Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:19, курсовая работа
Современная социально - экономическая и политическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает и провоцирует резкое увеличение дистрессовых факторов в общественном и индивидуальном бытии а, значит, и социальную, психическую пмпег дезадаптированность индивидов и групп. Адаптированность, в качестве активного адаптационного процесса, состоит в сохранении гомеостаза на всех уровнях взаимодействия индивида с его окружением: от молекулярного до уровня психологической регуляции деятельности.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы психологических защит личности
1.1. История становления учения о психологических защитах……………5
1.2. Уровни организации защиты……………………………………………8
1.3. Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты………………………………………………………………………...11Глава 2. Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка.
2.1.Роль детско - родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление психологической защиты ребенка, а также в дальнейшем его развитии………………………………………….14
2.2. Специфика детско - родительского взаимодействия как фактор формирования психологической защиты ребенка.............................15
Заключение………………………………………………………………….17
Литература………………………………………
Существует несколько видов защит от внешних воздействий.
1.3.Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. (10)
Психологические защиты можно подразделить на специфические и неспецифические.
Специфические защиты учитывают содержательные характеристики угрозы. Такие защиты напоминают процесс решения проблем, в значительной степени представляют собой поисковые действия. (8)
Неспецифические защиты – это те, которые реагируют на факт угрозы как таковой. Для защит данной деятельности характерна распространенность на все сферы жизнедеятельности. (8)
Различия между неспецифическими и специфическими защитами заключается в следующем: первая обеспечивает быстрый способ передачи недифференцированной информации о раздражителе (в частности, о травмирующем воздействии) для общей оценки его значения для организма. Результат работы первой системы – эмоциональная оценка (например, боль), а второй – ощущение, образ. Первая заключает обобщение реакции (например, одергивание руки), а вторая – активность, настроенную на характер раздражителя. (8)
Вайллент дает классификацию защит по четырем уровням, отражающим относительные степени их сложности:
Формирование механизмов защиты происходит в процессе развития личности, начиная с самого раннего возраста. Непосредственно в первые годы жизни ребенок еще не имеет механизмов защиты как таковых, они лишь начинают формироваться; у него есть лишь минимальные средства защиты от неблагоприятных переживаний. Если ребенок на первом году не получает удовлетворения своих потребностей, у него формируется тревога, недоверие, которые в свою очередь, являются пусковыми устройствами для развития механизмов защиты. К третьему году жизни ребенок начинает усваивать понятия запретного и разрешенного, хорошего и плохого. Формируется механизм защиты «вытеснение», когда неприемлемая для личности информация или действие удаляется из сферы сознания. С развитием речи и логического мышления зарождается интеллектуализация, цель которой – дать логическое объяснение тем или иным желаниям, действиям, поведению в целом. Это дает возможность ребенку выгодно переоценивать информацию. В процессе социализации, приобщения к социальным связям включенность в социальные взаимоотношения формирует механизмы компенсации и избегания. (9)
Ряд
механизмов защиты, формирующихся на
ранних этапах онтогенеза, не связанны
с формированием и
Механизм защит можно узнать по тому, как они проявляются в поведении. Р.М. Грановская выделяет поведенческие особенности, сопутствующие действию какого – либо механизма защиты:
Глава 2. Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка.
2.1. Роль детско - родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление психологической защиты ребенка, а также в дальнейшем его развитии.
Механизмы
защиты формируются в детстве. Их
индивидуальный набор зависит от
тех конкретных обстоятельств жизни,
с которыми встречается ребенок,
от многих факторов внутрисемейной ситуации,
отношений ребенка с
Роль
воспитателя (мамы, папы, бабушки и
т.д.) осваиваются людьми с разной
степенью успешности. Ошибки и просчеты
в процессе воспитания ребенка совершает
любой родитель. Вопрос лишь в масштабе
этих ошибок. Негативное поведение родителей
по отношению к своим детям, которое можно
охарактеризовать как неадекватное, чрезмерное,
неэффективное и которое с большой долей
вероятности может привести к нарушениям
в развитии и социальной адаптации ребенка.
