Влияние сказки на личностное развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Работа содержит 1 файл

Влияние сказки на личностное развитие ребенка.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Остановимся более детально на взаимозависимостях в этом плане. Всё вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. «Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зелёный, тогда он не будет виден на траве).

Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы…», которая ставит ребёнка в позицию исследователя:

А если бы не наступила весна?

А если бы пропал ветер?

А если бы погасло солнце? и т. д.

Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как всё вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко использовать уже знакомую игру «Хорошо – плохо» (анна-логия «Вред – польза»). Так, болото – это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото – это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живётся в нём и т. д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всём его многообразии.

Наконец, последняя рубрика  «Сказка развивает руки»  мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».Детям предлагается что – то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что–то или кого–то из сказки, но нестандартно. Поскольку такое направление достаточно подробно описано в книге «От трёх до семи» (глава «Учим детей изображать»), в данном случае лишь одной строкой напомним некоторые приёмы, наиболее часто повторяемые:

                 Объёмная аппликация – мнётся аппликационная бумага, немного распрямляется, из неё вырезается форма предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

                 Пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

                 Рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

                 Волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

                 Монотипия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

                 «Живая капля» - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

                 Коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.

Разрабатывая занятия по универсальной схеме необходимо использовать творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора, например:

Сказка от смешного стишка

Сказка от считалки

Спасательные ситуации в сказках

Сказки из мусора

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Бином фантазии и др.

Таким образом, не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждения-ми, культурой. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получали на ярких примерах народной сказки.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

В своё время русский педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народную сказку, считая её рассказывание замечательным методом воздействия на ребёнка: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто–нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Учитывая силу воздействия народной сказки на ребёнка, большую воспитательную ценность её содержания, красоту художественной формы воспитатель должен бережно донести её до ребёнка.

Необходимо отметить, что сказка на всём протяжении обучения должна оставаться для ребёнка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удаётся избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог – диктат, а как сказитель, актёр и режиссёр сказочного действования, активными  участниками которого являются прежде всего дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.              Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.

2.              Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С.68.

3.              Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С.45.

4.              Воспитание сказкой. Л.Б Фесюкова для работы с детьми дошкольного возраста – Харьков, 1996.

5.              Грищенко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.

6.              Грищенко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

7.              Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.

8.              Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С.43.

9.              Дьяченко А.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М., 1994.

10.         Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи (теория и практика). Сост.: Сентюрина Н.И., 1992.

11.         Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

12.         Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.

13.         Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий/ Ушакова О.С., Гавриш Н.В. – М.: Издательство «ТЦ СФЕРА», 2002.

14.         Книга для чтения в детском саду и дома. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составители: В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Н.П. Бабурова – М.: «ОНИКС», 2006.

15.         Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей. Сост.: Стрельцова Л.Е. – М.: Просвещение, 1992г.

16.         Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Автор-сост. С.Д. Томилова. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2005.

17.         Развитие речи детей 3-4, 6-7лет: (программы, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения). Авторы-сост.: Ушакова О.С., Струнина Е.М. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

18.         Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей.Сост.: Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова – М.: издательство «АСТ», 1999.

 

 

 



Информация о работе Влияние сказки на личностное развитие ребенка