Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Активно вмешивающийся исследователь эксперимента манипулирует процессом и фиксирует возникшие изменения. Верно рассчитанный и проведённый эксперимент даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие причинно-следственных связей.

Содержание

Введение:………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретическое представление об эксперименте в рамках экспериментальной психологии
1.1. Специфика психологического эксперимента……………………………. 7
1.2. Экспериментальная выборка……………………………………………....10
1.3. Переменные в эксперименте………………………………… ……………12
1.4. Этапы планирования и проведения эксперимента………………………..14
1.5. Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов…………18
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком
2.1. Ход проведения исследования……………………………………………..21
2.2 Обработка и интерпретация результатов…………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….28
Библиография……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

1.5 Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов

а) Простые (однофакторные) планы – предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.

б) Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной) – опыты, в которых экспериментальному воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель - проверка действия одной независимой переменной.

в) Опыты с воспроизводимыми условиями. В сравнении с опытами с привлечением двух независимых групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной). Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную.

г) Планы для многоуровневых экспериментов. Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два её значения, считается скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований используется три или более значений независимой переменной, — такие планы часто называют однофакторными многоуровневыми. Такие планы могут использоваться как для исследования нелинейных эффектов (то есть случаев, когда независимая переменная принимает более двух значений), так и для проверки альтернативных гипотез. Преимущество - в возможности определить вид функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными. Недостаток заключается в больших временных затратах, а также в необходимости привлечь больше участников.

д) Факторные планы подразумевают использование более чем одной независимой переменной. Таких переменных, или факторов, может быть сколько угодно, но обычно ограничиваются использованием двух, трёх, реже - четырёх. Факторные планы описываются с помощью системы нумерации, показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней), принимаемых каждой переменной [14].

2) Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи. Эти планы часто применяются в прикладной психологии.

Планы ex post factо - исследования, в которых сбор и анализ данных производится после того, как событие уже свершилось. Суть исследования в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых: в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. При планировании исследования имитируется схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и тестированием после воздействия [3].

3) Планы корреляционных исследований — исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи (корреляции) между несколькими (двумя или более) переменными. От квазиэкспериментального отличается тем, что в нём отсутствует управляемое воздействие на объект исследования. В корреляционном исследовании учёный выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определёнными внешними уровнями и психическими состояниями. Испытуемые должны быть в эквивалентных неизменных условиях [12]. 
 
 
 

Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком.

2.1. Ход проведения исследования

Целью исследования является изучение влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком

Эксперимент был проведен по следующим  этапам:

  1. Формулировка гипотезы.
  2. Планирование эксперимента.
  3. Формирование экспериментальной выборки.
  4. Организация эксперимента.
  5. Обработка и интерпретация результатов.
 

Условия проведения эксперимента:

Камчатский  государственный университет имени  Витуса Беринга и Камчатский государственный технический университет. 

Экспериментальная база:

В эксперименте принимали участие студенты женского и мужского пола в возрасте от18-20 лет. В исследовании участвовало 40 человек.

Этапы проведения эксперимента

Гипотеза  исследования:

H1: ситуация, в которой находится личность, оказывает влияние на её восприятие другим человеком.

H0: ситуация, в которой находится личность, не оказывает влияние на её восприятие другим человеком.

Объект  исследования: эксперимент с одной двухуровневой независимой переменной и одной зависимой переменной.

Предмет исследования: Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком.

Переменные:

Независимая переменная – ситуация.

Зависимая переменная – восприятие личности испытуемыми.

Так же были выделены внешние переменные, которые могли повлиять на зависимую переменную. К таким переменным можно отнести:

1) известность человека, изображённого на фотографиях

2) изображение на фотографиях разных людей

3) проведение двух серий эксперимента на одной и той же группе

4) внешний вид (имеется ввиду одежда).

Для того чтобы минимизировать влияние внешних переменных:

1) были выбраны испытуемые, которые не могли знать воспринимаемый объект;

2) на всех фотографиях изображён один и тот же человек, чтобы внешность объекта не оказала влияние на восприятие опрашиваемых

3)испытуемых  разделили на две группы

4) сделали ряд снимков, на которых объект изображён в одинаковой одежде. 
 

