Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Эта работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье. В ней будут рассмотрены различные типы воспитания, их влияние на развитие личности.Цель данной работы – доказать, что личность ребенка зависит от стиля, типа воспитания в семье.
Введение_____________________________________________________ 3 стр.
1.Роль семьи в социализации личности___________________________ 5 стр.
2.Структура личности_________________________________________ 7 стр.
3. Стили воспитания __________________________________________ 10 стр.
3.1. Авторитарный стиль воспитания ____________________________ 10 стр.
3.2. Демократический стиль воспитания__________________________ 11 стр.
3.3. Либеральный стиль воспитания _____________________________ 13 стр.
3.4. Попустительский стиль воспитания _________________________ 14 стр.
4.Формирование личности в семье ______________________________ 15 стр.
4.1. Гипопротекция ________________________________________ 16 стр.
4.2. Гиперпротекция _______________________________________ 16 стр.
4.3. Противоречивое воспитание _____________________________ 20стр.
4.4. Гиперсоциализирующее воспитание _______________________ 20 стр.
4.5. Жесткое обращение с ребенком ___________________________ 21 стр.
Заключение__________________________________________________ 23 стр.
Список литературы ________________________________________ 25 стр.
« Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья » [13 c. 199]
«Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи:
безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, как не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.» [13 c.192]
« Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.» [13 c.193]
« Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.
Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую
форму.
В результате подобного воспитания получается такая ситуация: «формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций в ребенке. Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующий от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот, что при переходе к подростковому возрасту, ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации, и протестному поведению.» [14]
« Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами
семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его
психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспитания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексировать и согласовывать свои воспитательные подходы. Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются. Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.» [13 с.200]
« Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях. Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка. » [13 с.201]
«Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с механизмами проекции и рационализации ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.» [13 c.201 ]
Итак, мы
рассмотрели некоторые типы взаимоотношений
родителей и детей, а именно: гипопротекция, гиперпротекция,
противоречивое воспитание, гиперсоциализирующее
воспитание, жесткое обращение с
ребенком. Все эти взаимоотношения относятся
к дисгармоничному типу отношений. «Дисгармоничные
типы семейного воспитания создают условия
для формирования негативных личностных
качеств ребенка, особенно при наличии
конституциональной предрасположенности.
» [13 c.204] Следовательно, рассмотренные
нами типы отношений вредят развитию личности
ребенка.
Заключение:
В ходе развития человечества вопрос о семейном воспитании был рассмотрен множество раз. Множество ученых спорят и спорили на эту тему.
На сегодняшний день понятно одно, семейное воспитание является важнейшим этапом жизни каждого человека. Становление личности связанно с многими факторами. Ребенок растет и развивается не только в семье, есть детские сады, школы и т.д. Но в большей части дети взаимодействуют со своими родными.
Следовательно, мы видим важность именно семьи среди всего окружающего мира ребенка. Поскольку именно в семье, в детском возрасте происходит закладывание личности. Семья является начальной структурной единицей общества, в которой ребенок живет и воспитывается.
Само воспитание в целом представляет собой процесс, в котором основные компоненты это воспитанник, воспитатель, процесс их взаимодействия и условия протекания этого процесса.
Воспитательный
процесс в семье является важнейшим
аспектом общения детей и родителей.
Это можно увидеть в
Например, казалось бы, всесторонняя опека не является отрицательным фактором воспитания ребенка, ведь ребенок окружен любовью и заботой. Но это приводит к негативным последствиям. Результатом этого воспитания будет незрелая, эгоцентричная, капризная личность.
Именно
воспитание закладывает основы восприятия
ребенком окружающего мира, его отношение
к другим людям, видение себя и своих ближних.
Именно родители играют первостепенную
роль в становлении человека как личности.
Поэтому воспитание детей – очень важный
и требующий пристального внимания аспект
в развитии и духовном процветании ребенка.
В итоге, мы видим важнейшую роль и огромное
влияние семейного воспитания на развитие
личности.
Список литературы:
Информация о работе Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка