Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Активно вмешивающийся исследователь эксперимента манипулирует процессом и фиксирует возникшие изменения. Верно рассчитанный и проведённый эксперимент даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие причинно-следственных связей.
Введение:………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретическое представление об эксперименте в рамках экспериментальной психологии
1.1. Специфика психологического эксперимента……………………………. 7
1.2. Экспериментальная выборка……………………………………………....10
1.3. Переменные в эксперименте………………………………… ……………12
1.4. Этапы планирования и проведения эксперимента………………………..14
1.5. Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов…………18
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком
2.1. Ход проведения исследования……………………………………………..21
2.2 Обработка и интерпретация результатов…………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….28
Библиография……………………………
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ
ГОУВПО
КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА
Кафедра
теоретической и практической психологии
«Экспериментальная психология».
Тема:
Влияние
ситуации, в которой
находится личность,
на её восприятие другим
человеком.
Выполнила: студентка 2 курса
психолого-педагогического факультета
специальность «Психология»
Петропавловск-Камчатский
2008
Содержание:
Введение:………………………………………………………
1.1. Специфика психологического эксперимента……………………………. 7
1.2. Экспериментальная выборка……………………………………………....10
1.3. Переменные в эксперименте………………………………… ……………12
1.4. Этапы планирования и проведения эксперимента………………………..14
1.5. Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов…………18
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком
2.1.
Ход проведения исследования…………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация результатов…………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение.
Введение
Актуальность: развиваясь быстрыми темпами, экспериментальная психология начала использовать методы нейрофизиологии, социологии и других перекликающихся с ней наук. В настоящее время также сами психологические методы подвергаются изменениям: становятся более разнообразными, углублёнными, совершенствуются со временем.
Основным методом экспериментальной психологии является эксперимент. Эксперимент – это метод проверки гипотез путем варьирования независимой переменной и регистрацией зависимой переменной. Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях: 1) обеспечивает высокую точность результатов, 2) Возможность выбрать момент начала события. Экспериментатор в любое время вызвать интересующие процессы, 3) Возможны повторные исследования в аналогичных условиях, 4) Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными. Экспериментатор всегда может добиться изменения результатов, меняя параметры. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.
Активно вмешивающийся исследователь эксперимента манипулирует процессом и фиксирует возникшие изменения. Верно рассчитанный и проведённый эксперимент даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие причинно-следственных связей.
Объект исследования: эксперимент с одной двухуровневой независимой переменной и одной зависимой переменной.
Предмет исследования: Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком.
Гипотеза исследования:
H1: ситуация, в которой находится личность, оказывает влияние на её восприятие другим человеком.
H0: ситуация, в которой находится личность, не оказывает влияние на её восприятие другим человеком.
Переменные:
Независимая переменная – ситуация.
Зависимая переменная – восприятие личности испытуемыми
Цель исследования: в ходе эксперимента выяснить каким образом ситуация, в которой находится личность, влияет на её восприятие другим человеком.
Задачи:
- осуществить
теоретический анализ
- описать особенности эксперимента как метода психологического исследования
- создание
и проведение
- интерпретировать полученные данные, на основании которых сделать вывод о влиянии ситуации на восприятие личности другим человеком.
База
исследования: студенты женского и мужского
пола, обучающиеся в КамГУ и КамчатГТУ
в возрасте от18-20 лет
Методы:
План экспериментального исследования:
|
R X1 O1 |
|
R X2 O2 |
Структура работы:
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В содержании излагается название всех частей работы, их последовательность и нумерация страниц.
В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты психологического эксперимента, даётся его определение, раскрывается специфика данного метода, рассматриваются понятия зависимой и независимой переменной, рассказывается об этапах проведения и планирования эксперимента, об экспериментальной выборке, уделяется внимание факторам, угрожающим внутренней и внешней валидности, приводятся виды экспериментальных планов.
Вторая часть посвящена собственно экспериментальному исследованию. Описывается процедура проведения эксперимента, проводится интерпретация полученных данных, на основе которых делаются выводы по проведённому исследованию.
В заключении формулируются выводы по гипотезе, перспективы развития данного исследования, прикладная значимость исследования.
В библиографическом списке представлен нумерованный список использованной при написании курсовой литературы.
В
приложении даны материалы проведения
экспериментальной работы.
Глава I. Теоретическое представление об эксперименте в рамках экспериментальной психологии.
1.1.Специфика психологического эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными [8].
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом [4].
В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:
Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R = f (S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого [1].
Хороший эксперимент:
1) Делает ясной временную последовательность;
2) Достаточно чувствителен и действен для того, чтобы показать, что вероятная причина и эффект взаимосвязаны;
3) исключает возможность влияния третьих переменных, которыми можно было бы объяснить связь между причиной и эффектом; а также исключает альтернативные гипотезы о конструктах, включенных в эту связь [4].
Классификация экспериментов:
1. Констатирующий
(пилотажный) эксперимент. Цель –
уточнение, проверка
2. Причинно-следственный эксперимент. Цель – установление и открытие причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными.
3. Критический
эксперимент. Проводится в
4. Психометрический (тестовый) эксперимент. Это методы, использующие шкалирование или измерение [15].
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:
-те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
- те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),