Влияние семьи на развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности влияния семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - семья может оказывать большое влияние на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирическ ие (наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Теоретические основы особенностей влияния семьи на
развитие личности……………………………………………...6
Семья как социальный институт формирования личности…………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье……………………………………………………………………………… 12
2.Опытно-экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей…………..……..................................................................23
2.1.Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей………………………………………………………………….….23
2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями…………………………………………………………………………29
2.3.Рекомендации для родителей по организации воспитательного процесса в семье……………………………………………………………………..…………32
Заключение……………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………38
Приложение…………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Влияние семьи на развитие личности Word.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

 

                                                  

                                                        34

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории  хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству .

Родительская  любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного  и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Родители должны с пониманием относиться к различным  и разнообразным проявлениям  личности ребенка, должны обладать способностью воспринимать и любить своих детей  такими, какие они есть. Это дает шанс детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитании детей эффективнее не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающую силу ребенка, развитие его самостоятельности. Это основа того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем его мире, чтобы из него получилась сильная, готовая к любым трудностям жизни личность.

Ссоры между  детьми и родителями по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер. С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный 
опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно 
считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства. 

Негативные  отношения между детьми и родителями при отсутствии

                                               35

правильной  позиции родителей и положительных  личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                36

                                   Заключение.

Семья – важнейший  институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический  микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей. Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:

    • создать максимальные условия для роста и развития ребенка
    • передать опыт создания и сохранения семьи
    • научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
    • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

В результате исследования сделаны следующие выводы:

    1. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
    2. Уровень сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от создания условий родителями.
    3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми  формируются при благоприятном климате в семье, при наличии нравственного характера самостоятельности детей.

На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о влиянии  семьи  на развитие личности ребёнка получила свое подтверждение.

                                                        37

              Список использованных источников :

  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
  2. Выготский Л.С. Избранные труды, т. 6., 1974.
  3. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
  4. 15. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. 10-13 с.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
  7. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1993. - 108 с.
  8. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с.
  9. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. - М., 1982. - 402 с.
  10. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, 73 с.
  11. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 486 с.
  12. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979.-318 с.

15. Матушкин С.Е. У вас растут дети. - М., 1974. - 134 с.

16.     Медведев Г.П., Надъярный А.В. В  семье растут дети. - М., 1986. - 146 с.

17. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

18. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.

                                                                38

19. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с.

20.  Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 223с.

21. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под. ред. А.В. Петровского – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.

23. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М.: Просвещение, 1983.- 76с.

24. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988, №5, 76 с.

25.. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. - 216с.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    39

                                          Приложение .

                                                       Тест-опросник.

1.  Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2.  Я считаю  своим долгом знать все, что думает мой ребенок

3.  Я уважаю  своего ребенка.

4.  Мне кажется,  что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы.

5.  Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем,  если они его травмируют.

6.  Я испытываю  к ребенку чувство расположения.

7.  Хорошие  родители ограждают ребенка от  трудностей жизни.

8.  Мой ребенок  часто неприятен мне.

9.  Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение  к ребенку приносит ему большую  пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется,  что дети потешаются над моим  ребенком.

14. Мой   ребенок   часто   совершает   такие    поступки,   которые,   кроме  презрения, ничего не стоят.

15. Для своего  возраста мой ребенок немножко  незрелый.

16. Мой ребенок  ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

                                                                  40

17. Мой ребенок  впитывает все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует  держать в жестких   рамках, тогда   из него вырастет  порядочный человек.

20. Я люблю,  когда друзья моего ребенка  приходят к нам в дом.

21. Я принимаю  участие в своем ребенке.

22. К моему  ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок  не добьется успеха в жизни.

24. Когда в  компании знакомых говорят о  детях, мне немного стыдно, что  мой ребенок не такой умный  и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею  своего ребенка.

26. Когда я  сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время.

28.  Я   часто   жалею  о  том,  что   мой  ребенок  растет  и   взрослеет,  и   с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок  достиг всего того, что мне  нравится и кажется необходимым.

31. Родители  должны приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы моего ребенка.

                                                                41

33. При принятии  семейных решений следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте  с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.   

36. Дети рано  узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда. считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю  к ребенку дружеские чувства.

39.  Основные   причины капризов   моего ребенка  - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное  - чтобы у ребенка было спокойное  и беззаботное детство, все  остальное приложится.

42. Иногда мне  кажется, что мой ребенок не  способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю  увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок  может вывести из себя кого  угодно.

45. Я понимаю  огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок  часто раздражает меня.

47. Воспитание  ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю  своему ребенку.

50. За строгое  воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне  кажется, что ненавижу своего  ребенка.

52. В моем  ребенке больше недостатков, чем  достоинств.

                                                              42

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок  не в состоянии что-либо сделать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребенок  вырастет неприспособленным к  жизни.

56. Мой ребенок  нравится мне таким, кокой он  есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я  восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не  должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребенка и не скрываю этого  от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

Наблюдение  за трудовой деятельностью детей.

 

Код семьи

Компоненты  самостоятельной трудовой деятельности

Количество  баллов

I

II

II

IV

V

01

5

3

4

3

4

22

02

5

4

4

3

4

24

03

5

3

3

3

3

20

04

5

4

5

4

4

26

05

5

4

4

3

4

23

06

5

4

5

4

5

28

07

4

3

3

3

4

20

08

4

3

3

2

3

21

09

5

4

4

4

5

26

10

5

4

4

4

4

24

Информация о работе Влияние семьи на развитие личности дошкольника