Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;
выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка;
Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.
1.1 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2 Роль семьи в процессе социализации подростка.
1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков.
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.
2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.
2.2 Психолого-педагогические рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение
Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
Цель практической работы состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка.
Практическое исследование проходило в лингвистической гимназии №11. Контингент участников исследования составил 16 человек 12-13 лет.
По результатам исследования можно сделать вывод, что у подростков встречается высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности, не у всех подростков адекватное отношение к друзьям и близким.
Полученные
результаты позволяют обосновать необходимость
профилактической, а в ряде случаев
коррекционной работы, направленной
на предупреждение и коррекцию тревожности,
развитию адекватного уровня самооценки
и адекватного отношения к близким.
Список литературы
Приложение
Метод Незаконченные предложения (Сакс и Леви)
Инструкция:
"На бланке теста необходимо закончить
предложения одним или
1. Думаю, что мой отец редко
2. Если все против меня, то
3. Я всегда хотел
4. Если бы я занимал руководящий пост
5. Будущее кажется мне
6. Мое начальство
7. Знаю, что глупо, но боюсь
8. Думаю, что настоящий друг
9. Когда я был ребенком
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
11. Когда
я вижу женщину рядом с
12. По
сравнению с большинством
13. Лучше всего мне работается с
14. Моя мать и я
15. Сделал бы все, чтобы забыть
16. Если бы мой отец только захотел
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
20. Надеюсь на
21. В школе мои учителя
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
23. Не люблю людей, которые
24. Когда-то
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
26. Супружеская жизнь кажется мне
27. Моя семья обращается со мной как с
28. Люди, с которыми я работаю
29. Моя мать
30. Моей самой большой ошибкой было
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
32. Моя
наибольшая слабость
33. Моим
скрытым желанием в жизни
34. Мои подчиненные
35. Наступит тот день, когда
36. Когда ко мне приближается мой начальник
37. Хотелось бы мне перестать бояться
38. Больше всех люблю тех людей, которые
39. Если бы я снова стал молодым
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
42. Большинство известных мне семей
43. Люблю работать с людьми, которые
44. Считаю, что большинство матерей
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
46. Думаю, что мой отец
47. Когда мне начинает не везти, я
48. Больше всего я хотел бы в жизни
49. Когда я даю другим поручение
50. Когда буду старым
51. Люди,
превосходство которых над
52. Мои опасения не раз заставляли меня
53. Когда меня нет, мои друзья
54. Моим
самым живым воспоминанием
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
56. Моя половая жизнь
57. Когда я был ребенком, моя семья
58. Люди, которые работают со мной
59. Я люблю свою мать, но
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Ключ
N п/п Группы предложений NN заданий
1 Отношение
к отцу
2 Отношение
к себе
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51
7 Страхи
и опасения
8 Отношение
к друзьям
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношение 11 26 41 56
12 Отношения к семье 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношение к матери 14 29 44 59
15 Чувство вины 15 30 45 60
Тест «исследования тревожности» Спилбергера.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
|
Показатель тревожности подсчитывается по формуле:
, где
- сумма зачеркнутых цифр по
пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,
- сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20
Если Т не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более — тревожность высокая.
Информация о работе Влияние семьи на формирование личности подростка