Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства.

Содержание

1. Влияние семьи на формирование личности ребёнка.
2. Семья как фактор воспитания личности ребёнка.
3. Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка.
4. Методические рекомендации.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная ( психология ).docx

— 49.87 Кб (Скачать)

Еще один тип неблагоприятного семейного климата - беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные  позиции по отношению к ребенку  у разных членов семьи. Это могут  быть властная строгая мать, формально  относящийся к своему ребенку  отец и мягкая, добрая, чрезмерно  опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная  мать. Все это может привести к  воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся  на внутреннем состоянии ребенка. Когда  каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка  против других членов семьи, ребенок  просто теряется. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно  поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают  его слова, поступки, действия. Ребенок  не может понять, кто действительно  желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.

Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка  осуществляется исключительно индивидуально  и основывается на конкретных поступках  и приспособлении к его психическим  и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит  от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и  др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей  и неотделимы от них. Считается, что  сколько родителей - сколько и  разновидностей методов. Однако, как  показывает анализ, в большинстве  семей используются общие методы семейного воспитания, к которым  отнесены:

метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и др.);

метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий - просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и др.

 

Личный пример.

Конечно, в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с  детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться  на ряд общих условий:

знание родителями своих  детей и учет их положительных  и отрицательных качеств: что  читают, чем интересуются, какие  поручения выполняют, какие трудности  испытывают и др.;

личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в  семье, стремление и способность  воспитывать личным примером;

в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного  взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

учет уровня педагогической культуры родителей.

Итак, на формирование определенных черт личности ребенка оказывают  влияние различные факторы.

Так, воспитание, характеризующееся  теплыми отношениями при сильном  ограничении свободы поведения  формирует у ребенка такие  черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.

Нормальная семейная атмосфера - основа формирования личности.

Для этого необходимо:

осознание родителями своего долга и чувства ответственности  за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших  и малых делах, в бережном отношении  к достоинству каждого члена  семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит  равенство всех членов, привлечение  детей к решению хозяйственных  вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении  театра и кино;

взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон  в обращении, задушевность, любовь и  жизнерадостность в семье.

Таким образом, семья - это  первая школа общения ребенка.

 

 

4.Методические рекомендации

Итак, мы увидели, какое большое  значение для развития личности ребенка  имеет отношение к нему его  близких. Та семья, которая проявляет  искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой  он есть, уважает и признает его  индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы будет формировать  в целом гармоничную личность. Последствиями дисгармонии внутрисемейных отношений являются:

  • занижение самооценки;
  • неуверенность в себе и замкнутость;
  • повышенная тревожность;
  • затруднения в коммуникативной деятельности;
  • раздражительность;
  • склонность к агрессии как средству защиты;
  • низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;
  • а также склонность к асоциальному поведению.

Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. От того, как родители подходят к выполнению своих родительских обязанностей, зависит психологическое  и эмоциональное благополучие детей. Часто эмоциональное состояние  и поведение ребенка зависит  всецело от поведения взрослого. Через поступки родителей дети понимают их любовь.

И, чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку  подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции.

Для этого необходима разработка системы психолого-коррекционной  работы, которая будет направлена на оптимизацию и создание условий  для полноценного развития детей  в семье, на организацию непосредственно  занятий с ними, а также консультирование педагогов, работающих с детьми раннего  возраста и их семьям.

На основании анализа  с родителями с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях, необходимо проводить психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактике проблемных ситуаций. Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка. В целях просвещения проводятся родительские собрания, семинары, консультации:

1. Консультации с целью  сообщения родителям о выявленных  проблемах в семье.

 Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика  эмоциональных нарушений у детей».

 Семинары: «Умеете ли  вы общаться с вашим ребенком?»,  «Умеем ли мы общаться?»

 Консультация: «Роль семейного  микроклимата в развитии детско-родительских  отношений» и другие.

Анализ результатов взаимоотношений  в семье показывает, что в психологической  коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Родителей детей следует  привлекать к участию в конкурсах, развлечениях, КВНах, праздниках. Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т.д. улучшают микроклимат в семье.

Родители могут занять активную позицию в сотрудничестве с педагогами и школьниками, участвуя в работе кружков, клубов, в проведении экскурсий, коллективных творческих дел, организации студий, различных творческих объединений, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, устных журналов, праздников, пресс-конференций, диспутов, сюжетно-ролевых  игр, аукционов путешествий и  т.д. Такая совместная работа родителей  и детей помогает устранять межличностные  проблемы, развивать позитивное взаимодействие.

Оптимальной формой для организации  эффективного взаимодействия родителей  с детьми являются занятия в форме  психологического тренинга. В таких  группах:

устанавливается взаимное доверие  во взаимоотношениях между взрослыми (педагогом, родителями) и детьми;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям  и детям;

каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие они  есть, признаются их ценность, значимость, уникальность;

занятия проходят в игровой  форме, что вызывает у детей живой  интерес. В любой игре ребенку  предлагается возможность импровизации совместно с родителями;

у детей на занятиях создается  чувство безопасности и дозволенности  в системе отношений, благодаря  чему они могут свободно исследовать  и выражать свое «Я», безопасно проявлять  свои эмоции и чувства.

Из числа семей с  серьезными проблемами детско-родительских взаимоотношений и нуждающихся  в психологической помощи, создаются  развивающие-коррекционные группы.

Общие рекомендации по формированию эмоционально-положительных  взаимоотношений детей и родителей:

1. Эмоциональное  выражение чувств. Для ребенка очень важна атмосфера, которая создается в семье. «Холодный» родитель не сможет показать ребенку всю красоту окружающего мира, всю гамму чувств и эмоций в человеческих отношениях, и, следовательно, научить любви. Ребенок в точности копирует «маски» своих родителей, степень их искренности и доверительности в отношениях.

2. Прикосновение. Любому ребенку необходима ласка. Достаточно пожелать доброе утро, обнять, чтобы ребенок весь день чувствовал вашу поддержку.

3. Слова поощрения. Мы редко хвалим ребенка, замечая только их ошибки. Очень важна своевременная похвала, одобрение, поддержка. Но необходимо помнить, что нельзя хватить не по делу: иначе он научиться обманывать - ведь в глубине души он чувствует, что его хвалят не по заслугам.

4. Забота и помощь. Это может быть помощь в подготовке школьных предметов, проведения праздников. Но помогать ребенку - это не значит делать за него, а делать вместе, передавая ему все больше и больше инициативы, приучая к ответственности. Пользы от такого совместного творчества будет намного больше, чем от постоянной опеки.

5. Время. Некоторые родители переживают, что проводят слишком мало времени в силу различных обстоятельств. Однако, важное значение имеет то, КАК именно вы его проводите. Пусть хотя бы на несколько минут интересы ребенка станут вашими.

6. Совместная деятельность. Ребенок всегда с радостью принимает участие в мероприятиях, проводимых семьей. Можно поручить ребенку часть работы, которая ему по силам, включая в «круг взрослых» обязанностей, подчеркивая важность его труда для общего дела.

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем  социальным институтом, в которой  происходит формирование вступившего  в жизнь человека; она становится тем первым домом, в котором человек  вырастает и получает первые жизненные  уроки, в котором он получает поддержку  и помощь.

 

 

Заключение

 

Завершая работу, выделим  основное.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние  на формирование личности ребенка оказывает  семья. Ни с чем несравнимо ее влияние  на развитие ребенка. Семья не только дарит человеку жизнь, но это и  то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова.

Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости  от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить  потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную  поддержку, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной  выполнить в достаточной мере эти важные функции.

Информация о работе Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника