Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Активно вмешивающийся исследователь эксперимента манипулирует процессом и фиксирует возникшие изменения. Верно рассчитанный и проведённый эксперимент даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие причинно-следственных связей.
Введение:………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретическое представление об эксперименте в рамках экспериментальной психологии
1.1. Специфика психологического эксперимента……………………………. 7
1.2. Экспериментальная выборка……………………………………………....10
1.3. Переменные в эксперименте………………………………… ……………12
1.4. Этапы планирования и проведения эксперимента………………………..14
1.5. Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов…………18
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком
2.1. Ход проведения исследования……………………………………………..21
2.2 Обработка и интерпретация результатов…………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….28
Библиография……………………………
1.5 Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов
а) Простые (однофакторные) планы – предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.
б) Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной) – опыты, в которых экспериментальному воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель - проверка действия одной независимой переменной.
в) Опыты с воспроизводимыми условиями. В сравнении с опытами с привлечением двух независимых групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной). Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную.
г) Планы для многоуровневых экспериментов. Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два её значения, считается скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований используется три или более значений независимой переменной, — такие планы часто называют однофакторными многоуровневыми. Такие планы могут использоваться как для исследования нелинейных эффектов (то есть случаев, когда независимая переменная принимает более двух значений), так и для проверки альтернативных гипотез. Преимущество - в возможности определить вид функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными. Недостаток заключается в больших временных затратах, а также в необходимости привлечь больше участников.
д) Факторные планы подразумевают использование более чем одной независимой переменной. Таких переменных, или факторов, может быть сколько угодно, но обычно ограничиваются использованием двух, трёх, реже - четырёх. Факторные планы описываются с помощью системы нумерации, показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней), принимаемых каждой переменной [14].
2) Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи. Эти планы часто применяются в прикладной психологии.
Планы ex post factо - исследования, в которых сбор и анализ данных производится после того, как событие уже свершилось. Суть исследования в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых: в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. При планировании исследования имитируется схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и тестированием после воздействия [3].
3) Планы
корреляционных исследований — исследование,
проводимое для подтверждения или опровержения
гипотезы о статистической связи (корреляции)
между несколькими (двумя или более) переменными.
От квазиэкспериментального отличается
тем, что в нём отсутствует управляемое
воздействие на объект исследования. В
корреляционном исследовании учёный выдвигает
гипотезу о наличии статистической связи
между несколькими психическими свойствами
индивида или между определёнными внешними
уровнями и психическими состояниями.
Испытуемые должны быть в эквивалентных
неизменных условиях [12].
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком.
2.1. Ход проведения исследования
Целью исследования является изучение влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком
Эксперимент был проведен по следующим этапам:
Условия проведения эксперимента:
Камчатский
государственный университет
Экспериментальная база:
В эксперименте принимали участие студенты женского и мужского пола в возрасте от18-20 лет. В исследовании участвовало 40 человек.
Этапы проведения эксперимента
Гипотеза исследования:
H1: ситуация, в которой находится личность, оказывает влияние на её восприятие другим человеком.
H0: ситуация, в которой находится личность, не оказывает влияние на её восприятие другим человеком.
Объект исследования: эксперимент с одной двухуровневой независимой переменной и одной зависимой переменной.
Предмет исследования: Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком.
Переменные:
Независимая переменная – ситуация.
Зависимая переменная – восприятие личности испытуемыми.
Так же были выделены внешние переменные, которые могли повлиять на зависимую переменную. К таким переменным можно отнести:
1) известность человека, изображённого на фотографиях
2) изображение на фотографиях разных людей
3) проведение двух серий эксперимента на одной и той же группе
4) внешний вид (имеется ввиду одежда).
Для того чтобы минимизировать влияние внешних переменных:
1) были выбраны испытуемые, которые не могли знать воспринимаемый объект;
2) на всех фотографиях изображён один и тот же человек, чтобы внешность объекта не оказала влияние на восприятие опрашиваемых
3)испытуемых разделили на две группы
4) сделали ряд снимков,
на которых объект изображён в одинаковой
одежде.
Проведение эксперимента
Для проведения эксперимента был использован психосемантический метод, название которого «Методика личностного дифференциала (ЛД)».
Описание методики личностного дифференциала (ЛД)
Данная методика разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью её разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определённых свойств личности, её самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применён в клинико-психологической и психодиагностической работе, а так же в социально-психодиагностической практике. ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. Методический бланк представляет собой таблицу, в которой перечислены 23 личностных качества человека.
В основе методики лежит исследование личности по трём факторам. Первый фактор интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
Второй фактор свидетельствует о развитии волевых сторон личности. Он выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Третий фактор интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определённую пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Инструкция для проведения исследования
Экспериментатор
предъявлял испытуемым две серии фотографий,
по три фотографии размером 10 x 15, на которых
изображён один и тот же человек в разных
ситуациях. Первая композиция фотографий
представляла собой учебную ситуацию,
на которой изображена школьная учительница
в процессе выполнения своей профессиональной
деятельности, а именно: 1) Объясняющей
урок возле доски, 2) сидящей за столом
и проверяющей журналы, 3) сидящей за столом
и делающей записи в тетради. Вторая серия
снимков показывала женщину в нерабочей
обстановке: 1) наливающей чай, 2) держащей
кружку, 3) сидящей на диване. Испытуемые
представляли собой две группы. Первой
группе предъявлялась первая композиция
фотографий, а второй группе соответственно
вторая. Испытуемые получали бланки с
методикой. Их просили, глядя на фотографии,
попытаться представить какие качества
могут быть присущи данному человеку.
При этом пояснялось, что женщина, изображенная
на фотографиях, является школьной учительницей,
преподающей музыку. От испытуемых требовалось
оценить в опроснике степень выраженности
у воспринимаемого объекта определенных
личностных качеств.
2.2. Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по всем 23 шкалам. По каждой шкале мы высчитываем общее количество полученных баллов. Затем также для каждого параметра высчитываем среднеарифметическое . Для дальнейшей обработки результатов для каждых понятий личностных качеств использовали «T – критерий Стьюдента для двух независимых выборок». Коэффициент получился незначительный. Отсюда следует, что подтвердилась гипотеза H0: ситуация не оказывает влияние на восприятие другого человека. Чтобы удостовериться в этом провели обработку данных по факторам. Так же как и в первом опыте высчитали общее количество баллов и среднеарифметическое. Получились следующие результаты:
факторы | 9,25 |
О | |
С | 7,9 |
А | 7,5 |
Учебная
ситуация
факторы | 12,3 |
О | |
С | 3,6 |
А | 8,45 |
Нерабочая
ситуация
Из полученных результатов видно, что фактор О оказался выше в Табл. №2 на 3,05 единиц, чем в Табл.№1. Это говорит о том, что испытуемые посчитали объект в нерабочей ситуации более привлекательным, вызывающим симпатию, более удовлетворённым уровнем своих достижений нежели в учебной.
Из данных таблиц видно, что фактор С в учебной ситуации получил на 4,3 единиц больше , чем в нерабочей. Из этого можно сделать вывод о том, что человек, изображённый в учебной ситуации вызывает такие качества доминирования личности как: уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
Исходя из полученных результатов таблиц видно, что фактор А, обозначающий высокую активность, общительность, импульсивность, преобладает в Табл. №2 , то есть в нерабочей ситуации на 0,95 единиц
Так
как результаты эксперимента оказались
отличными друг от друга на незначительную
величину, но визуально эти показатели
всё же разные, то можно сделать вывод
о том, что в нашем исследовании частично
подтвердилась гипотеза H1: ситуация оказывает
влияние на восприятие другого человека.
Общие выводы по исследованию