Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Современная социально - экономическая и политическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает и провоцирует резкое увеличение дистрессовых факторов в общественном и индивидуальном бытии а, значит, и социальную, психическую пмпег дезадаптированность индивидов и групп. Адаптированность, в качестве активного адаптационного процесса, состоит в сохранении гомеостаза на всех уровнях взаимодействия индивида с его окружением: от молекулярного до уровня психологической регуляции деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы психологических защит личности
1.1. История становления учения о психологических защитах……………5
1.2. Уровни организации защиты……………………………………………8
1.3. Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты………………………………………………………………………...11Глава 2. Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка.
2.1.Роль детско - родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление психологической защиты ребенка, а также в дальнейшем его развитии………………………………………….14
2.2. Специфика детско - родительского взаимодействия как фактор формирования психологической защиты ребенка.............................15
Заключение………………………………………………………………….17
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

Существует несколько видов защит от внешних воздействий.

  1. По уровню осознанности выделяют преднамеренную и непреднамеренную защиту. Преднамеренная осуществляется на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие. То есть индивид, на которого воздействуют те или иные внешние стимулы и обстоятельства, сознательно выбирает определенный вид защитного поведения, направленный на разрешение ситуации. Непреднамеренная защита представляет собой поведение, связанное с усвоенным стереотипом.
  2. По количеству субъектов защиты выделяют индивидуальную и групповую защиту. Индивидуальная связана с защитным поведением одного человека, групповая подразумевает защитное поведение группы как субъекта взаимодействия. В данном случае целая группа людей действует по единому плану, их поведение строится исходя из общей договоренности.
  3. По отношению к объективной действительности выделяют общую и избирательную защитную стратегию. По общей стратегии реализуются критичность личности по отношению ко всей совокупности внешних воздействий. В случае избирательной защиты личность фиксируется на конкретном объекте воздействия и вырабатывает специфическую реакцию на него. (3)
 

    1.3.Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты

Начиная с раннего детства, и в течение  всей жизни, в психике человека возникают  и развиваются механизмы, традиционно  называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных  переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. (10)

Психологические защиты можно подразделить на специфические и неспецифические.

Специфические защиты учитывают содержательные характеристики угрозы. Такие защиты напоминают процесс решения проблем, в значительной степени представляют собой поисковые действия. (8)

Неспецифические защиты – это те, которые реагируют  на факт угрозы как таковой. Для защит  данной деятельности характерна распространенность на все сферы жизнедеятельности. (8)

Различия  между неспецифическими и специфическими защитами заключается в следующем: первая обеспечивает быстрый способ передачи недифференцированной информации о раздражителе (в частности, о  травмирующем воздействии) для общей  оценки его значения для организма. Результат работы первой системы  – эмоциональная оценка (например, боль), а второй – ощущение, образ. Первая заключает обобщение реакции (например, одергивание руки), а вторая – активность, настроенную на характер раздражителя. (8)

Вайллент дает классификацию защит по четырем уровням, отражающим относительные степени их сложности:

  • «нарциссические» механизмы: отрицание, проекция, искажение;
  • «незрелые» защиты: фантазия, ипохондрия, двигательная активность т пассивно – агрессивное поведение;
  • «невротические» защиты включают интеллектуализацию, подавление, размещение, реактивное образование и диссоциацию (те есть разделение личности);
  • «зрелые» защиты: сублимация, вытеснение (произвольное подавление), альтруизм, предвидение и юмор.(6)

    Формирование  механизмов защиты происходит в процессе развития личности, начиная с самого раннего возраста. Непосредственно  в первые годы жизни ребенок еще  не имеет механизмов защиты как таковых, они лишь начинают формироваться; у него есть лишь минимальные средства защиты от неблагоприятных переживаний. Если ребенок на первом году не получает удовлетворения своих потребностей, у него формируется тревога, недоверие, которые в свою очередь, являются пусковыми устройствами для развития механизмов защиты.  К третьему году жизни ребенок начинает  усваивать понятия запретного и разрешенного, хорошего и плохого. Формируется механизм защиты «вытеснение», когда неприемлемая для личности информация или действие удаляется из сферы сознания. С развитием речи и логического мышления зарождается интеллектуализация, цель которой – дать логическое объяснение тем или иным желаниям, действиям, поведению в целом. Это дает возможность ребенку выгодно переоценивать информацию. В процессе социализации, приобщения к социальным связям включенность в социальные взаимоотношения формирует механизмы компенсации и избегания. (9)

    Ряд механизмов защиты, формирующихся на ранних этапах онтогенеза, не связанны с формированием и приобретением  новых функций; к ним относится  регрессия, обращение против личности, размещение и т.п. Если изучать ситуации, требующие защитных реакций, то классификация будет выглядеть так, как в таблице 1. (6)

    Механизм  защит можно узнать по тому, как они проявляются в поведении. Р.М. Грановская выделяет поведенческие особенности, сопутствующие действию какого – либо механизма защиты:

  • Бегство от…и в…;
  • Поиск мишени;
  • Конфликт и псевдоконфликт;
  • Формирование нового образа «Я»;
  • Проявление символов и фетишей;
  • Регулирование высоты барьеров, снижение масштаба травмы;
  • Достижение большей гибкости психики;
  • Откладывания достижение цели;
  • Повышение самооценки;
  • Предотвращение закрепления беспомощности и страхов;
  • Усиление активности для изменения хода событий;
  • Развитие и поддержание своих хобби;
  • Отношение к ситуации с юмором;
  • Использование исповеди. (5)

Глава 2. Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка.

