Влияние семьи на развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности влияния семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - семья может оказывать большое влияние на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирическ ие (наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Теоретические основы особенностей влияния семьи на
развитие личности……………………………………………...6
Семья как социальный институт формирования личности…………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье……………………………………………………………………………… 12
2.Опытно-экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей…………..……..................................................................23
2.1.Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей………………………………………………………………….….23
2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями…………………………………………………………………………29
2.3.Рекомендации для родителей по организации воспитательного процесса в семье……………………………………………………………………..…………32
Заключение……………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………38
Приложение…………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Влияние семьи на развитие личности Word.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

                                                           17

5. семья обеспечивает  максимальную длительность связей, что имеет большое влияние на человека на протяжении почти всей его жизни.

Однако, исследователи  выделяют, что общение в семье  может осложняться по некоторым  объективным причинам.

1. Было исследовано,  что диапазон эмоциональных проявлений в семье может колебаться, т.к. включает и расслабление, и снижение самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.

2. Общение в  семье может проходить на фоне  уже накопившегося переизбытка  общения.

3.  Общение   в  семье  связано  с   мелкими,   каждодневными  бытовыми  хлопотами,     что     обесценивает     его     содержательную     сторону     т.к. ограничивается     внешней    результативностью     при    внутренней     пустоте отношений.

4. У родителей  часто отсутствует психолого-педагогический  опыт. Он приобретается параллельно  с развитием ребенка. Поэтому  возможны ошибки из-за отсутствия  психолого-педагогического опыта. Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.

Гиперсоциальный     тип        неправильного     воспитания   встречается 
более часто.   Ребенка хотят   иметь не   потому, что   в нем   есть глубокая 
душевная потребность, а потому, что дети   должны быть   в каждой семье. 
В семье  придерживаются «строгих»   правил: читаются   и до формализма 
пунктуально выполняются            рекомендации           по      «идеальному» воспитанию. Например, малыша не берут на  руки, даже если он

                                                            18

заходится в  плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет  есть в положенное время 

и плачет от голода в неположенное. Ребенок у гиперсоциальных   родителей как   бы запрограммирован,   чрезмерно  дисциплинирован,   чересчур   гипомнителен.

При гиперсоциальном  воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется  гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, который приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.

Тревожно-мнительный   тип   наблюдается   в    тех   случаях,    когда   с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за   его  здоровье  и   благополучие.  Воспитание   по  этому   типу  нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок.   Ребенок в   таком случае   несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив,   не    уверен   себе.    Они   становятся    очень   беспокойными   из-за тревожного восприятия действительности.

Эгоцентрический     тип     наблюдается     в     семье     с    недостаточным уровнем   ответственности  в   отношении  будущего.   Ребенку  навязывается представление   о   себе   как   о    самодовлеющей   сверхценности. Малейшие прихоти  удовлетворяются  немедленно,  желания предугадываются.

Из      вышеперечисленных      причин      можно       сказать,      что   при потенциально   высоких   возможностях   семейного  воспитания существуют причины,   которые  усложняют  процесс  внутрисемейного взаимодействия.

В    результате    каждодневного   взаимодействия    складывается   общая атмосфера  внутрисемейных отношений, характерная  для того или иного типа семьи. Встречают следующие виды отношений.

Сотрудничество    заключается    в    поддержке    и   взаимоотношении. В

                                                        19

семье удовлетворяются  основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех.

Паритет         -        подразумеваются         «союзнические»    отношения, базирующиеся     на     получении     при     взаимодействии     общей     выгоды, удовлетворяющей   все   стороны.   Личностная   значимость   каждого   члена семьи  отодвигается   на второй   план,  ценнее   всего  поиск   рациональной целесообразности любого события.

Соревнование - в семье  каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

Конфронтация - в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.

Антагонизм - в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.

На фоне таких  видов семейных отношений как  антагонизм и конкуренция появляются симптомы «скрытого сиротства», эмоциональная  отчужденность детей от родителей, утрата защитных контактов между родителями и детьми, а следствием этого видим детскую беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков детей. При таких условиях растет количество детских неврозов. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни.

Проблемы      семейного      воспитания       многоплановы.  Нарушение функций     семьи,     воспитания:     неоптимальный      стиль     общения      и взаимодействия      приводит     к      постоянным     конфликтам,   негативным тенденциям развития детей. Супружеские     отношения     формируют    

                                                        20

определенную     позицию эмоциональные отношения  к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская   позиция   -   один   из   важнейших   факторов,   влияющих   на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители его питают друг к другу.

           Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.

О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального  опыта ребенка свидетельствуют  работы современных психологов, педагогов  и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.).

В  семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце  первого и в начале второго  года жизни ребенок становится настоящим  «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие 
и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия). Таким    образом,    мы    приходим    к    заключению,    что    на   характер взаимоотношений детей и взрослых  влияют следующие факторы:

-    супружеские  отношения;

-    позиция  родителей, выражающаяся в стиле  воспитания;

-    возраст  самих детей;

-    личностные  качества детей; 

                                                       21

Ссоры между  детьми и родителями по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер.

С одной стороны  они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства. 

Негативные  отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

                                                    22

    2.Опытно-экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей.

2.1. Исследование  и анализ стилей семейного  воспитания и их влияния на  развитие детей.

Для проведения исследования были выбраны 10 семей дети которых являются воспитанниками «ЦПД» МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Для составления представления о семьях детей и изучения стилей взаимоотношений в семьях были использованы следующие методы:

- сбор информации о составе семей, профессиях родителей; образовательном уровне родителей;

- наблюдение за членами  семей в ходе совместной деятельности;

- беседы с учителями  и воспитателями учащихся;

- диагностика семейных  взаимоотношений родителей и  детей (анкетирование, «Кинетический рисунок семьи», Тест - опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.)

Предварительный сбор информации о семьях позволил составить общую  характеристику контингента испытуемых.

Семьи учащихся, участвующих  в обследовании, характеризуются в основном как проблемные. Из 10 изучаемых семей: 5 материально обеспеченные, 1 - многодетные, 2- неполные, 2- злоупотребляющие алкоголем, с низким уровнем общей культуры. В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее и средне специальное образование, и только 4 - высшее. В одной семье оба

                                                               23

родителя - военнослужащие.  Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей семьи и определении места ребенка в ней был использован тест «Кинетический рисунок семьи». Тест состоял из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Родителям разрешалось присутствовать и участвовать в работе. Это и составило основной план наблюдательной работы совместной деятельности родителей и детей. В ходе работы фиксировались замечания родителей, оказание помощи в рисовании, подсказки и др. Отмечались высказывания родителей до начала работы, во время выполнения и после ее завершения. Во время выполнения задания ребенком фиксировалась последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимика и жесты. По законченному рисунку с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

Где работают и учатся члены семьи?

Как в семье распределяются домашние обязанности?

Каковы взаимоотношения  ребенка с остальными членами  семьи?

Анализ рисунков семьи  детей проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретация рисунков осуществлялась по пяти компонентам:

- благоприятная семейная  ситуация;

- тревожность ребенка;

- конфликтность в семье;

                                                               24

- чувство неполноценности в семейной ситуации;

- враждебность в семейной  ситуации.

Исследование рисунков детей показало преобладающую тревожность  в семейных отношениях ( 60%), конфликтность  прослеживалась у 40% исследуемых. При  анализе рисунков и по результатам беседы эмоционально неоднозначно окрашенные отношения ребенка с членами семьи наблюдалось у 75 % испытуемых. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовывали их, забывали нарисовать какую- нибудь часть тела или лица. Во многих рисунках дети «отгораживали» себя от членов семьи, с которыми конфликтуют, мебелью, вещами, или рисовали их в другом помещении. В таких ситуациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей.

В рисунках дети могут  выразить то, что им трудно бывает высказать  словами. Изображение на рисунке  себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа- я» свидетельствует о переживании  ребенком чувства неполноценности  в семье, его депрессивности.

Анализ рисунков детей  и беседы с ними позволяет судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии  к себе со стороны членов семьи, оценивать  психологический климат в семье. Так, 40% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие отчужденности в отношениях с другими членами семьи. Особенно ярко это проявилось в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. Это можно объяснить тем, что в алкогольных семьях явно присутствует попустительский стиль воспитания, дети предоставлены сами себе и со стороны родителей не испытывают  эмоциональной близости. Они чувствуют себя брошенными, ненужными. Кроме того, ребенок из многодетной

                                                                   25

семьи также показал  отчуждение и эмоциональную дистанцию  с родителями. В ходе дальнейшей беседы с родителями, а также проведения дополнительной диагностики было выявлено, что в этой семье присутствует либеральный стиль воспитания. Поскольку  семья многодетная, родителям физически не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому ребенку в семье. Поэтому родители предоставляют своим детям максимум свободы и обращают внимание лишь тогда, когда ребенок что- нибудь натворил, либо получил плохую отметку в школе.

Информация о работе Влияние семьи на развитие личности дошкольника