Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа
Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
На решение этих проблем направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка».
Какие методы и приёмы будут способствовать воспитанию красивой речи?
Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребёнок ситуативно задаёт массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке).
Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется
специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок);
-срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишьям как предвестникам словотворчества;
-составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого – по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зелёной дорожке» и т. д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребёнка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да ещё срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребёнок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребёнок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по- своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность. Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, необходимо использовать к каждому произведению специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребёнку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более чётко уяснить внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не всё коту масленица» даёт повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.
Теперь, когда ясен для ребёнка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей необходимо чаще прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, для сказки «Рукавичка» дети предлагают новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.
Работе со сказкой в нетрадиционном ключе в немалой степени способствует введение вместо «привычного» главного героя «придуманного» нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не» (Не репа выросла на грядке, а…, Не Красная Шапочка, а…, Не Иван – царевич, а…)
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приёму – «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: « Жи – бы – де – ба – бы –у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т. д.»
Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приёмы в работе со сказками:
найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
сочинить длинное и в то же самое время смешное слово
(к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»)
разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных замыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение).
В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребёнку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Хотелось бы обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово»: ребёнок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщённым признакам формирует логическое мышление.
Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру–задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменители). А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
Следующим существенным моментом в схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения».
Особо обращаем внимание на развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то эпизод.
Очень хорошо, когда есть «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т. д.) А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребёнок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Ещё один метод мы используем в связи с развитием мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это не лёгкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.
Каждая личность – клад фантазии. Убеждены в том, что у детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:
-придумывать старые предметы в новом варианте (будильник хватает спящего за ушки, в нём заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т. д.);
- превращать себя в членов своей семьи, друзей в другие одушевлённые, а порой неодушевлённые предметы (мама – цветок, я – Иван –царевич, папа – тучка и т. д.)
-составлять фантастические сказки о себе.
Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задаётся масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?) Но куда полезнее вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Каким образом? А если бы вы? Всегда ли…?) К примеру:
-А если бы Людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?
- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? – Может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку?.
Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.
Например, ребёнок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?» Ребёнок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок.
Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка–Хаврошечка, и сестрица Алёнушка и т. д.
Ещё один метод – метод шифров приводим мы в качестве возможного в этой рубрике. Шифровать названия сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений – значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному:
перевернуть слово слева – направо («Путаница» - «Ацинатуп»)
изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «Пу..ница»)
зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;
зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т. д.
Теперь о связи сказки и математики.
Не случайно ещё К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Тем более, когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик» и т. д.)
В этой же рубрике – «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходства и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, ребёнку очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похож и чем отличаются простое и золотое яйцо?»
Когда ребёнок четырёх лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и вели-чине. Вы, к примеру, догадались, что нижеследующая модель напоминает сказку «Волк и семеро козлят»,
А два заштрихованных кружка – сказку «Два жадных медвежонка»:
«Три медведя»:
«Три поросёнка»:
Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть в конечном счёте готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.
Значительное место в этой рубрике отведено преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.
Сказки - задачки:
В этом качестве лучше использовать шуточные, стихотворные задачки.
Задачка:
Барсучиха – бабушка
Испекла оладушки
Угостила двух внучат,
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
Начало сказки
Взбунтовались однажды барсучата, и решили убежать от бабушки искать счастья по белу свету…
Из сказки – задачку.
Сказка «Волк и семеро козлят»
Задачка:
Если бы один козлёнок побежал за мамой, двое других за ним, а ещё двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят, нашёл бы волк в избушке.
Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например: чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определённое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути и т. д.
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причём доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своём представления о природе поверхностны и отрывочны – они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмём, к примеру, семя яблока и вместе с ребёнком проследим его динамику: семя – цветущее дерево – плоды – варенье и т. д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и всё находится в развитии.
Информация о работе Влияние сказки на личностное развитие ребенка