2.1. Роль детско - родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление психологической защиты ребенка, а также в дальнейшем его развитии.

Механизмы защиты формируются в детстве. Их индивидуальный набор зависит от тех конкретных обстоятельств жизни, с которыми встречается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, отношений ребенка с родителями.

      Роль  воспитателя (мамы, папы, бабушки и  т.д.) осваиваются людьми с разной степенью успешности. Ошибки и просчеты в процессе воспитания ребенка совершает  любой родитель. Вопрос лишь в масштабе этих ошибок. Негативное поведение родителей по отношению к своим детям, которое можно охарактеризовать как неадекватное, чрезмерное, неэффективное и которое с большой долей вероятности может привести к нарушениям в развитии и социальной адаптации ребенка. К примеру, в ходе воспитания невозможно избежать наложения родителями определенных ограничений и запретов, использования системы поощрений и наказаний. Родители не могут не контролировать ребенка, не опекать его. Но речь должна идти о большей или меньшей оптимальности и адекватности этих мер. В противном случае они должны быть отнесены к разряду негативных воздействий. Семья выступает воспитательным посредником между ребенком и обществом и предъявляет ребенку в процессе воспитания определенную модель социальных отношений. Чем ближе эта модель к реальным отношениям в обществе, тем с большей уверенностью мы можем ожидать формирование индивидуальной поведенческой нормы в виде социально одобряемого поведения, характерного для большинства людей. “И напротив, всевозможные отклонения и крайности в родительских установках и адаптация ребенка к сильному противоестественному воздействию – с помощью очень интенсивного использования защитных механизмов – приводит в новом социальном контексте к изменению поведения и другим проявления социально - психической дезадаптации”.(9) 

2.2. Специфика детско - родительского взаимодействия как фактор формирования психологической защиты ребенка.

Требовательность, как со стороны матери, так и  со стороны отца положительно связана с детской интеллектуализацией. Среди особенностей защитного поведения при интеллектуализации отмечаются старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль и дисциплинированность. Поэтому вполне логично, что рост требований к ребенку и ожиданий от него сопряжен с развитием данного защитного механизма. Но требовательность негативно значимых взрослых приводит к аналогичному результату. (9)

Требовательность  матерей имеет более широкое  влияние: она способствует также  развитию у ребенка защитного  поведения по типу формирования реакции. Такая связь тоже вполне обоснована, поскольку предполагает со стороны  ребенка стремление в ответ на материнские требования соответствовать  ее стандартам: вести себя правильно, так, как подобает, чтобы не потерять ее расположения.

Строгость родителей, которая в данном случае предполагает частоту использования  разных форм наказания (от простого повышения  голоса до побоев), занимает особое положение  в процессе формирования детской  психологической защиты. Во-первых, излишняя строгость матерей и  негативно значимых взрослых развивает  у ребенка неосознанное стремление искать более слабые объекты для  того, чтобы выместить свой гнев и обиду на воспитателя. Весьма вероятно, что повышенная строгость к старшему ребенку, принятая в некоторых семьях, порождает защитную агрессию к младшему в виде замещения.

Во-вторых, фактор строгости является единственным фактором, который значимо отличает родителей детей с высокой интенсивностью защитных механизмов от родителей детей с низкой интенсивностью. Таким образом, слишком строгие родители заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты.

Кроме того, высокая тревожность за ребенка  вкупе с повышенным контролем  формирует у него инфантильное поведение  в виде защитной регрессии.(9) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая защита личности изначально развивается как средство психической адаптации и может приводить к внешней социально - психологической адаптации или дезадаптации в зависимости от гибкости и интенсивности используемых механизмов.

Психологическая защита развивается еще в онтогенезе личности и присуща детской личности в равной мере, как и взрослой. Принципиальным отличием психологической защиты в детском и зрелом возрасте является не наличие или отсутствие отдельных механизмов, а защите, а интенсивность их использования.

Психологическая защита личности родителей сказывается  на организации ими отношений  с ребенком.

Формирование  защитной стратегии ребенка подвержено влиянию таких внутрисемейных факторов, как специфика воспитательного  стиля и характер собственного защитного  поведения родителей.

В перспективе, продолжением этой работы является исследования эмоциональных отношений в семье и диагностики субъективной значимости для ребенка каждого взрослого члена семьи. Необходимо изучить психокоррекционные меры - индивидуальная и групповая психотерапия, тренинговую работу, практику семейного консультирования и семейную психотерапию. 
 
 
 
 

Литература

  1. Абабков В.П., Перри М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб, Речь, 2004. – 168 с.
  2. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. – Москва, Просвещение, 1998. – 352 с.
  3. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К.Роджерса // Вопр. Психологии. – Москва, Прогресс, 1990. – 255 с.
  4. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. - СПб, Питер,1993. - 103 с.
  5. Лейбин В.М. Психоанализ: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб, Питер, 2008. - 369 с.
  6. Михайлов Л.А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях; учебное пособие для студентов высших учебных заведение. -  СПб, Академия, 2009. - 307 с.
  7. Налчаджян А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. 2 –ое издание перераб. и доп.  - Москва, Просвещение, 2010. – 267 с.
  8. Хартманн, Хайну. Эго – психология и проблема адаптации личности. - Москва, Мысль, 2002. - 302 с.
  1. Чумакова  Е.В. Психологическая защита личности в системе детско – родительского взаимодействия. - СПб, 1998 г., 204 с.
  1. http://www.i-u.ru/biblio/archive/demina_psihicheskoe/02.aspx
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка