Влияние семьи на развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности влияния семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - семья может оказывать большое влияние на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирическ ие (наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Теоретические основы особенностей влияния семьи на
развитие личности……………………………………………...6
Семья как социальный институт формирования личности…………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье……………………………………………………………………………… 12
2.Опытно-экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей…………..……..................................................................23
2.1.Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей………………………………………………………………….….23
2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями…………………………………………………………………………29
2.3.Рекомендации для родителей по организации воспитательного процесса в семье……………………………………………………………………..…………32
Заключение……………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………38
Приложение…………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Влияние семьи на развитие личности Word.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей  из неполных семей. Дети из неполных семей стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Происходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего мира, который далек и отчужден. Проявляющаяся тенденция к дистанции, изоляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрослом мире.

Анализ исследования рисунков семьи свидетельствуют  о том, что в большинстве семей ( 40%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность  с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Возникает ощущение, что родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается родительская, и особенно материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми. Особенно ярко это проявилось в семье, где оба родителя- военнослужащие. Причем отец в этой семье явно привык постоянно командовать и отдавать приказы. Как следствие такого воспитания у ребенка из этой семьи ( причем это

                                                                  26

была девочка) отмечались нарушения в поведении. Неоднократно она сбегала из дома, стала слишком  агрессивной и неуправляемой. В связи с этой проблемой родители не раз обращались к специалистам. Как нам представляется, поведение девочки стало реакцией протеста против угнетения ее личности со стороны родителей.

В ходе наблюдения за детьми, а также при анализе рисуночного теста нами было выявлено, что дети из семей с попустительским типом воспитания ведут себя несколько испуганно, скованно. Возникает такое ощущение, что они не ждут от взрослых ничего хорошего. А тем более помня, что в основном это были дети из алкогольных семей и один ребенок из неполной, то можно сказать, что по отношению к взрослым они ведут себя настороженно. В ходе беседы с воспитателем было отмечено, что у этих детей затруднительные отношения со сверстниками. Поскольку в семье им не хватает внимания, то они ищут его на стороне, и, как правило, используя неэффективные способы. Это и внезапные вспышки гнева, обзывания. Один мальчик ведет себя как клоун, постоянно громко смеется, говорит разные глупости и, причем это происходит в то время, когда необходимо соблюдать дисциплину.

В ходе наблюдения за совместной деятельностью детей и родителей  нами также были определены 4 семьи, в которых прослеживалось авторитарное воспитание. Это отмечалось в том, что родители по ходу рисования детьми рисунков постоянно говорили, что нужно нарисовать. Если у ребенка не получалось - впадали в раздражение и постоянно диктовали что и как нужно сделать. Так, например, мама одной девочки постоянно показывала кого и как нужно нарисовать, какой цвет выбрать. Если у ребенка не получалось, то мама очень сердилась и пыталась сделать это сама.

И только в двух семьях из обследуемых рисунки детей  были относительно благоприятные. Дети рисовали себя и членов своей семьи  единенными,

                                                                     27

взявшимися за руки. Родители таких детей, в ходе выполнения совместной работы старались не навязывать свою точку зрения, но и не вели себя отстраненно. Постоянно подбадривали своих детей  и в конце выполнения задания  похвалили за старательность и успешность выполнения работы.

Далее для изучения типов  межличностных отношений родителей с детьми использовали тест - опросник родительского отношения к детям Л..Я. Варга и В.В. Столина. Текст - опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.

Анализ полученных в  исследовании результатов позволил нам выявить типы родительского  отношения к детям. В большинстве  случаев ребенок в семье представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в двух семьях.

 

 

 

                                                       

 

 

 

                                                                   28

   2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями.

Эта часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей. В данной части мы выделили следующие задачи:

    1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.
    2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений.

Использовались  беседы, наблюдения.

Для выявления  самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие  параметры:

    1. Навыки самообслуживания.
    2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
    3. Умение планировать свою трудовую деятельность.
    4. Выполнение поручений без помощи родителей.
    5. Доводить начатое дело до конца (Приложение).

К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.

К среднему уровню  с суммой баллов от 17 до 24  (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.

Низкий уровень 0%.

Общий анализ результатов  наблюдений можно сформулировать в

                                                   29

следующем заключении: в младшем школьном возрасте у  детей идет интенсивное овладение  трудовой деятельностью. Проведенное  наблюдение выявило средний уровень  сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.

В этом возрасте у детей формируется более  или менее устойчивые моральные  представления, а также способность  к саморегуляции. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами выявлено:

1. У 20% выявлено  наличие указанных трех компонентов  (06, 09).

2. У 60% отметили  наличие только двух компонентов  (01, 02, 04, 05, 07, 10).

3. У 20 % в наличии  только один компонент (03, 08).

Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности детей составили матрицу:

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Труд

II

II

II

I

II

I

II

II

I

I

Нравственная  саморегуляция

II

II

III

II

II

I

II

III

I

II


 

В итоге мы сделали  группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень

                                             30

самостоятельности. Таким образом, общая самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности , что определяется развитием личности детей.

Общий анализ показал, что в 9 случаях из 10 подтверждается наше предположение о зависимости или взаимосвязи характера взаимоотношений детей и родителей в семьях со степенью сформированности самостоятельности детей.

И, таким образом, у детей с высоким или достаточным  уровнем самостоятельности складываются позитивные взаимоотношения с родителями. Следовательно, низкий уровень самостоятельности у детей создает условия для негативных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                31

          2.3 .Рекомендации для родителей по

      организации      воспитательного процесса в семье.

      Исследователи В. Заслуженюк , В. Семиченко предлагают некоторые педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в семейном воспитании.

1. Необходимо  определить собственную концепцию  воспитания, т.е. обосновать принципы, которые хотели бы реализовать в процессе взаимодействия с ребенком.

2.   Определение   диапазона невмешательства   в  дела   ребенка.  Этот диапазон   увеличивается   по   мере   взросления ребенка.   Можно  составить перечень действий, которые ребенок  может совершать  без вашего ведома. Исследователи    предлагают    также    дать    ребенку   возможность   научить родителей, стараться быть ненавязчивым. Ребенок должен почувствовать, что он вправе влиять на события семейной жизни.

3. Нужно научиться диагностировать мотивы взаимодействия между родителями и детьми.

4. Умение владеть  собой и ситуацией, сопротивляться  внешним провоцирующим моментам.

5. Умение оберегать  ребенка от внешних воздействий.  Например, если возможности изменить  обстоятельства, то всегда можно изменить отношение к ним, сделать менее травмирующим.

6. Постоянное  наращивание воспитательного потенциала  путем, вдумчивого, анализирования  чужого опыта, заимствования эффективных  средств воздействия.

                                                   32

7. Умение анализировать  собственные ошибки в воспитании, конфликты, любое событие, тобой  результат т.к. они являются  почвой для дальнейшего изменения  не только ребенка, но и самих  родителей.

Всех сложностей внутрисемейных отношений не избежать. Но воспитание чуткости, уверенности в себе помогут в решении семейных проблем с меньшими потерями, чем при стихийном течении событий.

Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера - отношение  между членами семьи - ценности и  родительские связи, создают исходную, решающую сред, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной значимости.

Свое разрушительное влияние оказывает сниженный  эмоциональный тонус отца и матери, фригидность (негибкость) отношений  к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Все вместе взятое создает у ребенка чувство недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.

Не владея педагогическими  знаниями, родители , добиваясь послушания, прибегают к мало эффективным мерам воздействия как нотации,  угрозы, наказания.

В отношении  родителей к детям также можно  отметить недостаток содержательного  общения. Импульсивность, категоричность, и навешивание ярлыков, стремление моментально добиться положительной  реакции на свои действия, получить (мнимый) результат - вот неполный набор методов семейного воспитания.

                                                  

                                                           33

Проблема эмпатии (сочувствие, сопереживание), эмоционального благополучия активно обсуждается современными исследователями. Однако, инертность, нежелание глубоко задуматься, огорчать свое влияние на воспитание, ставит детей в зависимое положение от воли и настроения родителей.

Для воспитания детей важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей , которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.

Информация о работе Влияние семьи на развитие личности дошкольника