Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Современная социально - экономическая и политическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает и провоцирует резкое увеличение дистрессовых факторов в общественном и индивидуальном бытии а, значит, и социальную, психическую пмпег дезадаптированность индивидов и групп. Адаптированность, в качестве активного адаптационного процесса, состоит в сохранении гомеостаза на всех уровнях взаимодействия индивида с его окружением: от молекулярного до уровня психологической регуляции деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы психологических защит личности
1.1. История становления учения о психологических защитах……………5
1.2. Уровни организации защиты……………………………………………8
1.3. Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты………………………………………………………………………...11Глава 2. Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка.
2.1.Роль детско - родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление психологической защиты ребенка, а также в дальнейшем его развитии………………………………………….14
2.2. Специфика детско - родительского взаимодействия как фактор формирования психологической защиты ребенка.............................15
Заключение………………………………………………………………….17
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

Содержание

   Введение………………………………………………………………………3

    Глава 1. Теоритические основы психологических защит личности

    1.1. История становления учения о психологических защитах……………5

    1.2. Уровни организации  защиты……………………………………………8

    1.3. Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты………………………………………………………………………...11Глава 2. Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка.

    2.1.Роль детско - родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление психологической защиты ребенка, а также в дальнейшем его развитии………………………………………….14

    2.2. Специфика детско - родительского взаимодействия как фактор формирования психологической защиты ребенка.............................15

     Заключение………………………………………………………………….17

   Литература………………………………………………………………….18

   Приложения…………………………………………………………………19 
 
 
 
 

 

Введение

Современная социально - экономическая и политическая ситуация в стране, характеризующаяся крайней нестабильностью, обусловливает и провоцирует резкое увеличение дистрессовых факторов в общественном и индивидуальном бытии а, значит, и социальную, психическую   пмпег         дезадаптированность индивидов и групп. Адаптированность, в качестве активного адаптационного процесса, состоит в сохранении гомеостаза на всех уровнях взаимодействия индивида с его окружением: от молекулярного до уровня психологической регуляции деятельности.

Согласно  современным представлениям, эффективная  социально-психическая адаптация  зависит от способности субъекта изменять свои психические образы, приспосабливая их к новой действительности. Несмотря на широкий диапазон индивидуальных различий в степени лабильности психических образов, постоянное изменение действительности выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. А это ведет к дезорганизации психики и поведения, проблематичности не только биологического выживания определенных индивидов и групп, но и надежного прогнозирования индивидуального и группового поведения в целях избежания социальных конфликтов и снятия напряженности.

Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения, в том числе и деструктивные. Это — различные виды патологической зависимости, «немотивированная» преступность, насильственные действия, суициды, объединение в антисоциальные группировки и другие девиации, являющиеся наблюдаемым следствием психической и социальной дезадаптированности расширяющегося круга лиц.

Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов  психоанализа в теорию личности и  в теорию психологической адаптации. Психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации.

Даже  те психологи, которые делают попытку  создать устойчивую теоретическую  базу для  исследования психологической  защиты, сталкиваются с проблемой  экспериментальной проверки выдвинутых положений, поскольку до сих пор  не существует полновесных методов  изучения указанного свойства личности.

Моя цель заключается к тому, чтобы разобраться  в сложном структурированном  понятии «психологические защиты», это необходимо  знать любому человеку, чтобы разобраться в  себе и не доходить до крайних мер, связанных с психическими расстройствами. Любому родителю нужно вникнуть и  понять, что формирование механизмов защиты происходит в процессе развития, которые на протяжении жизни помогают ребенку адаптироваться и приспосабливаться к обществу с самых ранних шагов. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоритические основы психологических защит личности.

    1. История становления учения о психологических защитах.

Термин  «защита» впервые был применен З. Фрейдом в 1894 году и предназначался для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Потом этот термин был заменен термином «вытеснение». (4)

Возникновение механизмов защиты связывается З. Фрейдом с новообразованиями формирующейся личности. А потому понимание особенностей формирования и развития механизмов защиты невозможно без изучения структуры личности. Личность, по З. Фрейду, состоит из трех подструктур: Ид, Эго и Супер – Эго (Оно, Я, сверх – Я). (6)

Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные  из сознания в  бессознательное Ид, по – прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого влияния не уменьшается. (6)

Эго развивается  из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерева, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает  преимущественно, а Эго. Посредством накопления опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируется к умеренным, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Ид реагирует на потребности, Эго – на возможности их удовлетворения и находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение  – релаксацией, чувством «удовольствия». Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. (6)

Супер – Эго развивается из Эго и  является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. З. Фрейд указывает на 3 функции Супер – Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.(6)

Основная  цель взаимодействия трех систем -  Ид, Эго и Супер – Эго –  поддерживать или (при нарушении) восстанавливать  оптимальный уровень динамического  развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие. (6)

А. Фрейд расширила представления о механизмах защиты, которые рассматривала не только как врожденные особенности, но и как индивидуальные свойства, приобретаемые индивидом в ходе онтогенеза. (4)

Набор механизмов защиты индивидуален для  каждого человека и являет собой  характеристику адаптивных способностей личности. «Защитные механизмы – это деятельность сознания, которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность» (4)

А. Фрейд  выделила три группы механизмов защиты: Перцептивные, интеллектуальные и двигательные, которые возникают в процессе произвольного и непроизвольного  научения и обеспечивают последовательное искажение реальности с целью  ослабления травматического эмоционального напряжения. Определяющим в образовании  защитных механизмов А. Фрейд считала  травмирующее событие в сфере  межличностных отношений. (4) 

В зависимости  от того, откуда исходит угроза, А. Фрейд  выделяет защиту от инстинкта и защиту от аффекта. В первом случае процесс психологической защиты строится за счет недопущения в сознание представлений, связанных с инстинктом и представляющих опасность для Я. Во втором - в сознание не допускаются опасные для «Я» желания, т.е. аффекты (любовь, ревность, боль и т.п.). Важным в исследовательском и теоретическом плане нам кажется выделение А. Фрейд на основании трудов В. Райха такого неспецифического вида психологической защиты, как перманентные защитные явления. Речь идет о некоторых особенностях индивида, таких как скованность, стереотипная улыбка, от своих исходных ситуаций (конфликтов с инстинктами или аффектами) и превратились в постоянные черты характера”, что соответствует термину В. Райха “броня характера” (см. ниже). Таким образом, помимо собственно психологической защиты, можно наблюдать некоторые защитные проявления, характеризуемые оторванностью от реально существующего противоречия между «Я» и «Оно» ироническое или высокомерное поведение, циничное отношение к людям и др. Все это “остатки очень сильных защитных процессов в прошлом. (7) 

При  создании своей теории В. Райх сделал акцент на хронических энергетических блокировках, происходящих на физическом уровне. Он описал барьеры, используемые для устранения или сведения до минимума неоконченных эмоциональных переживаний, назвав эти защитные механизмы “броней характера”, под которой он понимал хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Когда мышцы напряжены, чувства притупляются. Таким образом, “мышечная броня”, т.е. физическое выражение психологической защиты, препятствует течению энергии вверх и вниз по телу, неизменно приводя к эмоциональному напряжению вплоть до невроза. (1)

 Согласно  А. Лоуэну, невротики огромную часть своей энергии расходуют на включение механизмов психологической защиты (в форме мышечной блокады), основная цель которых - избавить личность от  травмирующих ее мыслей, чувств и внешних событий.

В отечественной  психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на «Я» – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы. (10) 

    1. Уровни  организации  защиты

Выделяют  три вида защиты: социальную, социально  – психологическую и психологическую (рис. 1).

Социальная  защита представляет собой защиту личности на государственном уровне, в масштабе общества. В этом случае функцию защиты выполняет государство, защищая своих граждан от негативного информационного воздействия, а также оказывая разноплановую поддержку, начиная с поддержки малообеспеченных семей и заканчивая оказанием социальной поддержки и материальной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Оказание медицинской и психологической помощи нуждающимся в ней гражданам. (2)

Социальная  защита играет большую роль в сохранении психического здоровья граждан, например, после чрезвычайного происшествия человек зачастую остается «у разбитого корыта», не имеет крова, теряет близких, кормильцев. Страх перед будущим настолько овладевает им, что формируются фобические расстройства, реакция на стресс принимает патологическую форму. Уверенность же в том, что тебе помогут, обеспечат самым необходимым, дает шанс на дальнейшую жизнь, позволяет строить планы, что является признаком приспособления, адаптации к чрезвычайной ситуации. (2)

Социально – психологическая защита рассматривается в рамках социальных групп, в которые непосредственно входит индивид. К таким группам можно отнести профессиональные, общественные, политические группы, религиозные организации, а которых состоит индивид, семья, ближайшее окружение и референтная группа  (неформальные институты социализации).

В многочисленных исследованиях, посвященных проблемам  семьи, выявлено, что устойчивые, гармоничные  отношения между членами семьи  способствуют лучшей адаптации индивида к стрессам. Поддержка родных и  близких помогает пережить любые  стрессовые ситуации. (2)

Психологическая защита личности рассматривает защитные механизмы самого индивида, который и является субъектом психологической защиты. В основе лежат индивидуальные свойства конкретного человека. Психологическая защита личности отвечает за регуляцию систем организма и личности, она призвана защищать человека от разрушающих, тревожащих, вызывающих внутреннее напряжение воздействий внешней и внутренней среды. Выделяют два типа психологических защит  личности: внутриличностные и межличностные (рис. 2)

Внутриличностная защита формируется на основании внутриличностного конфликта, конфликта между подструктурами Ид (бессознательное), и Эго (сознание), Ид и Супер – Эго (сверхсознательное), между возникающими у человека потребностями и невозможностью их удовлетворения, между потребностями и ценностями личности. Внутриличностная защита используется для сохранения позитивного образа «Я», причем это происходит за счет искажения когнитивно – эмоциональной информации, поступающей из внешнего мира. Её основная функция – защита личности от внутреннего дискомфорта, тревоги и напряжения. (6)

Межличностная защита берет начало при возникновении  межличностного конфликта. Это защита личности от внешнего негативного воздействия. Межличностная защита используется личностью в целях сохранения своей целостности путем изменения  характера взаимодействия с окружающими.(6)

Информация о работе Влияние родителей на формирование психологической защиты у их ребенка