Проведение  эксперимента    

Для проведения эксперимента был использован психосемантический метод, название которого «Методика личностного дифференциала (ЛД)».

 

Описание  методики личностного дифференциала (ЛД)

     Данная  методика разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью её разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определённых свойств личности, её самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применён в клинико-психологической и психодиагностической работе, а так же в социально-психодиагностической практике. ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. Методический бланк представляет собой таблицу, в которой перечислены 23 личностных качества человека. 

     В основе методики лежит исследование личности по трём факторам. Первый фактор  интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+)  значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

Второй фактор свидетельствует о развитии волевых сторон личности. Он выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Третий  фактор интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определённую пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Инструкция  для проведения исследования    

     Экспериментатор предъявлял испытуемым две серии фотографий, по три фотографии размером 10 x 15, на которых изображён один и тот же человек в разных ситуациях. Первая композиция фотографий представляла собой учебную ситуацию, на которой изображена школьная  учительница в процессе выполнения своей профессиональной  деятельности, а именно: 1) Объясняющей урок возле доски, 2) сидящей за столом и проверяющей журналы, 3) сидящей за столом и делающей записи в тетради. Вторая серия снимков показывала женщину в нерабочей обстановке: 1) наливающей чай, 2) держащей кружку, 3) сидящей на диване.   Испытуемые  представляли собой две группы. Первой группе  предъявлялась первая композиция фотографий, а второй группе соответственно вторая. Испытуемые получали бланки с методикой. Их просили, глядя на фотографии, попытаться представить какие качества  могут быть присущи данному человеку. При этом пояснялось, что женщина, изображенная на фотографиях, является школьной учительницей, преподающей музыку. От испытуемых требовалось оценить в опроснике степень выраженности у воспринимаемого объекта определенных личностных качеств. 

2.2. Обработка и интерпретация результатов

     Обработка проводится по всем 23 шкалам. По каждой шкале мы высчитываем общее количество полученных баллов. Затем также для каждого параметра высчитываем среднеарифметическое . Для дальнейшей обработки результатов для каждых понятий личностных качеств использовали «T – критерий Стьюдента для двух независимых выборок». Коэффициент получился незначительный. Отсюда следует, что подтвердилась гипотеза H0: ситуация не оказывает влияние на восприятие другого человека. Чтобы удостовериться в этом провели обработку данных по факторам. Так же как и в первом опыте высчитали общее количество баллов и среднеарифметическое. Получились следующие результаты:

                                                      Табл №1

факторы  
                             9,25
О
С                              7,9
А                              7,5

Учебная ситуация 
 
 
 

                                                  Табл №2

факторы  
                             12,3
О
С                              3,6
А                              8,45

Нерабочая ситуация 
 
 
 
 

     Из  полученных результатов видно, что  фактор О оказался выше в Табл. №2 на 3,05 единиц, чем в Табл.№1. Это говорит о том, что испытуемые посчитали объект  в нерабочей ситуации более привлекательным, вызывающим симпатию, более удовлетворённым уровнем своих достижений  нежели в учебной.

     Из  данных таблиц видно, что фактор С в учебной ситуации получил на 4,3 единиц больше , чем в нерабочей. Из этого можно сделать вывод о том, что человек, изображённый в учебной ситуации вызывает такие качества доминирования личности как:  уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

     Исходя  из полученных результатов таблиц видно, что фактор А, обозначающий высокую активность, общительность, импульсивность, преобладает в Табл. №2 , то есть в нерабочей ситуации на 0,95 единиц

     Так как результаты эксперимента оказались  отличными друг от друга на незначительную величину, но визуально эти показатели всё же разные, то можно сделать вывод о том, что в нашем исследовании частично подтвердилась гипотеза H1: ситуация оказывает влияние на восприятие другого человека. 

Общие выводы по исследованию

Информация о работе Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком