Влияние оценки учителя на эффективность учебной деятельности школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить наиболее эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи исследования:
Показать глубинные корни оценочной системы.
Выявить варианты оценочной системы со стороны учителя (стили оценочной деятельности).

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1.Психологическая сущность оценочной деятельности___________________4
2.Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности__21
3.Результаты исследования_________________________________________28
Заключение______________________________________________________37
Список литературы________________________________________________39
Приложение______________________________________________________40

Работа содержит 1 файл

Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

       Для большинства (88,9%) родителей школа, школьные успехи ребёнка играют первостепенную роль, они судят по отметкам о личности ребёнка, посредством отметок влияют на неё. И только небольшая часть родителей (11,1%) видят в ребёнке маленького, развивающегося человека.

 

      Заключение

     За всю историю развития оценочной системы попытки выработать эти критерии были неоднократными. Однако даже на самые объективные критерии оценивания ученики будут реагировать субъективно и неодинаково. Тот, кто предлагает «разработку объективных и строгих критериев, тот исходит из прежних и пока существующих представлений о том, что никто добровольно учиться не будет. Он не выходит за рамки старой, как мир, идеи усиления контроля за знаниями учеников».

     Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся.    Я согласна с И. Ю. Кулагиной, которая обозначила общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:

-ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (точкой отсчёта становится ученик, его специфика развития, особенности его учебной деятельности);

-оптимистический взгляд на учащихся (ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление любого продвижения в усвоении материала);

-использование оценок как обратной связи (не как средства жёсткого контроля и давления, а как информация об эффективности работы ученика);

-контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, использование развёрнутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля;

-включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;

-эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка;

создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации, независимо от того, какую оценку получает ученик.

        Необходима гуманистическая система обучения, которая давала бы глубокие и прочные ЗУНы, развивала бы потребность в самостоятельном познании, подняла бы на должную высоту нравственные и трудовые достоинства личности. В условиях этой новой система потребность в проверке стала бы совершенно лишней. К проверке и оценке должен быть такой подход - гуманное отношение к личности ученика, суть которого в том, чтобы учащийся «ощущал свой рост, переживал радость успеха».

 

 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 1998. С.1-299.

2. Божович Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка. - М., 1999. С.155-194.

3. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. - Р.-на-Дону, 1997. С.363-372.

4. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000. 103с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю  детям. - Киев, 1969. С.1-160.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая  психология. - М., 1998. С.152-163.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические  сочинения: В 2-х т., Т.2. - М., 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Открытая анкета для  учащихся 2-х и 3-х классов

1. Для чего ты ходишь в школу?

2. Что тебе нравится в твоём  классном руководителе?

3. Что тебе не нравится в  твоём классном руководителе?

4. Что тебе нравится в учёбе?

5. Что тебе не нравится в  учёбе?

6. Какой твой нелюбимый предмет?

7. Что тебе в этом предмете  не нравится?

8. Что бы ты сделал, чтобы все  учились хорошо?

 

Приложение 2

 

Методика незаконченных  предложений для учащихся 2-3 классов

«Дорогой друг! Посмотри - перед  тобой 9 предложений. Все они имеют  отношение к твоей учебной  работе. Ни одно из предложений не окончено, и твоя задача - быстро написать окончание  к каждому предложению. Не думай  слишком долго, прочтёшь одно предложение - сразу дописывай его и приступай  к следующему. Но напиши так, как  ты действительно считаешь».

 

1. Я учусь для того, чтобы _____________________________________.

2. Для меня самое главное в  учителе _____________________________.

3. Когда я получаю низкую оценку, я чувствую ____________________.

4. Когда меня хвалит учитель,  я чувствую ________________________.

5. Я думаю, что учитель не  должен ______________________________.

6. Мне хочется учиться лучше,  когда _____________________________.

7. Если мне делают замечание  на уроке, то я ______________________.

8. Для меня на уроке самое неприятное ___________________________.

9. Я думаю, что оценка и  отметка - это ___________________________.

 

Приложение 3

Методика незаконченных  предложений для родителей

 

«Уважаемые родители! Перед Вами 9 предложений. Ни одно из предложений  не закончено. Пожалуйста, напишите окончание  к каждому предложению».

1.Когда мой ребёнок приходит  из школы домой, то я первым  делом __.

2. Если мой ребёнок получает  отметку ниже, чем мне кажется,  он должен был получить _______________________________________________.

3.Если мой ребёнок принёс  пятёрку, то я _________________________.

4.Когда мой ребёнок уходит  утром в школу, я говорю ему  ___________.

5. Я считаю своего ребёнка  _____________________________________.

6. Учитель ставит моему ребёнку  отметки ________________________.

7. Для меня оценка и отметка  ___________________________________.

8. Я считаю учителя ___________________________________________.

9. Если у меня возникают вопросы  по поводу успеваемости моего  ребёнка, то я _____________________________________________________.

 

 


Информация о работе Влияние оценки учителя на эффективность учебной деятельности школьника