Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Активно вмешивающийся исследователь эксперимента манипулирует процессом и фиксирует возникшие изменения. Верно рассчитанный и проведённый эксперимент даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие причинно-следственных связей.

Содержание

Введение:………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретическое представление об эксперименте в рамках экспериментальной психологии
1.1. Специфика психологического эксперимента……………………………. 7
1.2. Экспериментальная выборка……………………………………………....10
1.3. Переменные в эксперименте………………………………… ……………12
1.4. Этапы планирования и проведения эксперимента………………………..14
1.5. Примеры экспериментальных и неэкспериментальных планов…………18
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком
2.1. Ход проведения исследования……………………………………………..21
2.2 Обработка и интерпретация результатов…………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….28
Библиография……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

- и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

1.2.Экспериментальная  выборка 

Выборка — множество  случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35 [22].

Выборка может  рассматриваться в качестве репрезентативной или нерепрезентативной. Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана [17].

Выделяют несколько  основных видов плана построения групп:

1. Исследование  с экспериментальной и контрольной  группами, которые ставятся в  разные условия. Исследование  экспериментальной группы проводится на фоне контрольной группы (пытаемся определить и выявить определенные свойства).

2. Исследование  с экспериментальной и контрольной  группами с привлечением стратегии  попарного отбора. Для каждого  субъекта группы подбирается эквивалентный ему (возраст, образование, соц. статус, семейное положение и т.п.). Тогда экспериментальная и контрольная группы становятся похожими по составу испытуемых.

3. Исследование  с использованием только одной  группы — экспериментальной.  Поведение этой группы изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Такой план применяется, когда наблюдается только экспериментальная группа, и нет возможности сформировать контрольную группу. Недостаток – отсутствие контроля эффекта последовательности.

4. Исследование  с использованием смешанного (факторного) плана — все группы ставятся  в разные условия, и образуется  более чем 2 группы. Формирование  выборки в этом случае должно  подчиняться ряду правил. Применяется  при факторном планировании эксперимента. Должны действовать следующие критерии:

- Содержательный  критерий (критерий операционной  валидности), правила которого сводятся  к тому, что характеристики экспериментальной  группы должны минимально отклоняться  от характеристик идеальной экспериментальной группы.

- Критерий эквивалентности  (критерий внутренней валидности). Его смысл сводится к тому, что результаты, полученные на  выборке, должны распространяться  на каждого члена выборки. 

- Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Его правила звучат так, что группа лиц, участвующих в эксперименте должна представлять всю часть популяции.

Отбор групп  для их участия в психологическом  эксперименте осуществляется с помощью  различных стратегий, которые нужны  для того, чтобы обеспечить максимально возможное соблюдение внутренней и внешней валидности:

- Рандомизация (случайный отбор). Рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку. Например, чтобы сделать случайную выборку из 100 студентов вуза, можно сложить бумажки с именами всех студентов вуза в шляпу, а затем достать из неё 100 бумажек — это будет случайным отбором.

- Попарный отбор. Попарный отбор — стратегия построения групп выборки, при котором группы испытуемых составляются из субъектов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Данная стратегия эффективна для экспериментов с использованием экспериментальных и контрольных групп с лучшим вариантом — привлечением близнецовых пар (моно - и - дизиготных), так как позволяет создать.

- Стратометрический отбор. Стратометрический отбор — рандомизация с выделением страт (или кластеров). При данном способе формирования выборки генеральная совокупность делится на группы (страты), обладающие определёнными характеристиками (пол, возраст, политические предпочтения, образование, уровень доходов и др.), и отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками.

- Приближённое моделирование. Приближённое моделирование — составление ограниченных выборок и обобщение выводов об этой выборке на более широкую популяцию. Например, при участии в исследовании студентов 2-го курса университета, данные этого исследования распространяются на «людей в возрасте от 17 до 21 года». Допустимость подобных обобщений крайне ограничена.

- Привлечение реальных групп [21].

1.3. Переменные в эксперименте

     Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленное манипулирование факторами и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Факторы, участвующие в экспериментальном исследовании, называются переменными. Они подразделяются на два типа: независимая переменная и зависимая переменная. Переменная, которой манипулируют, подвергают изменению, называется независимой переменной. Независимая переменная — это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменения независимой переменной, называется зависимой переменной. Иными словами, эксперимент — это метод исследования, при котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых переменных) на другой класс переменных (зависимых переменных). При этом предполагается, что зависимая переменная должна изменяться как функция изменений независимой переменной. Измеряемые изменения зависимой переменной рассматриваются как «зависимые» от манипулирования независимой переменной. Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной [21].

     В упрощённом примере независимую  переменную можно рассматривать  как некий релевантный стимул, силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция испытуемого, его психики на воздействие этого релевантного стимула [6].

     Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой  переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы  и случайные стимулы, ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам [13].

Следовательно, в эксперименте можно выделить три  вида переменных:

1. Независимая  переменная 

2. Зависимая  переменная 

3. Дополнительные  переменные (или внешние переменные)

     Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов. Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов [12].

     Для того чтобы сделать вывод об эффективности  эксперимента, необходимо, чтобы результаты измерений, происходящих в ходе эксперимента, могли быть сравнимы с некоторым  эталоном. С этой целью наряду с  экспериментальной группой в  эксперименте участвует контрольная группа. Экспериментальная группа — это группа испытуемых, вовлеченных в экспериментальную ситуацию, т. е. поставленных в условия, при которых они подвергаются воздействию независимой переменной, которая, согласно предположению, должна оказывать влияние на мысли, чувства или поведение. Контрольная группа — это группа испытуемых, не подвергаемых действию независимой переменной в эксперименте. Показатели зависимой переменной у этих испытуемых сравниваются с таковыми у испытуемых из экспериментальной группы, которые подвергались воздействию независимой переменной, на основе сравнения делается вывод о том, определяет ли независимая переменная изменения зависимой переменной [24].

1.4.Этапы планирования и проведения эксперимента

     Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента  [11].

     Грамотно  составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента [3].

Экспериментальный план создаётся для  того, чтобы ответить на основные вопросы  о:

  1. количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
  2. количестве уровней независимой переменной (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?);
  3. методах контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):

- метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),

- метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),

- метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной) [18].

     Одним из самых важных вопросов, на которые  должен ответить экспериментальный  план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему [20].

Этапы планирования эксперимента:

Планирование включает в себя два этапа:

  1. Содержательное планирование эксперимента:

- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.

- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.

- Выбор необходимого метода эксперимента.

- Решение вопроса выборки испытуемых (определение состава выборки, определение объёма выборки, определение способа формирования выборки).

     2) Формальное планирование эксперимента:

- Достижение возможности сравнения результатов.

- Достижение возможности обсуждения полученных данных.

- Обеспечение экономичного проведения исследования [7].

Главной целью формального  планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

       Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимента (постэкспериментальное интервью) [4].

Кратко  охарактеризуем основные этапы проведения эксперимента:

  1. Подготовка эксперимента. Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.
  2. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть денежная оплата ( характерно для американской и бывшей советской психологии ), информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т. д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.
  3. Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры.
  4. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании [21].

Информация о работе Влияние ситуации, в которой находится личность, на её восприятие другим человеком