К примеру, в ходе воспитания невозможно
избежать наложения родителями определенных
ограничений и запретов, использования
системы поощрений и наказаний. Родители
не могут не контролировать ребенка, не
опекать его. Но речь должна идти о большей
или меньшей оптимальности и адекватности
этих мер. В противном случае они должны
быть отнесены к разряду негативных воздействий.
Семья выступает воспитательным посредником
между ребенком и обществом и предъявляет
ребенку в процессе воспитания определенную
модель социальных отношений. Чем ближе
эта модель к реальным отношениям в обществе,
тем с большей уверенностью мы можем ожидать
формирование индивидуальной поведенческой
нормы в виде социально одобряемого поведения,
характерного для большинства людей. “И
напротив, всевозможные отклонения и крайности
в родительских установках и адаптация
ребенка к сильному противоестественному
воздействию – с помощью очень интенсивного
использования защитных механизмов –
приводит в новом социальном контексте
к изменению поведения и другим проявления
социально - психической дезадаптации”.(9)
2.2. Специфика детско - родительского взаимодействия как фактор формирования психологической защиты ребенка.
Требовательность, как со стороны матери, так и со стороны отца положительно связана с детской интеллектуализацией. Среди особенностей защитного поведения при интеллектуализации отмечаются старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль и дисциплинированность. Поэтому вполне логично, что рост требований к ребенку и ожиданий от него сопряжен с развитием данного защитного механизма. Но требовательность негативно значимых взрослых приводит к аналогичному результату. (9)
Требовательность матерей имеет более широкое влияние: она способствует также развитию у ребенка защитного поведения по типу формирования реакции. Такая связь тоже вполне обоснована, поскольку предполагает со стороны ребенка стремление в ответ на материнские требования соответствовать ее стандартам: вести себя правильно, так, как подобает, чтобы не потерять ее расположения.
Строгость родителей, которая в данном случае предполагает частоту использования разных форм наказания (от простого повышения голоса до побоев), занимает особое положение в процессе формирования детской психологической защиты. Во-первых, излишняя строгость матерей и негативно значимых взрослых развивает у ребенка неосознанное стремление искать более слабые объекты для того, чтобы выместить свой гнев и обиду на воспитателя. Весьма вероятно, что повышенная строгость к старшему ребенку, принятая в некоторых семьях, порождает защитную агрессию к младшему в виде замещения.
Во-вторых, фактор строгости является единственным фактором, который значимо отличает родителей детей с высокой интенсивностью защитных механизмов от родителей детей с низкой интенсивностью. Таким образом, слишком строгие родители заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты.
Кроме
того, высокая тревожность за ребенка
вкупе с повышенным контролем
формирует у него инфантильное поведение
в виде защитной регрессии.(9)
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая защита личности изначально развивается как средство психической адаптации и может приводить к внешней социально - психологической адаптации или дезадаптации в зависимости от гибкости и интенсивности используемых механизмов.
Психологическая защита развивается еще в онтогенезе личности и присуща детской личности в равной мере, как и взрослой. Принципиальным отличием психологической защиты в детском и зрелом возрасте является не наличие или отсутствие отдельных механизмов, а защите, а интенсивность их использования.
Психологическая защита личности родителей сказывается на организации ими отношений с ребенком.
Формирование защитной стратегии ребенка подвержено влиянию таких внутрисемейных факторов, как специфика воспитательного стиля и характер собственного защитного поведения родителей.
В перспективе,
продолжением этой работы является исследования
эмоциональных отношений в семье и диагностики
субъективной значимости для ребенка
каждого взрослого члена семьи. Необходимо
изучить психокоррекционные меры - индивидуальная
и групповая психотерапия, тренинговую
работу, практику семейного консультирования
и семейную психотерапию.
Литература
Приложения
Информация о работе Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка