Влияние семьи на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;
выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка;
Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.

1.1 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.

1.2 Роль семьи в процессе социализации подростка.

1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков.

Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.

2.2 Психолого-педагогические рекомендации.

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии 4аД.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Способы разрешения подросткового возрастного  межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

Вызывающее  общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.

Однако  кризис может затянуться, и если с отрицательными симптомами в поведении  не бороться, то, в конечном счете, это  может привести к закреплению  в личности и поведении подростка  весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные привычки.[3]

Социализация - это процесс становления социального  «Я». Она охватывает все формы  приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых  индивид приобретает социальную природу.

Одним из основных звеньев социализации детей  и подростков является семья, хотя и  отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с  происходящими в семье коренными  изменениями. Российская семья сегодня  переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Сегодня родительская семья остается важнейшим  институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той  самодовлеющей ролью, на которую  она претендовала в предшествующую эпоху.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.

Резко выраженные психологические особенности  подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый  комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием.

В современной  семье все прочнее укореняется  демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.

В данном исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

  • Метод «Незаконченные предложения»;
  • Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Тексты  самих тестов будут даны в разделе  Приложение.

Дадим описание данных методик.

  1. Метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Метод включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
 
  1. Тест «Исследование  тревожности» (опросник Спилбергера). Тест Спилбергера-Ханина принадлежит  к числу методик, исследующих  психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности  характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, означает мотив или приобретенную поведенческую особенность, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Результаты  исследования.

Объектом  нашего исследования стал 6Б класс  лингвистической гимназии №11 в составе 16 человек. При обработке полученных данных мы получили следующие результаты, которые будут представлены в виде круговых диаграмм и пирамиды.

В данных диаграммах наглядно показано отношение  опрошенных подростков к отцу, матери, себе и своей семье.

Итак, мы выяснили, что 70% подростков положительно относятся к отцу, у 15% - безразличное отношение и 15% - отрицательное. Положительное  отношение к матери наблюдается у 100% опрошенных. 95% положительно относятся к семье, и 5% семья безразлична. У 90% наблюдается положительное отношение к себе, у 10% - безразличное.

В данной диаграмме наглядно показано распределение подростков по уровням тревожности, преобладающим в семье.

45% опрошенных  обладают умеренным уровнем тревожности.

10% опрошенных  обладают высоким уровнем тревоги. Подростки, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Они испытывают сильное эмоциональное переживания и напряжение, беспокойство, озабоченность и нервозность в семье. Таким подросткам следует формировать чувство уверенности и успеха.

45% опрошенных  студентов обладает низким уровнем  тревожности. Чаще всего низкий  уровень тревожности характеризуется  дружескими и доверительными  взаимоотношениями в семье.

    1. Психолого-педагогические рекомендации.

Рекомендации родителям и педагогам по общению с подростками:

1. Беседу  с подростком нужно начинать  с дружеского тона.

2. В  процессе общения с подростком  проявляйте к нему искренний  интерес.

3. Лучшим  словом, располагающим подростка  к общению, является его имя.

4. Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

5. В  процессе общения старайтесь  вести диалог на равных.

6. Старайтесь  инициативу общения держать в  своих руках.

7. Умейте  смотреть на вещи глазами подростка.

8.Будьте  всегда чуткими к делам своих детей.

9.Анализируйте  с детьми причины их удач  и неудач.

10.Поддерживайте  ребенка, когда ему нелегко.

11.Старайтесь  не ограждать подростка от  трудностей.

12.Научите  подростка преодолевать трудности.

13.Сравнивайте  своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.

14.Постоянно  контролируйте ребенка (но без  гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй».

15.Поощряйте  даже едва возникшие потребности  в знаниях, гармонии и красоте,  в самоактуализации (развитии собственной личности).

16.Информируйте  своего ребенка о границах  материальных потребностей и  напоминайте, что духовные потребности  должны развиваться постоянно.

17.Замечайте  любое положительное изменение  в развитии личности ребенка.

18.Рассказывайте  ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте.

19.Покупайте  детям книги по психологии, самопознанию.

20.Будьте  всегда личным примером (учите  делами, а не словами).

21.Помните,  что только личным примером  можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

22.Разговаривайте  с детьми как с равными, уважая  их мнение, избегая нравоучений,  криков, назидательности, иронии.

23.Советуйте  ребенку следить за своей внешностью - одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены.

24.Ни  в коем случае не запрещайте  подростку отношений с молодыми  людьми противоположного пола, не  пресекайте разговоры на темы  взаимоотношений мальчиков и  девочек, иначе между вами возникнет недоверие.

25.Воспитывайте  естественный взгляд на проблемы  взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое  отношение позволит создать в  будущем нормальную семью.

26.Помните: недоверие оскорбляет!

27.Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

28.Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего, старшим, мудрым другом и только потом - любящей (им) мамой (папой). 

Заключение

Социализация - это процесс становления социального  «Я». Она охватывает все формы  приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых  индивид приобретает социальную природу.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху.

В современной  семье все прочнее укореняется  демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности подростка