Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Эта работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье. В ней будут рассмотрены различные типы воспитания, их влияние на развитие личности.Цель данной работы – доказать, что личность ребенка зависит от стиля, типа воспитания в семье.
Введение_____________________________________________________ 3 стр.
1.Роль семьи в социализации личности___________________________ 5 стр.
2.Структура личности_________________________________________ 7 стр.
3. Стили воспитания __________________________________________ 10 стр.
3.1. Авторитарный стиль воспитания ____________________________ 10 стр.
3.2. Демократический стиль воспитания__________________________ 11 стр.
3.3. Либеральный стиль воспитания _____________________________ 13 стр.
3.4. Попустительский стиль воспитания _________________________ 14 стр.
4.Формирование личности в семье ______________________________ 15 стр.
4.1. Гипопротекция ________________________________________ 16 стр.
4.2. Гиперпротекция _______________________________________ 16 стр.
4.3. Противоречивое воспитание _____________________________ 20стр.
4.4. Гиперсоциализирующее воспитание _______________________ 20 стр.
4.5. Жесткое обращение с ребенком ___________________________ 21 стр.
Заключение__________________________________________________ 23 стр.
Список литературы ________________________________________ 25 стр.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
теме: Влияние семейного воспитания
на формирование личности ребенка
Содержание:
Введение______________________
1.Роль семьи
в социализации личности______________________
2.Структура
личности______________________
3. Стили
воспитания ______________________________
3.1. Авторитарный стиль воспитания ____________________________ 10 стр.
3.2. Демократический
стиль воспитания______________
3.3. Либеральный стиль воспитания _____________________________ 13 стр.
3.4. Попустительский стиль воспитания _________________________ 14 стр.
4.Формирование личности в семье ______________________________ 15 стр.
4.1. Гипопротекция
______________________________
4.2. Гиперпротекция
______________________________
4.3. Противоречивое воспитание _____________________________ 20стр.
4.4. Гиперсоциализирующее воспитание _______________________ 20 стр.
4.5. Жесткое обращение с ребенком ___________________________ 21 стр.
Заключение____________________
Список
литературы ______________________________
Введение
«Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач» (Робин Скиннер)
Семья
является одной из важнейших ценностей
человека. В семье человек растет
и развивается. Маленький ребенок
не рождается с готовым
Государством, для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи, материнства и детства, 2008 год объявлен «Годом семьи» в России. Говоря о помощи общества, можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и т.д. К сожалению, проблемы воспитания детей в семье - это вечный, и до сегодня нерешенный до конца вопрос. Этот вопрос занимает умы ученых - педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Этой проблеме посвящаются конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? Как правильно воспитать ребенка? Каких ошибок нельзя допускать?
Эта работа
посвящена вопросам воспитания ребенка
в семье. В ней будут рассмотрены различные
типы воспитания, их влияние на развитие
личности. Цель данной работы – доказать,
что личность ребенка зависит от стиля,
типа воспитания в семье.
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.» [1]
Весомую часть своей жизни человек проживает в семье. Все, что было усвоено в семье остается с ним на всю жизнь. Именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути. От семьи зависит развитие интеллекта ребенка, его творческих умений, духовных и эстетических зачатков, физическое здоровье и эмоциональная культура.
Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Собственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья. [2]
Для правильного развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально – поддерживающей и предсказуемой среде, в которой у детей есть возможность проявлять собственную активность. Семья, как раз, и является такой средой.
То есть, роль семьи в жизни ребенка, главным образом, состоит в его социализации.
«Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе ». [3 стр.81]
Социализация есть двусторонний процесс. С одной стороны, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем восхождения в социальную среду, в систему общественного опыта путем восхождения в социальную среду, в систему общественных связей, а с другой стороны, процесс последующего активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. [4стр. 28]
Процесс социализации непрерывно обновляется и меняется с течением жизни. «На каждом из этапов социализации ребенок осваивает целый ряд новых ролей. В первые годы жизни ребенок приобретает навыки, которые необходимы потом для взрослого человека (прием пищи, формы общения, правила гигиены). Процесс не обрывается на стадии детства, он продолжается в юношеские и зрелые годы, можно сказать, что он продолжается всю жизнь. К старшему школьному возрасту стиль взаимоотношений должен уже более – менее сложиться». [3 стр. 83] Однако большинство ученых считают, что основные проблемы социализации концентрируются на детском возрасте, так как в этот возрастной период научение, по общему признанию, производит наиболее глубокое впечатление.
Таким
образом, роль семьи это социализация
личности. Семья, выполняя свою социализирующую
функцию, дает ребенку возможность осмыслить
нормы и ценности, в семье ребенок приобретает
первые навыки взаимодействия и осваивает
первые социальные роли (в том числе половые,
формировании черт маскулинности и фемининности).
Существенный вклад в теорию личности внес Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики, в виде Я, Сверх-Я и Оно, в своей теории психоанализа.
В работах отечественных психологов, по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
« А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных,
волевых и эмоциональных
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности
4. Биологически обусловленные
1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.» [9 с.78]
Все 4 стороны личности тесно
взаимодействуют друг с другом.
Однако, доминирующее влияние всегда
остается за социальной
«Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.
Основой любой личности является темперамент.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). » [10]
Таким образом, личность – это комплексное понятие. Основа любой личности – темперамент. Также в структуру личности входят: жизненный опыт индивида, биологическая обусловленность, социально обусловленные особенности и т.д.
Среди
работ по теории личности наиболее выделились
работы таких ученых как А.Г. Ковалева,
В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А важнейший
вклад в теории личности сделал Зигмунд
Фрейд.
«Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.» [11]
«По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.» [12 стр.51]
3.1. Авторитарный стиль воспитания
Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.» [12 стр. 51]
Информация о работе Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка