Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
Цель: определить наиболее эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи исследования:
Показать глубинные корни оценочной системы.
Выявить варианты оценочной системы со стороны учителя (стили оценочной деятельности).
Введение_________________________________________________________3
1.Психологическая сущность оценочной деятельности___________________4
2.Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности__21
3.Результаты исследования_________________________________________28
Заключение______________________________________________________37
Список литературы________________________________________________39
Приложение______________________________________________________40
Для большинства (88,9%) родителей школа, школьные успехи ребёнка играют первостепенную роль, они судят по отметкам о личности ребёнка, посредством отметок влияют на неё. И только небольшая часть родителей (11,1%) видят в ребёнке маленького, развивающегося человека.
Заключение
За всю историю развития оценочной системы попытки выработать эти критерии были неоднократными. Однако даже на самые объективные критерии оценивания ученики будут реагировать субъективно и неодинаково. Тот, кто предлагает «разработку объективных и строгих критериев, тот исходит из прежних и пока существующих представлений о том, что никто добровольно учиться не будет. Он не выходит за рамки старой, как мир, идеи усиления контроля за знаниями учеников».
Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся. Я согласна с И. Ю. Кулагиной, которая обозначила общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:
-ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (точкой отсчёта становится ученик, его специфика развития, особенности его учебной деятельности);
-оптимистический взгляд на учащихся (ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление любого продвижения в усвоении материала);
-использование оценок как обратной связи (не как средства жёсткого контроля и давления, а как информация об эффективности работы ученика);
-контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, использование развёрнутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля;
-включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;
-эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка;
создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации, независимо от того, какую оценку получает ученик.
Необходима гуманистическая система обучения, которая давала бы глубокие и прочные ЗУНы, развивала бы потребность в самостоятельном познании, подняла бы на должную высоту нравственные и трудовые достоинства личности. В условиях этой новой система потребность в проверке стала бы совершенно лишней. К проверке и оценке должен быть такой подход - гуманное отношение к личности ученика, суть которого в том, чтобы учащийся «ощущал свой рост, переживал радость успеха».
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 1998. С.1-299.
2. Божович Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка. - М., 1999. С.155-194.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р.-на-Дону, 1997. С.363-372.
4. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000. 103с.
5. Сухомлинский В.А. Сердце
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. С.152-163.
7. Ушинский К.Д. Избранные
Приложение 1
Открытая анкета для учащихся 2-х и 3-х классов
1. Для чего ты ходишь в школу?
2. Что тебе нравится в твоём классном руководителе?
3. Что тебе не нравится в твоём классном руководителе?
4. Что тебе нравится в учёбе?
5. Что тебе не нравится в учёбе?
6. Какой твой нелюбимый предмет?
7. Что тебе в этом предмете не нравится?
8. Что бы ты сделал, чтобы все учились хорошо?
Приложение 2
Методика незаконченных предложений для учащихся 2-3 классов
«Дорогой друг! Посмотри - перед
тобой 9 предложений. Все они имеют
отношение к твоей учебной
работе. Ни одно из предложений не окончено,
и твоя задача - быстро написать окончание
к каждому предложению. Не думай
слишком долго, прочтёшь одно предложение
- сразу дописывай его и
1. Я учусь для того, чтобы ________________________
2. Для меня самое главное в
учителе ______________________
3. Когда я получаю низкую оценку, я чувствую ____________________.
4. Когда меня хвалит учитель, я чувствую ________________________.
5. Я думаю, что учитель не
должен ______________________________
6. Мне хочется учиться лучше,
когда ________________________
7. Если мне делают замечание
на уроке, то я _______________
8. Для меня на уроке самое неприятное ___________________________.
9. Я думаю, что оценка и
отметка - это __________________________
Приложение 3
Методика незаконченных предложений для родителей
«Уважаемые родители! Перед Вами 9 предложений. Ни одно из предложений не закончено. Пожалуйста, напишите окончание к каждому предложению».
1.Когда мой ребёнок приходит из школы домой, то я первым делом __.
2. Если мой ребёнок получает
отметку ниже, чем мне кажется,
он должен был получить ______________________________
3.Если мой ребёнок принёс
пятёрку, то я ________________
4.Когда мой ребёнок уходит утром в школу, я говорю ему ___________.
5. Я считаю своего ребёнка
______________________________
6. Учитель ставит моему ребёнку
отметки ______________________
7. Для меня оценка и отметка
______________________________
8. Я считаю учителя _____________
9. Если у меня возникают вопросы
по поводу успеваемости моего
ребёнка, то я ________________
Информация о работе Влияние оценки учителя на эффективность учебной деятельности школьника