенно стимулировали агрессивность подростков.

Поскольку средства телевещания  показывают фильмы многим миллионам  телезрителей, по всей стране в течение  любой недели может произойти  на несколько сот серьезных актов насилия больше, чем их было бы в том случае, если бы такие фильмы не демонстрировались.

Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности школьников